Урок Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Разработка урока по теме: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-исследование.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного
перелома в Великой Отечественной войне;
2) проанализировать причины победы на II этапе войны;
3) продолжить развитие исследовательских умений и навыков;
4) воспитывать интерес к боевому прошлому нашей страны, осознание подвига советского народа.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Карта «Великая Отечественная война советского союза»;
2. Учебник, раздаточный материал для работы
в группах, компьютер, проектор, слайды.

1.Проверка домашнего задания. (10 мин.)

I.Устный опрос:
1.Охарактеризуйте начальный период войны. Почему Сталин считал, что Германия не нападет на СССР летом 1941 г.?
2. Каково было значение битвы за Москву?

II. Выполнить задания на доске по карточкам:
Карточка №1
Расставьте события в хронологическом порядке:
Штурм линии Маннергейма
Сражение за Смоленск
Создание ГКО
Создание ставки Главнокомандования
Начало блокады Ленинграда.
Ответ: 1 4 3 2 5
Карточка №2
Закончите предложение:
План нападения на СССР имел кодовое название («Барбаросса»).
22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).
Операция по захвату Москвы имела кодовое название.(«Тайфун»).
Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось(30 сентября 1941 г.).
Контрнаступление советских войск под Москвой началось(5 декабря 1941 г.).

Карточка №3
Приведите в соответствие:
1) Г.К. Жуков
А) Командующий Резервным фронтом (август-сентябрь), Ленинградским фронтом (сентябрь-октябрь), Западным фронтом (с октября 1941 г.)

2) И. В. Панфилов
Б) Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР

3) И. В. Сталин
В) нарком иностранных дел, заместитель Председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования

4) В. Г. Клочков
Г) командир 316-й стрелковой дивизии, в ходе Московской битвы державшей оборону западнее Волокаламска (погиб 18 ноября 1941 г.)

5) В. М. Молотов
Д) политрук роты 1075 стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии, совершил подвиг, бросившись со связкой гранат на фашистский танк и взорвав его.


1
2
3
4
5

А
Г
Б
Д
В


2. Изучение нового материала.(28 мин.)

Вступительное слово учителя.
Сегодня мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны. В ходе изучения различных источников мы должны определить причины коренного перелома в ходе войны.

Знакомство учащихся с планом работы:
1. Сталинградская битва.
2. Сражение на Курской дуге.
3. Битва за Днепр.
4. Итоги второго периода войны.

I. Сталинградская битва 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г.

Прогнозирование результатов: (составляется кластер).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задание классу: Работая с учебником и картой, охарактеризуйте
военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных
рубежах СССР накануне Сталинградской битвы.

Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты не смогли окончательно захватить Сталинград?

Поиск путей решения проблемы (работа в группах). 12 мин.

1 группа: Изучить планы Германии и СССР накануне Сталинградской битвы.
Составить таблицу (учебник, карта).








2 группа: Проанализируйте диаграммы.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




3 группа: Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.
Документ №1: Из дневника Вильгельма Гофмана:
«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка»
Документ №2: Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.
«В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован» «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так то просто. Штабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».
Стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом»
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,
Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

4 группа: Изучите Приказ №227 «Ни шагу назад!» (учебник, стр.220) и
ответьте на вопросы:
Чем обусловлено появление данного приказа?
Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
Учитель: Советским командованием был разработан план «Уран» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами 3-х фронтов:
Юго-Западного – командующий Н. Ф. Ватутин
Донского – командующий К. К. Рокоссовский
Сталинградского – командующий А. И. Еременко.
Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек. Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Итоги Сталинградской битвы:
Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.
Учитель: в результате мощного наступления войск Воронежского фронта
на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой).

Работа в группах. 12 мин.
1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон
на летнюю компанию 1943 г.
Германия
Советский Союз

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.
Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация (20 млн. чел.)
Переход в наступление

50 дивизий
Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинант»
 


2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы, см. раздаточный материал)

Силы и средства
Советский Союз
Германия

Личный состав (тыс. чел.)
1136
900

Количество танков и САУ
3444
2733

Количество орудий и минометов
19100
10 000

Количество самолетов
2172
2050


3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего Танкового
сражения.

4 группа: изучить работу Тегеранской конференции (учебник) и ответьте на вопросы:
Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
2) Какие решения были приняты?
3) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны.

Учитель: Перейдя в наступление, советская армия освободила города
Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен 1-й победный салют.

III. Битва за Днепр сентябрь – ноябрь 1943 г.
Учитель: закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 г.
в битве за Днепр. (карта)
Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали непреступной.
6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев.

Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый
под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно
перешла к Советской армии.

1. Возвращение к кластеру
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)


Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока
Какие ключевые понятия и процессы усвоены
Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого
Личная оценка качества усвоения материала
Личная оценка активности, вклада в урок
Конструктивные предложения
по уроку

 
 
 
 
 
 


4. Домашнее задание: § 30,32; составить презентацию








































13PAGE 15


13PAGE 14215



?

?

?

?

?

Возможные причины победы на II этапе войны

Германия
1. Главный удар нанести на юге
(Кавказ и Нижняя Волга)
2. Активизировать военные действия
на центральном направлении.

СССР
Ведение активных оборонительных
боев на центральном направлении
с последующим переходом
в контрнаступление.

Соотношение сил
сторон
к 19 ноября 1942 г.

Соотношение сил и средств
на Сталинградском направлении
к концу июня 1942 г.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

1

1

4

3

2

4

3

2

Германия

СССР

1. Личный состав. 2. Орудия и минометы. 3. Танки. 4. Самолеты.

Возможные причины победы на II этапе войны

Приказ №227
«Ни шагу назад!»,
Состояние
«внутренней
свободы»

Психо-
логиче-
ская
готов-
ность

Великое
мужество,
героизм.

Советское
военное
искусство

«большие потери



Root Entry