Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие» по произведению Б. Васильева

Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие»
по произведению Б. Васильева
Цель:
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.
Задачи:
расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
воспитание уважительного отношения к старшему поколению, развитие интереса к песням военных лет;
формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов.
Оборудование: выставка книг, аудиозаписи песен о войне, фильм “А зори здесь тихие”, на столе в вазах цветы, свечи, костюмы для инсценировок (гимнастерки, пилотки, сапоги, брюки, юбки, бинокли), палатка, гармонь, изображение костра.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Ход мероприятия
Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”.
ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки):
70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.
Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти 30 лет назад. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала – прослушаем диалог писателя с журналистом.
Диалог писателя с журналистом
ЖУРНАЛИСТ. Борис Львович, вы - автор всемирно известный, лауреат Государственной премии, человек, много повидавший и испытавший. Что вы думаете о нашем поколении:
ПИСАТЕЛЬ. Детство – единственная страна, где все талантливы. Бездарных детей не бывает. Но удивительное дело: отсюда, из этой прекрасной, удивительной страны, все почему-то бегут, рвутся, спешат уйти. Хотят стать взрослыми. Скорее. Завтра, немедленно.
ЖУРНАЛИСТ. Борис Львович, как складывалась ваша писательская судьба, какие жизненные обстоятельства сильно на вас повлияли?
ПИСАТЕЛЬ. Моя судьба тесно слита с молодым поколением. Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя всякую молодость, шагнули прямо из детства на фронты Великой Отечественной войны. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Воевал я недолго , но увидел и пережил многое.
Не написать я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там. Этот долг существует, никуда от него не денешься, когда принадлежишь к поколению “ лёгших под танки”
ЖУРНАЛИСТ. Как вы относитесь к теме “Женщины на войне”?.
ПИСАТЕЛЬ. Понимаете, когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, что хотите, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать Родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство. Повесть “А зори здесь тихие” написана об убийцах. Это – главная мысль.
ЖУРНАЛИСТ. Многие ваши книги экранизированы. Как живётся вашим героям на экранах?
ПИСАТЕЛЬ. Скажу честно: я очень люблю, когда по моим книгам ставят фильмы. Потому что я прекрасно понимаю, как занят современный человек. Не всякий прочтёт книгу, поэтому я с радостью отношусь к возможности высказаться на языке массового искусства.
Печально другое. Многие школьники, сберегая своё время, пишут сочинения. Не читая книг, а посмотрев фильм. Значит, знакомство с писателем не состоялось.
ВЕДУЩИЙ. И сегодня перед нами синтез двух искусств – художественное произведение и кинофильм С. Ростоцкого, который многие из вас уже посмотрели.
Сценка из произведения Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие”
Экспозиция
“Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары, проклятые, донимают, но жизнь все едино райская. Старик, давай цыгань отпуск и рви к нам.
Тут полное обезмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!
Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем ( представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей.
Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал.
Вчера не успел дописать: кончаю утром. Здесь оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.
А зори – то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые – чистые, как слезы”.
Сценка (развитие действия)
Слышится музыка природы, поют соловьи (звучит фонограмма). Выходят шесть девушек и старшина Васков.
Васков: Раз, два левой, левой!
Отделение, стой! Раз, два. Направо!
(выходит чуть вперед и встает перед девушками)
(сдает рапорт)
Кирьянова: Товарищ старшина, 1-ое отделение 3-его взвода 5-ой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыло в ваше распоряжение. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.
Васков: Вольно! По порядку рассчитайтесь.
1: Рита Осянина
2: Женя Комелькова
3: Лиза Бричкина
4: Галя Четвертак
5: Соня Гурвич
Васков: Отделение, вольно! Разойдись! 30 минут на отдых. Так, нашли, значит, непьющих Из расположения без моего разрешения ни ногой
Рита: Даже за ягодами?
Васков: Ягод еще нет.
Комелькова:
А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина, отощаем.
Васков: Не дальше речки, а теперь располагайтесь.
Лиза: Ой, Женька, и красивая ты, ну точно русалка.
(Женя расчесывает волосы)
Галя: Женька, с тебя только скульптуру лепить!
Соня: Нет, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате.
Кирьянова: Нет, несчастная, ты баба, такую фигуру в обмундирование паковать – это же сдохнуть можно.
Лиза: Послушай, Женька, а как же полковник? Как же ты смогла?
Женя: А вот смогла. Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?!
Галя: На сцену бы тебе такая баба пропадает!
Девушки рассаживаются. Вместе поют песню:
«Синенький скромный платочек» (Фонограмма)
Васков: Вот и зажили мы
Рита: (вбегает) Товарищ старшина! Немцы в лесу!
Васков: Так, откуда известно?
Рита: Сама видела. Двое с автоматами.
Васков: Команду – в ружье: боевая тревога!
Все девушки встали в строй
Васков: Отряд, равняйсь, смирно!
Нечего сказать, строй – у одной волосы, как грива, у другой – какие-то бумажки на голове. Вояки! Кто немецкий знает?
Соня: Я знаю.
Васков: Что такое “я”? Докладывать надо!
Соня: Боец Гурвич!
Васков: Как там по-ихнему: “Руки вверх”?
Соня: Хенде Хох!
Васков: Точно! Так, идем на двое суток. Взять сухой паек, патронов 5 обойм, обуться по-человечески, в порядок себя привести. Слушайте боевой приказ! Я решил встретить врага на основной позиции. Противник силою до 2-х фрицев движется в район Вопь-озера. Боевые действия начинать строго по моей команде.
Разойтись по позициям!
(звучит фонограмма. Музыка природы с чириканьем сороки)
Рита: Птицы кричат!
Васков: Сороки-белобоки. Значит, идет кто-то. Не иначе гости.
Рита: Ой, товарищ старшина – 3, 5, 8, 10, 16!
Васков: Вижу!
Рита: Если б только знали – 6 против 16.
Лиза: Значит, мне сейчас идти?
Васков: Дуй, Лизавета Батьковна. Сообщи нашим.
Лиза убегает. (стреляет пулеметная очередь) (1 фон)
Ой, закурить бы, да кисет где-то оставил
Побежала. (стреляет пулеметная очередь. 2 фон)
Соня: Я принесу!
Васков: Куда, боец Гурвич? Назад.
Галя: А-а-а! я им сейчас покажу. Не выдержала, побежала. (3 фон)
Васков и Женя несут раненую Риту
Васков: Тряпки давай, быстрее.
Женя: Да нету у меня Как тебя угораздило.
Васков: Ах, ты, черт (Рвет на себе рубашку). Ничего, Рита, кишки целые заживет (перевязывает рану)
Рита: Немцы, немцы где? Иди же туда, Женька Там
Женька посмотрела на Риту, взяла автомат и ушла. Стреляет ее автомат, уводя фашистов. Фонограмма пулеметной очереди фашистов
Рита: Болит?
Васков: Здесь у меня болит (ткнул в грудь). Положил я вас всех, всех шестерых положил, а за что? За десяток фрицев?
Рита: Ну, война же?
Васков: А потом, когда мир будет? Что ответить, если спросят: “Что же ты, Васков, мам наших от пуль не уберег?”
Рита: Но ведь мы Родину защищали
Васков: Ох, Рита, ты пока полежи, я схожу, погляжу вокруг.
Вот, возьми, там 2 патрона осталось.
Рита: Просьбу мою последнюю выполнишь?
Васков: Нет!
Рита: Я все равно умру, ты это знаешь, только намучаюсь.
Васков: Брось, Рита, я пойду погляжу
Только сделал несколько шагов, Рита выстрелила в висок
Васков: Все погибли. Один я остался 6 девчонок против 16.

А тишина здесь стояла такая А зори здесь были тихими – тихими
(пение птиц)
Ведущий: Но чтобы зори были тихие, пели птицы и люди радовались жизни, уходили на смерть юноши и девушки, отдавали свои жизни во имя грядущих поколений. И мы не вправе забывать об этом.
ЧТЕЦ.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
ВЕДУЩИЙ. Эти слова принадлежат поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной.
ВЕДУЩИЙ. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки -–зенитные, связи, ночных бомбардировщиков (“Внимание! В небе ночные ведьмы!”), не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. В трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев.
Б. ВАСИЛЬЕВ ПИСАЛ: ”Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий.
ПОЧЕМУ ВСЕ ДЕВУШКИ В ПОВЕСТИ ПОГИБАЮТ?
(Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул,: надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.
Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.
ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?
(Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.
Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.
Финал. Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”










15