Основные направления работы со способными учениками


УДК 004.9:376
Махкамова Гульмира Ильхамовна
учитель информатики
МБОУ «Октябрьская ОШ»
Советского района Республики Крым.
ГЛАВНОЕ О ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ ПО ИНФОРМАТИКЕОлимпиада – это один из видов внеклассной работы. Она является хорошим, действенным средством для формирования мотивации к обучению, для поддержки и стимулирования творчески одаренных школьников. Олимпиада помогает активизировать познавательную деятельность, расширить и углубить знания обучающихся.
Одной из традиционных и добровольных форм привлечения одаренных школьников к занятиям программированием можно считать ученические олимпиады по информатике. Эти олимпиады позволяют ученикам проверить уровень своих знаний, способностей и умений.
Олимпиады по информатике раскрывают у обучающихся навыки, необходимые для написания оптимальных алгоритмов решения сложных задач, используя средства программирования и структуры данных. Задания эти выполняются в ограниченные сроки и в атмосфере соперничества, реализовать которые нужно на конкретном языке программирования, используя компьютеры, которые считывают данные из текстовых файлов и выводят результаты обработки этих данных реализованным алгоритмом в текстовые файлы.
Главная особенность олимпиады по информатике – это то, что реализация решения задач происходит на компьютере. Из-за того, что решением задачи является практически реализованная программа, можно автоматизировать процесс проверки работ участников олимпиады – это помогает объективно оценивать результат.
Уровень сложности заданий превышает пределы школьной программы по информатике, так как они требуют глубокого знания не только конкретного языка программирования, но и знаний в области математики, теории чисел, дискретной математики и других разделов и предметов.
Олимпиада – это соревнование, которое стимулирует желание и стремление учеников к самообразованию, воспитывая в них упорство в достижении цели, особый интерес к информатике, справляться с трудностями, помогает выработать умение работать с литературой по предмету. Положительный результат от олимпиады достигается только в том случае, когда олимпиада станет конечной и итоговой ступенью в групповой, индивидуальной классной и внеклассной работе.
Если ученики постоянно участвуют в олимпиадах, они мыслят уже творчески и это помогает им не только в учебной деятельности, но и в жизни [1,2].
Основными направлениями работы со способными учениками является проведение уроков, внеклассной работы (консультация, факультатив, индивидуальные занятия), а также самообразование. Одной из эффективнейших форм дифференцированного обучения и воспитания является факультатив. Его главное предназначение – углубить и расширить полученные знания, развить способности и интерес учащихся, так как на факультативе используется определенная программа, которая не повторяет учебную.
Эти занятия вырабатывают у учащихся практические умения, развивают их способности, раскрывают их творческий потенциал и позволяют им активно обмениваться знаниями.
Еще одним методом работы с одарёнными учениками считаются занятия индивидуально, то есть «учитель-ученик». При такой работе ученик сам заинтересован в проведении индивидуальных занятий. Эти занятия проходят или в виде консультаций, или совместное решение задач. Особенностью индивидуальных занятий является эпизодичность их проведения, так как они организуются по мере необходимости.
Олимпиады нужны детям для саморазвития и самовыражения. Неправильно думать, что олимпиада – это конкурс, который длится 3 - 4 часа. С одаренными детьми необходимо заниматься в течение всего года [3].
Литература
Кирюхин В.М. Окулов С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады // Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007 – 580 с.
Жуковский С.С. Методика формирования позитивной мотивации к учёбе во время подготовки одаренных школьников к олимпиаде по информатике [Электронный ресурс] / Научная статья: Вектор науки ТГУ. – 2012. – №4 (11) – с. 109 - 112 – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-pozitivnoy-motivatsii-k-uchyobe-vo-vremya-podgotovki-odarennyh-shkolnikov-k-olimpiade-po-informatike (дата обращения 17.03.2016г.)
Артёмов А.С. Подготовка учащихся к олимпиаде по информатике [Электронный ресурс] – URL: http://www.edu-eao.ru/index.php/component/k2/item/941-podgotovka-uchashchikhsya-k-olimpiade-po-informatike (дата обращения 17.03.2016г.)