Урок по русскому языку на тему: Словосочетание. Нормы построения словосочетаний


Щигровский филиал ОБПОУ "Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова"
Методическая разработка
урока русского языка
по теме:
"Словосочетание. Нормы построения словосочетаний".

Подготовила:
преподаватель русского языка и литературы
Курашова Е.А.
2015-2016
Аннотация
Тема урока включает повторение и обобщение знаний обучающихся о словосочетаниях и нормах их построения.
В процессе урока решались следующие задачи: активизировать знания студентов о синтаксических единицах; рассмотреть отличительные особенности словосочетаний; совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику; совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании; совершенствовать умения образовывать словосочетания; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции студентов; совершенствовать правописные навыки; разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании).
При изучении данного материала студенты достигли следующих результатов:
Образовательные (предметные): повторение и обобщение изученного материала по теме "Словосочетание"; выявление затруднений по теме для дальнейшей индивидуальной работы; формирование умения самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие (метапредметные): сотрудничество учителя с классом; выделение главного, умение обобщать, повышение грамотности устной речи; осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.
Воспитывающие (личностные): воспитание культуры учебного труда; повышение мотивации учебного труда за счет игровой формы работы; обучение умению "слушая, слышать"; формирование чувства здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
Введение
Словосочетание – синтаксическая единица русского языка, так или иначе противопоставленная предложению в фукциональном и структурном отношении. Природа этой единицы сложная; сложным и противоречивым является и её лингвистическое осмысление. Есть два различных понимания словосочетания.
Для одних словосочетание – это любое грамматическое соединение полнозначных слов (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский и др.); это общее понятие охватывает и предложение или его предикативную основу – как "особое" словосочетание. Ведущим признаком является грамматическая организованность, форма.
Принципиально иное понимание словосочетания сформулировано В.В. Виноградовым – как номинативной единицы, целостной по смыслу, "строительного материала" для предложения. Ядром данной концепции является противопоставление предложения и словосочетания: по функции (коммуникативная-номинативная), по грамматическому значению (предикативная-непредикативная), по "субординации" (главная, первичная-зависимая, вторичная единицы).
Словосочетание организуется только подчинительной связью.
Понимание словосочетания как номинативной единицы, реализуемой в предложении, выдвигает проблему отграничения его от слова (в том числе составного и сложного), фразеологизма и предложения. В каждом случае акцентируется то качество словосочетания, которое противопоставляет его другой единице: 1) состав два и более полнозначных слова, раздельнооформленность; 2) аналитичность семантики, свободное строение, невоспроизводимость; 3) номинативность, непредикативность.
Характеристика типов словосочетаний нами будет даваться по данной концепции, исходя из: 1) подчинительной связи, 2) двучленности, 3) различения содержательной стороны (отношения) и формальной (связи).
ЦЕЛЬ:
закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
ЗАДАЧИ:
активизировать знания студентов о синтаксических единицах;
рассмотреть отличительные особенности словосочетаний;
совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании;
совершенствовать умения образовывать словосочетания; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции студентов;
совершенствовать правописные навыки;
разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании).
Средства активации: мультимедийный проектор, учебник "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи" 10-11кл. под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. "Просвещение", 2005г.
Ход урока:
Мобилизующее начало урока:
Орфоэпическая разминка (расставить ударение в словах, записанных на доске):
Аэропорты, избалованный, иконопись, каталог, квартал, занята, клала, кухонный, звоним, краны, начал, начала, начали, перезвонит, торты, цепочка, черпать, шарфы.
2) Словарный диктант.
Дорожка вилась среди лиственного молодняка; в течение получаса; нежная и усыпляющая ласка ночи; выбрав пень поудобней, я присел перекусить; анютины глазки; совершенно безукоризненно и изысканно; поражали агатовые глазки; доклеив, я решил отдохнуть; в продолжение новеллы; она шла не торопясь и наслаждаясь.
«Сказка из жизни Словосочетаний».
Жили-были, не тужили, участвовали в синтаксической жизни, всем помогали удивительно трудолюбивые и миролюбивые единицы языка – Словосочетания. Были они небольшие, очень подвижные, легко помогающие словам найти общий язык. И на всё они шли ради этого, всё знали и умели: там падеж изменить, окончание подправить, там нужный предлог подобрать, а там и вовсе в значение вникнуть. Нелёгкое это дело. Чуть зазеваешься – грамматическая ошибка, а то и речевая.
Помните известное: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.
А всё дело в незнании падежных форм. Как часто по незнанию мы разрушаем фразеологизмы. На секунду отвернёшься, и словосочетания тут же разрушаютсся, просто распадаются на глазах.
Вот и просят они нас, читателей: «Побольше читайте, вглядывайтесь в литературный текст, учитесь правильно соединять слова, а уж мы поможем предложение составить».
Обобщающее повторение.
1) Какие единицы синтаксического яруса вам известны? (слово, словосочетание и предложение).
2) В чём отличие предложения от словосочетания? (функция; структура; интонационное оформление).
3) В чём отличительная особенность словосочетания? (наличие 2 и более знаменательных слов и подчинительной связи между словами).
4) Сформулируйте определение словосочетания.
5) Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры.
6) Выделите из словарного диктанта те сочетания, которые образуют словосочетания. При этом можно пользоваться следующими положениями.
III. Работа с раздаточным материалом.

Работа в тетрадях (студенты выписывают словосочетания из словарного диктанта: лиственного молодняка, вилась среди молодняка, ласка ночи, анютины глазки, агатовые глазки).
V. Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Заполнение таблицы на основе имеющихся знаний.
СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ
Определительные синтаксические отношения (обозначают предмет и его признак, вопрос определения) Объектные синтаксические отношения (обозначают действие и объект, на который оно направлено, вопрос дополнения) Обстоятельственные (обозначают действие и место, время, причину, вопрос обстоятельства)
Зависимое слово изменяется Зависимое слово изменяется Неизменяемое зависимое слово
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное Зависимое слово связывается с главным только по смыслу
Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова Изменение формы главного слова не ведёт к изменению формы зависимого слова Изменение формы главного слова не ведёт к изменению формы зависимого слова
Красивое озеро
Красивого озера
Красивые озёра Читает книгу
Читал книгу
Читают книгу Стрижка каре
Читаю вслух
Читаю сидя
Информация на проекторе:
Способы подчинительной связи между словами
Существует три главных способа подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.
Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п

Запись в тетрадях:
СОГЛАСОВАНИЕ
Главное слово Зависимое слово
Существительное Прилагательное, причастие, Местоимение, порядковое числительное
Берег..
Берега
Берегу Морской
Морского
Морскому
Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти, двое (из кого?) из них, (из пяти) и т.п.

Запись в тетрадях:
УПРАВЛЕНИЕ
Главное слово Зависимое слово
Глагол и его формы (причастие, деепричастие); существительное, прилагательное, числительное Существительное, местоимение, числительное
Помогал
Помогал бы
помогая Отцу
отцу
отцу
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.
Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; яйца всмятку; желание учиться.
Запись в тетрадях:
ПРИМЫКАНИЕ
Главное слово Зависимое слово
Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное) Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное)
Слушать
Идти
Яйца
Желание Внимательно
Не оглядываясь
Всмятку
Учиться
Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.
VI. Закрепление материала.
1. Выпишите словосочетания с типом синтаксической связи "примыкание".
Мерилом красоты, трудности в обращении, невольно рассмеялся.
2. Выпишите словосочетания с типом синтаксической связи "управление".
Рассказывать взахлёб, из далёких краёв, схватил шпагу.
3. Выпишите словосочетание именное.
Стакан молока, выпить залпом, совершенно просто.
4. Укажите словосочетание со значением "действие и его признак".
Пасмурно по-осеннему, выпить залпом, произвести расчёт.
5. Укажите словосочетание с обстоятельственными отношениями.
Давший жизнь, милый кум, посмотреть налево, уйти с ними.
6. Укажите словосочетание с объектным отношением.
О шести книгах, освоение космоса, просить настойчиво.
7. Укажите связанные (не членимые) словосочетания.
О четырёх сёстрах, летать высоко, бежать по дороге, ругать за беспечность. От поездки у него осталась масса впечатлений.
8. Выпишите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.
Считать ворон, три друга, я догадался, срочно требуется.
9. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка в употреблении предлога.
Ругать за беспечность, поступил вопреки угрозы, выполнил согласно предписанию.
VII. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка к ЕГЭ.
1. Какое сочетание является словосочетанием?
1) Вследствие недомогания 3) В течении реки
2) Несмотря на метель 4) Решил остаться
2. Укажите словосочетание со связью согласование.
1) Стая уток 3) Работал по-новому
2) Веселившая их 4) В четвёртом ряду
3. Укажите словосочетание со связью управление.
1) Прощальными гудками 3) Приехать осенью
2) С нижнего этажа 4) Умытый дождём
4. Укажите словосочетание со связью примыкание.
1) Захотел остаться 3) Намерение уехать
2) Мои книги 4) Дождаться тепла
5. Определите вид связи в словосочетании "его улыбка".
1) Согласование 3) Примыкание
2) Управление 4) Не словосочетание
6. Определите вид связи в словосочетании "прийти втроём".
1) Согласование 3) Примыкание
2) Управление 4) Не словосочетание
VIII. Проверочная работа. Выписать из предложения сочетания, не образующие словосочетаний.
В смешанном редняке, пронизанном солнцем, могучие стволы сильных, набравших несказанную зрелость берёз, ослепительно блестели, отливая солнцем.
IX. Итоги урока. Рефлексия.
-Назовите основные единицы синтаксического яруса языка.
-Что такое словосочетание?
-Какие сочетания мы не можем отнести к разряду словосочетаний и почему?
-Назовите отличительные особенности словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание.
-Определите вид связи в словосочетании "её одежда". Ответ обоснуйте.
X. Домашнее задание.
1. Подготовьте связный ответ по теме "Словосочетание как синтаксическая единица".
2. Выполните упражнения № 207, 209 (а, б).
Используемая литература
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.
Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка (под ред. профессора Т.А. Ладыженской). М., 1991.
Краткий справочник по современному русскому языку / Под. ред. П.А. Леканта. М. "Высшая школа", 1995.
Методика преподавания русского языка. М.Т.Баранов. М.1990г.
Методика русского языка в средней школе. А.В.Текучёв. М.1980г.
Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. - М., 1966.
Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.
Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.
Сухотин В.П. Проблема словосочетания в современном. русском языке. - в кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М., 1950.
Требования к современному уроку. М.М.Поташник. Методическое пособие, М.: Центр педагогического образования, 2011.
Фоменко Ю.В. Является ли словосочетание единицей языка // "Филологические науки", 1975, № 6.
Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980.