Рабочая программа курса по выбору Синтаксис простого и сложного предложения


Содержание
1 Пояснительная записка 2
2 Общая характеристика курса по выбору 2 - 3
3 Описание места курса по выбору «Синтаксис простого и сложного предложения» в учебном плане 3
4 Учебно -тематический план 3 - 4
5 Содержание программы курса по выбору «Синтаксис простого и сложного предложения» 4 - 5
6 Требования к результатам освоения курса 5 - 6
7 Тематическое планирование с определением основных видов деятельности 7 - 18
8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 19

1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Синтаксис простого и сложного предложения» предназначена для организации занятий с учащимися 9 классов, изучающих русский язык по традиционным учебникам (Русский язык. 9 класс под редакцией Бархударова С.Г., Максимова Л.Ю.), имеет практическую направленность и служит подготовкой учащихся к сдаче ОГЭ.
Рабочая программа курса соответствует концепции профильного обучения. Вопросы, рассматриваемые на курсе, дополняют и расширяют обязательное содержание программы по русскому языку и в тоже время примыкают к основному курсу, способствуя углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры и самоопределению учащихся в отношении профильного обучения в старшей школе.
2.Общая характеристика курса по выбору Синтаксис простого и сложного предложения»
В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательной организации должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной, компетентный подход в коммуникативной сфере предполагает развитие культуры речи, владение различными способами речи в зависимости от цели, условий общения с другими людьми.
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Вопросы, рассматриваемые на курсах, дополняют и расширяют обязательное содержание и в то же время примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области русского языка и литературы, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности.
Цель курса – углубление и расширение изучения разделов: «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения».
Предлагаемый курс позволяет осуществить интеграцию с курсом литературы, так как для наблюдений за употреблением слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста учащимся предлагаются программные художественные произведения.
Задачи курса по выбору:
1)выработать практические умения квалифицированного анализа синтаксических явлений, пользования научно-лингвистической и учебной литературой.
2)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
3)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
4)способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (повторение правил, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Формы контроля.
Подбор указанных предложений по типам.
Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).
Выполнение практических и зачетных работ.
Решение тестовых заданий в формате ОГЭ.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Программа предусматривает проведение цикла занятий, повышающих не только уровень речевой и письменной грамотности, но и расширяющих возможности социализации учащихся. Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности, а это одно из главных требований современной жизни.
Итогом освоения программы курса по выбору является редактирование текста в предложенном стиле или написание сочинения – рассуждения «Что дал мне данный курс?».
3.Описание места курса по выбору Синтаксис простого и сложного предложения» в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СШ №21» на 2015 – 2016 учебный год предусматривает изучение данного курса в 9 классе в количестве 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
4. Учебно-тематический план

занятия Тема, содержание Кол-во
часов
1 Вводное занятие. 1
2 Словосочетание и предложение.
2
3 Синонимика словосочетаний.
1
4 Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.
2
5 Двусоставные предложения. 1
6 Главные и второстепенные члены предложения.
3
7 Простые односоставные предложения. 1
8 Однородные члены предложения 2
9 Обращение.
1
10 Вводные слова и предложения.
2
11 Обособленные члены предложения.
3
12 Прямая и косвенная речь.
2
13 Сложносочиненное предложение.
3
14 Сложноподчиненное предложение 4
15 Бессоюзное сложное предложение.
2
16 Сложное предложение с разными видами связи.
3
17 Обобщение и систематизация изученного 1
18 Итоговое занятие.
1
5.Содержание программы
1 часть
«Синтаксис простого предложения»
Вводное занятие
Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.
Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний со связью согласования и управления. Синонимика словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.
Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращенном слове, нерасчленимой группе слов. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Разговорные формы сказуемого.
Согласование определения с существительным общего рода. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Простые односоставные предложения.
Синонимия двусоставных и односоставных предложений. Стилистические особенности употребления этих предложений.
Однородные члены предложения.
Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как …, так и… . Использование разных типов сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
Обращение.
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Вводные слова и предложения.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
Обособленные члены предложения.
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых).
Прямая и косвенная речь.
Интонационное выделение слов автора. Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога, цитат. Синонимия прямой и косвенной речи.
2 часть
«Синтаксис сложного предложения»
Сложносочиненные предложения.
Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненные предложения.
Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Неправильное употребление союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Бессоюзное сложное предложение.
Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложное предложение с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
6. Требования к результатам освоения программы курса
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Вся практическая часть курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксические и стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них выражения данного содержания.
7. Календарно – тематическое планирование

занятия Дата Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовленности обучающихся Основные виды деятельности Примечани е
план факт 1 1.09 -9в
2.09-9б Вводное занятие.
Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи. Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты) Беседа, знакомство со справочной литературой, тестирование по культуре речи. 2 8.09,– 9в
9.09,– 9б
Словосочетание и предложение.
Лексические и грамматические нормы
Построение словосочетаний со связью согласования и управления. Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний Практикум по составлению словосочетаний, редактирование словосочетаний, составление простых предложений. Выполнение тестовых заданий. 3 15.09 – 9в
16.09 – 9б Словосочетание и предложение.
Лексические и грамматические нормы
Построение словосочетаний со связью управления и примыкания . Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний Практикум по составлению словосочетаний, редактирование словосочетаний, составление простых предложений. Выполнение тестовых заданий. 4 22.09 – 9в
23.09 – 9б Синонимика словосочетаний.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Синонимичная замена словосочетаний. Знать основные сведения по теме. Уметь составлять устное высказывание на лингвистическую тему. Работа со словарём.
Знать о роли словосочетаний в русском языке. Уметь правильно опознавать словосочетания разных видов, выполнять тестовые задания
Практикум по составлению словосочетаний, редактирование словосочетаний, составление простых предложений. Выполнение тестовых заданий. 5 29.09 – 9в
30.09 – 9б
Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.
Интонация побудительных и восклицательных предложений.
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы. Варианты произношения в устной речи. Знать о роли логического ударения, средств повышения выразительности речи Творческая мастерская, конкурс исполнителей. 6 06.10 – 9в
07.10-9б Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.
Интонация побудительных и восклицательных предложений.
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы. Варианты произношения в устной речи. Знать о роли логического ударения, средств повышения выразительности речи Выполнение тестовых заданий. 7 13.10-9в
14.10 – 9б
Двусоставные предложения. Правильное построение предложений.
Уметь распознавать предложения различного вида и употреблять их в речи. Знать, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», предложение, простое осложнённое предложение Практикум, анализ текстов разных стилей речи. 8 20.10 -9в
21.10-9б Главные и второстепенные члены предложения.
Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Знать основные типы подлежащих и сказуемых, второстепенные члены предложения. Практикум, анализ текстов разных стилей речи. Выполнение тестовых заданий. 9 09.11 – 9в
11.11 -9б Главные и второстепенные члены предложения.
Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное. Знать основные типы подлежащих и сказуемых, второстепенные члены предложения, уметь использовать знания на тренировочных заданиях Практикум, анализ текстов разных стилей речи. Выполнение тестовых заданий. 10 16.11 -9в
18.11-9б Главные и второстепенные члены предложения.
Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращенном слове, нерасчленимой группе слов. Знать основные типы подлежащих и сказуемых, второстепенные члены предложения, уметь использовать знания на тренировочных заданиях Практикум, анализ текстов разных стилей речи. Выполнение тестовых заданий. 11 23.11 -9в
25.11 -9б
Простые односоставные предложения.
Синонимия двусоставных и односоставных предложений. Стилистические особенности употребления этих предложений. Уметь разграничивать предложения с однородными членами и сложносочиненными предложениями, выделять грамматическую основу в простых предложениях, входящих в состав сложносочинённого, правильно ставить знаки препинания, выполнять тестовые задания.
Практикум. Анализ текстов разных стилей речи. Выполнение тестовых заданий. 12 30.11 – 9в
02.12 -9б Однородные члены предложения.
Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как…, так и… Использование разных типов сочетаний однородных членов как средство выразительности речи. Знать особенности синтаксического и пунктуационного анализа прочитанного текста, основные элементы
комплексного анализа текста. Практикум. Анализ текстов разных стилей речи. 13 07.12 – 9в
09.12 -9б Однородные члены предложения.
Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как…, так и… Использование разных типов сочетаний однородных членов как средство выразительности речи. Уметь правильно ставить знаки препинания в осложнённом предложении, употреблять однородные члены предложения в речи. Знать основные группы союзов.
Практикум. Выполнение тестовых заданий. 14 14.12 -9в
16.12 -9б Обращение.
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Применение ранее изученного материала. Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст. Практикум. Анализ текстов разных стилей речи. Выполнение тестовых заданий. 15 21.12 -9в
23.12 -9б Вводные слова и предложения.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями. Знать отличительные черты вводных слов.
Уметь различать и использовать вводные слова. Практикум. Анализ текстов разных стилей речи. 16 28.12 -9в
30.12 -9б Вводные слова и предложения.
Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Знать отличительные черты вводных слов.
Уметь различать и использовать вводные слова. Практикум. Выполнение тестовых заданий. 17 12.01 -9б
15.01 -9в Обособленные члены предложения.
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Отработать навыки анализа предложений с обособленными определениями и обстоятельствами, навыки постановки знаков препинания, составления схемы. Практикум. Анализ текстов разных стилей речи. 18 19.01
– 9б
22.01
-9в Обособленные члены предложения.
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Отработать навыки анализа предложений с обособленными определениями и обстоятельствами, навыки постановки знаков препинания, составления схемы. Практикум. Анализ текстов разных стилей речи. 19 26.01 – 9б 29.01- 9в Обособленные члены предложения.
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Отработать навыки анализа предложений с обособленными определениями и обстоятельствами, навыки постановки знаков препинания, составления схемы, выполнения тестовых заданий. Практикум. Выполнение тестовых заданий. 20 02.02 – 9б
05.02 – 9в Прямая и косвенная речь.
Интонационное выделение слов автора. Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога и цитат. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, цитатой
Практикум. Редактирование текстов. 21 09.02 – 9б
12.02 – 9в Прямая и косвенная речь.
Синонимия прямой и косвенной речи. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, цитатой. Уметь отличать и составлять предложения с прямой и косвенной речью.
Практикум. Выполнение тестовых заданий. 22 16.02 – 9б
19.02 – 9в Сложносочиненное предложение.
Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика ССП с различными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Практикум, сравнительный анализ. 23 26.02 – 9в
01.03 – 9б
Сложносочиненное предложение.
Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика ССП с различными союзами. Уметь правильно отмечать стилистические особенности, ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Практикум, сравнительный анализ. Выполнение тестовых заданий. 24 15.03 – 9б
04.03 – 9в Сложносочиненное предложение.
Стилистические особенности ССП и ряда простых предложений. Знать стилистические особенности ССП и простых предложений. Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Практикум, сравнительный анализ. Выполнение тестовых заданий. 25 15.03 – 9б
11.03 – 9в Сложноподчиненное предложение.
Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности СПП и простого предложения.
Использование СПП разного вида в разных типах речи. Уметь различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения; находить в сложноподчиненном предложении главное и придаточное; употреблять сложноподчиненные предложения в речи. Практикум, сравнительный анализ. 26 22.03 – 9б
25.03 – 9в Сложноподчиненное предложение.
Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности СПП и простого предложения.
Использование СПП разного вида в разных типах речи. Уметь определять значение придаточного предложения, употреблять в речи различные виды сложноподчиненных предложений. Отработать навыки постановки знаков препинания, составления схемы. Знать основные группы СПП Практикум, сравнительный анализ. Выполнение тестовых заданий. 27 05.04 – 9б
08.04 – 9в Сложноподчиненное предложение.
Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности СПП и простого предложения.
Использование СПП разного вида в разных типах речи. Отработать навыки постановки знаков препинания, составления схемы.
Уметь различать основные виды СПП с несколькими придаточными, составлять схемы предложений указанных видов Практикум, сравнительный анализ. Выполнение тестовых заданий. 28 12.04 – 9б
15.04 – 9в Сложноподчиненное предложение.
Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности СПП и простого предложения.
Использование СПП разного вида в разных типах речи. Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным , с придаточным изъяснительным и придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях . Уметь различать основные виды СПП с несколькими придаточными, составлять схемы предложений указанных видов Практикум, сравнительный анализ. Выполнение тестовых заданий. 29 19.04 – 9б
22.04 – 9в Бессоюзное сложное предложение.
Выразительные особенности БСП.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Уметь различать союзные и бессоюзные предложения, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
Знать и уметь правильно расставлять знаки препинания ( с учетом интонационных и грамматических особенностей БСП)
Практикум, сравнительный анализ. 30 26.04 – 9б
29.04 – 9в Бессоюзное сложное предложение.
Выразительные особенности БСП.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Уметь составлять текст, используя только бессоюзные сложные предложения. Творческая работа 31 10.05 – 9б
06.05 – 9в Сложное предложение с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уметь определять вид связи, уметь правильно расставлять знаки препинания в СП с разными видами связи, строить схемы предложении указанной структуры, знание правил о разных видах связи Практикум. Решение тестовых заданий 32 17.05 – 9б
13.05 – 9в Сложное предложение с разными видами связи.
Употребление сложных предложений с разными видами связи. Уметь определять вид связи, уметь правильно расставлять знаки препинания в СП с разными видами связи, строить схемы предложении указанной структуры, знание правил о разных видах связи Практикум. Решение тестовых заданий 33 – 9б
– 9в Сложное предложение с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Употребление сложных предложений с разными видами связи. Уметь правильно строить сложные предложения с разными видами связи, употреблять в речи предложения с разными видами связи, Уметь использовать знания при выполнении тестовых заданий. Практикум. Решение тестовых заданий за счет консультаций
34 – 9б
– 9в Обобщение и систематизация изученного Самостоятельная работа Уметь применять изученные правила Решение тестовых заданий за счет консультаций
35 24.05 – 9б
20.05 – 9в Итоговое занятие.
Творческое задание (отредактировать предложенный текст или написать сочинение «Что дал тебе данный курс?). Уметь применять изученные правила Сочинение-рассуждение, редактирование 8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса обеспечение
1. Акимина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 2007.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 2009
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2009
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2001
5. Егораева Г.Т. Русский язык. ОГЭ 2016. – Москва, Экзамен, 2016
6. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001.
8. Салтан Н.Л., Шикина И.В. Как помочь учащимся овладеть бессоюзными сложными конструкциями (о некоторых приемах работы с текстом)
9. Сенина Н.А. Подготовка к ОГЭ 2016. – Ростов – на – Дону, Легион, 2016