Конспект открытого урока по музыке в 4 классе на тему «Приют спокойствия, трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 села Иглино»
Муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Конспект открытого урока по музыке
в 4 классе на тему
«Приют спокойствия, трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений. »Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл.

Провела учитель музыки
Хабирова Елена НасимовнаОткрытый урок по музыке в 4 классе . 1 четверть 7
Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл.
Тема урока : Приют спокойствия ,трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений.
Место проведение урока: МБОУ СОШ№1 с .Иглино Провела учитель музыки Хабирова Елена Насимовна
Цели урока
Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся основ культуры слушания, обобщить и закрепить изученное по теме; научить через музыку видеть картины природы; расширить музыкальный кругозор. Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали». Выразительность и изобразительность в музыке.
Сравнение музыкальных образов.
Сопоставление стихов с образами картин.
Развивающие :слышать интонации в музыке русских и башкирских композиторов композиторовопределять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальных произведениях;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении;
исполнять вокальные произведения с инструментальным сопровождением
Регулятивные УУД : Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Коммуникативные УУД : Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
Ход урока :1.Организационный момент:
Вход детей. Музыкальное приветствие :-Здравствуйте , ребята!
-Здравствуйте учитель
2) Постановка темы урока .Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Чтобы раскрыть тему нашего урока , давайте послушаем музыку и стихи .
Слайд 1.
Звучит «Пастораль» Георгия Свиридова ,
Учитель читает стихотворение : Пушкин А. С. Деревня
Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,Где льётся дней моих невидимый потокНа лоне счастья и забвенья.
-----------------------------------------Я твой: люблю сей тёмный садС его прохладой и цветами,Сей луг, уставленный душистыми скирдами,Где светлые ручьи в кустарниках шумят.Везде передо мной подвижные картины:Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,Где парус рыбаря белеет иногда,За ними ряд холмов и нивы полосаты,Вдали рассыпанные хаты,На влажных берегах бродящие стада,Овины дымные и мельницы крилаты;Везде следы довольства и труда…
Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Слайд 2
Показ темы урока «В краю великих вдохновений.»Вот мы и попали в родовое имение А.С.Пушкина, село Михайловское. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. А какая там природа. Вот послушайте. «Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса, с маленькими прозрачными озёрами и тропинками, хорош весь этот простор богатой своей суровой роскошью северной природы. Здесь можно ходить часами пешком, пропадать верхом на лошади, заниматься чтением, творческими трудами, дружеским общением».
Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг.
Слайд 3
А музыку, которую мы услышали, написал русский композитор Георгий Свиридов . В этом году мы отмечаем его 100-летний юбилей.
Слайд4 Называется произведение-
Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Слайд 5
Послушайте и определите, как меняется настроение в стихотворении А.С.Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
«УНЫЛАЯ ПОРА» «ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ»
Слайд 6
Учитель: Как в одной строке меняется настроение,
УНЫЛАЯ ПОРА
С каким настроением я произнесла?
Дети: тихо, печально, не радостно
Учитель: Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу «унылая пора»?
Серые, чёрные, коричневые.
Учитель: А почему вы будете рисовать такими красками?
Дети: Потому что вы тихо, грустно прочитали. А ещё, что на душе мрачно, тоскливо.
Учитель: А как же в музыке можно изображать это настроение? Какие нужны музыкальные средства?
Дети: Будем играть тихо(пиано), медленно, протяжно, в минорном ладу.
Слайд 7
Учитель: ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ
Ребята, а здесь какое настроение? Изменилось?
Дети: Да, изменилось, стало радостным, светлым, он восклицает.
Учитель: Правильно. Он восхищается этой красотой природы
Учитель: Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу?
(Из предложенных цветов выбрать и прикрепить на доске)
Жёлтыми, красными, оранжевыми, зелёными, голубыми.
Учитель: Почему вы будете рисовать такими красками?
Дети: Потому что вы прочитали с радостью, с улыбкой на лице.
Учитель: А как же в музыке будем изображать эту фразу? Какие нужны музыкальные средства?
Дети: Исполнять будем громко, быстро, в мажорном ладу.
Слайд 8 Петр Ильич Чайковский
Учитель: А сейчас послушайте новое музыкальное произведение П.И.Чайковского. Каков характер музыки?
Попробуйте дать ему своё название.
Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.
Дети: …
Учитель: Это осень. Хотите узнать, как называется это произведение? «Осенняя песня». Какими чувствами её наполнил композитор? Какую осень увидел?
Дети: Тихую, печальную, настроение спокойное, мелодия изображается капельками дождя в верхнем регистре, ветер в низком и танец листьев в среднем.
Учитель: Сколько частей в этом музыкальном произведении?
Дети: три части.
Учитель: Эти части похожи друг на друга?
Дети: Нет. Они разные по настроению, по характеру мелодии.
Учитель: Ребята, сравним то, что вы услышали в музыке П.И.Чайковского с созданной на доске картиной «Унылая пора». Выделите сходство и различие.
Дети сравнивают, объясняют и выделяют, что общее, что различное.
Дети: Настроение печальное, композитор прощается с осенью. Слышны тихие шаги человека. Он осторожно, тихо ступает и останавливается, как бы прислушивается к осенней природе, рассматривая её, а также слушая её песню.
(По щелчку ) Динамика –громко,тихоТемп – медленный, быстрый,умеренный.
Мелодия- напевная, веселая,
Лад – мажор, минор
Учитель: А сейчас мы немного отдохнём и представим себя в лесу и выполним упражнение «листопад »
Слайд 9 Динамическая пауза под музыку Л.в Бетховена. «К Элизе»
Учитель: Все встали и подняли руки вверх и под музыку изобразили дуновение ветра.А теперь под музыку мысленно ,взглядом ,ловим летящие листья, которые падают на ваши плечи, плечи соседа, а теперь посмотрели в небо и увидели как они там кружат.
Артикуляционные упражнения, распевка.
Учитель: Представим ,что мы попали с вами в добрый лес, где пахнет земляникой, цветами и грибами.
Упражнение на вдох, набрали воздух, пахнущий земляникой и цветами, и немного задержали , затем потихонечку выдохнули. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».
Распевка на слоги да-дэ-ди-до-ду, ма-мэ-ми-мо-му. по ступеням звукоряда.
Слайд 10 Песня «Добрый лес»
Исполнение песни «Добрый лес», работа над кантиленным звучанием, передачей образа и характера песни.
Слайд 11 Тоска по Родине
Учитель: Природа нашей Республики Башкортостан с ее живописными местами также вдохновляла наших предков на создание музыки и стихов.

Звучит мелодия на курае «Урал»,учитель читает стихотворение Салавата Юлаева
Тоска по Родине Салават Юлаев. муз. фон «Урал»,
Голубые небеса,Реки, рощи и леса,Всюду птичьи голоса,Благодатный мой Урал!
Ты и родина моя,Ты любовь и жизнь моя,Ты печаль и песнь моя,Благодатный мой Урал!
Я стада твои люблю,Я луга твои люблю,Я снега твои люблю,Благодатный мой Урал!
Я своей любовью чист,Как грозой умытый лист,Как поутру птичий свист,Благодатный мой Урал!
На чужбине сам грущу,По твоим степям грущуБлагодатный мой Урал!
Веет ветер – грусть твоя,На чужбину весть твоя,Салавату песнь твоя,Благодатный мой Урал!
Щелкнуть портрет
Эти слова принадлежат герою башкирского народа , а также певцу и поэту
Салавату Юлаеву.
Учитель : вы внимательно слушали стихи? Какое настроение слышим мы в его строках? С какой интонацией я их читала? Созвучна ли музыка и текстом стихов?
Ответы учеников.
Учитель :Красота родной природы слышится и в песне Фаины Гершовой «Отчизна».
Как вы думаете, почему такое название? Что значит «Отчизна»?
Словарная работа.
«Отче» значит отец, «Отчество» - имя отца,тогда значит «Отчизна»-это земля, где жили наши отцы.
Отечество, отчизна — родная страна.
Ученица рассказывает стихотворение «Отчизна» на башкирском языке.
Работа и исполнение песни «Отчизна» .Слайд 13
6.При наличии времени послушать песню  Валеева Масалима«Ак Кайын» «Белая береза»
Песня была написана почти  70 лет назад, а сейчас она получила второе рождение , в исполнении эстрадной певицы Алсу.
После прослушивания песни, скажите, о чем эта песня ?У березы нашей белой
Лист зеленый как ковер
Дети водят хороводы
И стоит она сред гор .
Люди ту березу любят
ее ветви берегут
А когда весна настанет
Все на праздник к ней идут
Как автор передал образ родного края?
Динамика –громко,тихоТемп – медленный, быстрый,умеренный.
Мелодия- напевная, веселая,
Лад – мажор, минор
(Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют «мелодию». Как вы ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется «лад». Давайте вспомним, какие бывают лады. (Если мелодия весёлая – «мажор», грустная – «минор».)
Слайд 14
Релаксация.
Учитель : что нового для себя открыли на этом уроке? Вопросы к портретам
Каково было настроение нашего сегодняшнего урока? Лирическое, поэтическое, взволнованное, игривое, веселое, торжественное?
Домашнее задание : Написать рассказ на тему « Что вдохновляло поэтов и музыкантов на творчество».