Урок на тему: Приют спокойствия, трудов и вдохновенья


«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Тип урока: вводный.
Жанр урока: урок-проект
Форма урока: урок-диалог.
Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, «Осень», «Пастораль» Г.В.Свиридова, «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, «Осенние дожди» В.Попкова и вызвать интерес к этой области.
Задачи:
Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.
Образовательная: Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. «Осенние дожди» (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.
Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.
1, 2, 3 группы детей готовят материал о жизни П .И. Чайковского Г .Свиридова, А .С .Пушкина в виде газет.
4 группа детей подбирает стихи А .С .Пушкина об осени.
5 группа детей подбирает картины художников, изобразивших осень.
6 группа делает оформление в кабинете осенними листьями и осенними букетами и изображает на бумаге свои впечатления от музыки П. И. Чайковского.
Вход: «Осень» Г.В. Свиридова
Приветствие: «Доброе утро» – исполнение с детьми, приветствие гостей
С каким настроением встретила вас музыка? (грустным, печальным)
Как вы поняли это? (музыка медленная, тихая, песенная)
Какой инструмент пел эту мелодию? (скрипка - сродни человеческому голосу)
Встретила нас «Осень» Г.В. Свиридова.
Группа, которая была исследователями жизни Г.В. Свиридова.
А какими же средствами музыкальной выразительности, показал нам композитор осень?
Какое время года у нас за окном? (Осень)
Созвучна ли настроение музыки Г. Свиридова с настроением осени за окном? (Почему?)
Что вы узнали о жизни этого композитора? Пожалуйста , 2 группа, вам слово.
Дети рассказывают о жизни творчеств композитора.
« Осень: Что в ней хорошего?- спрашивают обычно. Она кажется многим унылой хмурой, холодной. Прогулки наши становятся все короче, а надоедливый дождь рано загоняет домой. - Скучное время, правда?»
Звучит фрагмент песни «Чудна пора»
О такой осени рассказывается в песне?
А о какой?
В каком характер будем исполнять?
Какие чувства будем предовать?
Исполнение песни «Чудная пора, осень»
Вывод: Прозвучало два произведения: «Осень» Г. Свиридова и песня «Чудная пора, осень».
Какую осень вы бы хотели видеть за окном ?В каких видах искусства мы встречаемся с этим временем года?(ответы детей)
Действительно, осень, как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов, поэтов и художников, они посвящали ей свои шедевры. Попробуем увидеть краски осени, прочувствовать настроение, выразительность её, попытаемся понять, почему осень вдохновляла мастеров., в гости к удивительному человеку узнайте его.
3группа показывает портрет А. С. Пушкина.
Узнали? Кем он был?
Расскажите нам о жизни и творчестве этого поэта.
3группа, используя газету., кратко рассказывает о жизни и творчестве поэта.
Дети свой рассказ заканчивают строчками из стихотворения А. С .Пушкина :
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Учитель: Тема нашего урока так и звучит:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Запишите тему урока в тетрадь.
Мы с вами в Михайловском. Неброская, неяркая псковская природа, когда-то очаровала А.С. Пушкина, а он очаровал нас стихами,
Учитель:
А какое время года больше всех любил А.С.Пушкин?
Дети: Больше всех времен года поэт любил осень.
Послушайте, какими словами А.С. Пушкин изобразил осень?
4 группа читает стихи А. С .Пушкина об осени.
"Уж небо осенью дышалоУж реже солнышко блисталоКороче становился день.Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караван тянулся к югу:Приближалась довольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора:"Учитель:
А какое душевное состояние выражают его слова?
- Чувство печали, спокойствия и неизбежности.
Знаком вам образ такой осени?
Учитель:ясно, доступно, просто - но как гениально! - это А.С.Пушкин!!!
А еще, знаете стихи А. С .Пушкина ?( вопрос к 4 группе)
"Унылая пора! очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса,В их сенях ветра шум, и свежее дыханьеИ мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы".
Послушайте, как меняется настроение?
В начале какая по характеру была осень?
А в конце?
Учитель: Каждая строка у А. С. Пушкина звучит какой-то своей удивительной прекрасной мелодией.
«Слова, уложенные в форму стиха, - писал П.И.Чайковский - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Созвучна ли «Осенняя песня» П.И.Чайковского со стихами Пушкина?( дети свои мысли записывают в тетрадь)
6 группа рисует музыку Чайковского.
«Осенняя песнь» П.Чайковского - слушание
Почему Чайковский назвал ее «Осенней песней»?
Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)
Учитель: Стонущие, поникшие, плачущие интонации которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.
Дети:
Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, увяданием жизни.
Что вы узнали интересного из жизни П .И .Чайковского? Какое время года он любил больше всех?
Созвучны ли звуки музыки вашим чувствам? (я видела по вашим глазам, как вы переживали вместе с Чайковским такое состояние называется ЛИРИКА (собственное переживание) в музыке, в поэзии, в живописи. Запишите в тетрадь).Выставка картин детей осеннего пейзажа , показанного в «Осенней песнею .Октябрь».
"Рекреационное занятие (ФИЗМИНУТКА)
- Задумчив и тих осенний лес.
- Представьте, что вы осенние листья(встаньте).
- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)
- Ветер качает вас (наклоны в стороны).
- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)
Усадьба Михайловское.
Когда у А.С.Пушкина спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня - вот мой кабинет!»,- подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом.
Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома.
В. Попков "Осенние дожди" (А.С. Пушкин).
Что мы видим? Фон, линии, горизонт, главное действующие лицо ?В чем красота пейзажа?
Глядя на картину, вы слышите какую музыку? (лад, мелодия, темп, тембр, динамика. форма произведения?)
Г.В. Свиридов «Пастораль»
Такой деревенский пейзаж и музыка называется – пастораль.
Какой музыкальный инструмент подчеркивает деревенскую тему этого пейзажа.
В каком жанре русской народной песни написано это произведение (лирическая)
И так, заканчивается наше путешествие, мы сегодня были в гостях у?
А.С. Пушкина
В его любимой деревне?
Михайловское
Его любимое время года?
Осень
Учитель: Осень - гостья нашего урока, ей были посвящены художественные произведения? Какие? (перечислить)
Что общего между этими произведениями?
Дети: выражают чувства печали , безысходности, томления, любовь, восхищение!)
Чем произведения непохожи друг на друга?
Дети :разными выразительными средствами).
Учитель: Мы познакомились с новым словом - пастораль, и лирика?
Что обозначают эти слова?
Вам понравились прозвучавшие произведения?
Как же сильно и нежно можно любить свою Родину, чтобы создать такие Шедевры!
Исполнение песни «Россия- Родина моя».
Литература.
В разработке использованы фрагменты интегрированного урока "Осень в искусстве" автора Нурмухамедовой Г.Т. ("Осень, что в ней хорошего" физминутка)
Использована идея урока из программы по музыке под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.
Интернет ресурсы для сообщений детей.
Сборник стихов А .С. Пушкина