Технологическая карта урока по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро


Технологическая карта урока
ФИО учителя: Филипенко Татьяна Николаевна
Класс: 5 класс
УМК: программа по литературе для 5-9 классов, автор Г.С. МеркинИнформационно-образовательная среда «Инновационная школа» под ред. Г.С. МеркинаПредмет Литература
Тема урока: Мальчик и тайга (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Место и роль урока в изучаемой теме: Из литературы ХХ века 24 урок
Цель развитие навыков самостоятельной работы с текстом, нахождение и осмысление поднятых проблем в рассказе, формирование умения анализировать текст художественного произведения; формирование представления о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки);
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия УУД
регулятивные познавательные коммуникативные личностные
знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природысамостоятельно формулировать тему и цели урока; контролировать учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать собственную деятельность и деятельность партнера
излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, учиться понимать текст в общем, учиться искать и выделять необходимую информацию.
уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе;формировать умение договариваться, находить общее решение; слушать и слышать других, применять знания в жизни.
Формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательность, воспитание личностных ценностей на основе образов художественного произведения.
Ход урока
Название этапа урока Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатовурока) Формы организации деятельности учащихся Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов Диагностика достижения планируемых результатов урока
(контроль)
1. Организационный (мотивационный) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки фронтальная Проверяет готовность к уроку Демонстрируют готовность к уроку, позитивный настрой,
слушают, вступают в диалог. Положительно относятся к учению Лист обратной связи
2. Актуализация знаний
Подвести к формулированию темы и постановке задач урока
Индивидуальная, фронтальная Рассказывает о жизни В.П. Астафьева, показывает презентацию, акцентирует внимание Смотрят презентацию, обдумывают
Делают выводы 3 Целеполагание Раскрыть сущности новых понятий
индивидуальная Предлагает учащимся проблемную ситуацию, формулирует проблему
Обдумывают ответ
Отвечают на вопросы Извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания Устные ответы
4 Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов Воспроизвести ранее изученное, установить преемственные связи прежних и новых знаний
фронтальная Беседует, задает вопросы,
выдвигает проблему, проводит параллель с раннее изученным
Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение, анализируют, строят речевое высказывание
Проявляют интерес к тексту, знают содержание текста рассказа, умеют анализировать эпизод, принимают и сохраняют учебную задачу, высказывают свою точку зрения Устные ответы
5. Постановка учебной задачи
Освоение нового Развивать читательские умения, знание текста
работа в парах, в группах. Раздает задания группам,
организует самостоятельную поисковую работу, помогает выявить причинно-следственные связи дают название иллюстрациям, работают с текстом, находят ключевые слова, делают выводы, представляют свои работы, высказывают предположения на основе наблюдений и сравнивают с выводами в учебнике.
Пересказывают эпизод, отвечают на вопросы,
умеют точно высказывать свои мысли,
умеют планировать  и организовывать работу в группе, умеют управлять поведением партнера, умеют давать свою оценку парной, коллективной деятельности Составление опорных записей
6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатовОбобщить и систематизировать знания
групповая Раздает задание,
контролирует,
осуществляет индивидуальный контроль Придумывают и составляют памятки
Используют полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, осуществляют взаимный контроль Письменная работа
7 Физминуткафронтальная Предлагает отдохнуть выполнить упражнения Выполняют элементарные физические упражнения. Сознают необходимость заботы о здоровье 8 Закрепление изученного материала.
Обобщить полученные на уроке сведения
Индивидуальная,
фронтальная
Проводит тестовую работу, контролирует выполнение
Выполняют тест, записывают
Совершают универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирают основания и умеют структурировать знания, осуществляют самоконтроль Письменная работа
Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов Подводит итоги, акцентирует внимание на конечном результате
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Устные ответы
9 Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). Оценить результаты работы индивидуальная Организует коллективную проверку Высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке Умеют слушать, анализировать, находить ответы на вопросы; умеют оценивать свою работу на уроке. Лист обратной связи
10. Информация о домашнем задании (комментирование) Составить индивидуальный маршрут выполнения домашнего задания индивидуальная Предлагает мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Васюткино озеро»; проиллюстрировать памятку для малышей «Чтобы не заблудиться в лесу»
Выбирают задание Самостоятельно используют практические умения