Эссе на тему:«Моя педагогическая философия»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Ляховская средняя общеобразовательная школа”
Эссе на тему:
«Моя педагогическая философия»
Автор:
Юдина Галина Александровна
учитель «Технологии. Обслуживающий Труд»
Ляхи – 2014г.
Вся моя семья корнями уходит в самую глубину России – нашу многострадальную деревню, которая веками была основой духовности государства, трудилась на земле и давала Отечеству талантливых сыновей и дочерей. Уважение к учителю было всеобщее. Учителей уважали за вежливость, за то, что они здоровались со всеми, не разбирая ни бедных, ни богатых. Уважали за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно было прийти и попросить написать нужную бумагу. Учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы; на свадьбах бывали почетными гостями. Вот в такой атмосфере воспитывались мои родители, осталось это высокой аурой деревенской школы и моему детству.
Человек – сын своего времени и своей страны. Многое изменилось в нашей стране и меняется на наших глазах, но неизменно одно: это стремление каждого мыслящего человека обрести счастье, найти свой смысл жизни, определить цель, к которой ты должен стремиться. Мой выбор был определен с детства. Помню в школе на вопрос «Кем быть?», не задумываясь, отвечала: «Учителем». Я услышала в себе настойчивый зов большой и загадочной страны, где мы побывали все и где у каждого были свои находки и потери, взлеты и падения, радости и печали. Мне всегда хотелось, чтобы путешествие в эту школьную страну у каждого ученика оставляло только самые добрые и яркие воспоминания. Именно поэтому я захотела стать учителем – проводником, который ведет все новых и новых путешественников по тернистому пути к новым знаниям, к новой, взрослой жизни. Совершенно осознанно пошла учиться в педагогическое училище, чтобы начать свою работу с детского сада – ведь именно там, работая с дошкольниками, я научилась понимать, какой чуткостью и душевным богатством нужно обладать, чтобы уметь поддерживать «строительство» нового человека, развивающегося, изменяющегося каждый день.
В своей деятельности я руководствуюсь определенными принципами:
полагаю, что самое главное – развивать духовный мир, приучать человека к активной работе мысли и совести. Даже при постижении простейших законов жизни учителя физики, химии, географии дают лабораторные работы, чтобы ученики пришли к выводам самостоятельно. Это и есть приобщение к творчеству, которое необходимо во всех сферах. Я наблюдаю, что слишком часто, в силу разных причин, мы, учителя, предпочитаем давать готовые выводы, нагружая память, а не вызывая напряжение интеллекта. Мы мало учимся подводить детей к самостоятельному, сложному, духовному поиску, идем по более легкому пути системы разрешений и запретов – вот за это получишь пятерку, а за это – двойку, что приводит к духовной пассивности. Поэтому на моих уроках, приучая детей к самостоятельному и кропотливому труду, я стремлюсь достигнуть одной цели: в каждом продукте труда должна проявляться индивидуальность, а она присутствует там, где есть творчество.
Несмотря на многочисленные проблемы современного общества, во мне всегда живет надежда, что мои воспитанники сумеют быть востребованными и счастливыми: я верю, что их трудолюбие будет замечено, доброта и отзывчивость отзовутся эхом в другом сердце. Уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков необходимы. В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.
На земле множество профессий и нет ни одной бесполезной. А особенно нужной является та, которая требует больших знаний, смекалки, великого терпения, сил и энергии, та, что звучит гордо – «Учитель». Профессия учителя – это не просто специальность, это дар Божий! Только отдав детям частичку своего сердца, любви, учитель может рассчитывать на взаимность. Наверное, нет лучшей награды для педагога, чем любовь учащихся. Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось выбрать дело по душе, посвятить ему свою жизнь. Мне, кажется, любой человек, мечтающий стать учителем, должен стремиться к тому скромному идеалу, образу деревенского учителя, который живет еще в памяти народной, сделался частицей народа и остался в сердцах многочисленных учеников. Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом профессия. Она отличается рядом свойств и качеств. Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание.
Учительская профессия – это человековедение, постоянное никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из этой жизни в том же звании. Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. Вера в человека, в его будущее – это, на мой взгляд, и должно жить в человеке, который решил посвятить жизнь благородному учительскому труду.
Я не замечаю, как стремительно летит время. А порой его просто не хватает. Я люблю свою профессию, потому что постоянно ощущаю нужность детям. Мне интересно работать с ними, помогать им решать пусть пока маленькие, но важные проблемы. Хочется по жизни идти вверх по ступенькам, ошибаясь ли, натыкаясь ли на преграды, но – только вверх. Хочется увлечь юные души, повести за собой, научиться разбираться в этом сложном мире, в котором они, мои ученики, окажутся завтра.
Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм.
Пусть любовь согреет  моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.
«Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...

«Может, будет трудно, небогато,
Буду жить, свой выбор не браня.
Понимаешь, ведь мои ребята –
Это продолжение меня»!