Эссе на тему: Моя педагогическая философия


Моя педагогическая философия.
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали-
Только и всего…
(Из детской песенки)
Только и всего? Если бы всё было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог-тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на веки застывшие картины, каждый штрих учителя ложится не на мёртвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение-сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в создании истории, а через руки учителя проходят сотни судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью. И то, что я сумею сейчас заложить в ребёнке, останется с ним на всю жизнь. Поэтому крайне важно суметь пробудить в детях те «спящие почки», которые заложены в них самой природой.
Работая в школе 15 лет учителем начальных классов, я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе.
В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложились собственные убеждения и принципы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – моё убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, он, как сказано в Библии «запертый сад, заключённый колодезь, запечатанный источник». В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный, кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.
Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он – мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.
Но всё-таки: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» Я всегда испытываю чувство гордости за своих учеников, многие из которых выбрали правильный жизненный путь: получили профессию, стали хорошими семьянинами, являются примером для своих детей, стали людьми, полезными обществу.
Я позволю себе в заключение привести слова великого поэта Ф.И.Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!