Тихая моя родина… О роли краеведения в духовно-нравственном становлении молодого поколения


«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…»
О РОЛИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Галахова Галина Николаевна,
заместитель директора, преподаватель
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
Святая отчая земля…
В. Корнеев. Гимн г. Курска
… именно за счёт приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека
и развивается цивилизация
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Во все времена педагогическая наука искала ответ на вопрос, что такое нравственное образование. Очень простое и точное определение общественной пользы образования было дано древнегреческим философом Платоном: «Если вы спросите, в чём смысл и польза образования, ответ прост – в том, что образование воспитывает хороших людей, а хорошие люди поступают благородно» [5]. Пользуясь терминологией Платона, следует отметить, что «хорошим» и «благородным» делает человека длительный и многогранный воспитательный процесс, начинающийся в семье и продолжающийся во всей образовательной системе. Этот процесс помогает человеку осознать себя частью социума, социализироваться, воспринять культурное наследие предшествующих поколений и посвятить себя служению на благо своей Родины и своего народа.
«На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы, как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объёма получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности». [1] Эта мысль прозвучала в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Международных Рождественских образовательных чтениях «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства».
Важнейшую роль в деле духовно-нравственного развития будущего специалиста и гражданина играет краеведение. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения начинается с любви к родной земле, к своей малой родине. «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, рост начинался именно с корней», [2, с.7] – справедливо утверждает академик Д.С.Лихачёв.
Краеведение в современной системе образования – это настоящая школа познания, воспитания историй и культурой. Оно развивает у молодого поколения чувство патриотизма и гражданственности не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах из истории и современности родного края. Опыт краеведческой работы в средней профессиональной школе показывает, что осмысление героического прошлого своей малой родины, лучших достижений дня сегодняшнего на земле предков, побуждает студентов стать более восприимчивыми к нравственно-этическим проблемам современности, помогает им сделать правильный нравственны выбор в профессиональной деятельности и в самореализации в социуме.
Краеведение самим содержанием своим, самой своей сутью воспитывает в человеке чувство национального самосознания, гордость за свою малую родину, её историческое прошлое, чувство сопричастности к судьбе родного края и своей страны, чувство собственного достоинства.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно: не уважать оное есть постыдное малодушие», [6] – писал А.С. Пушкин.
«История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счёт приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец религиозное образование и святоотеческое наследие приводит человека к постижению божественного замысла о нём, учат его нравственному самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами», [1] – наставляет нас Святейших патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Краеведение – важнейшее средство воспитания любви к своей Родине, патриотизма в самом высоком понимании этого слова. Патриотизм для каждого из нас - основа нравственности, духовная опора. «Патриотизм – творческое начало, которое может вдохновить всю жизнь человека, избрание им своей профессии, круг интересов – всё определить в человеке и всё освещать» [3, с.60], – пишет Д.С. Лихачёва. Сейчас, как никогда, подрастающее поколение нуждается в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющихся в то же время частью истории Родины.
Хочется надеяться, что краеведение разбудит у молодого поколения чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной осёдлости» » [4], желание не убежать из родных мест в погоне за длинным рублём, а сделать свою малую Родину богатой и процветающей.
Литература
1. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Международных Рождественских образовательных чтениях. Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / [Электронный ресурс] URL: https: Седмица.ru.
2. Лихачев Д.С. Любить родной край. Отечество. Краеведческий альманах.
Вып. 1, 1990 г.
3. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. // Русская культура. – М., 2000
4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с. (Письмо тридцать первое. Круг нравственной оседлости).
5. Проект «Пантеон великих». Платон. [Электронный ресурс] URL: https: platon.htm
6. Пушкин А.С. Публицистика. Отрывки из писем, мысли и замечания.
[Электронный ресурс] URL: https:www.as-pushkin.ru7. Рубцов Н.М. Подорожники. М.: Молодая гвардия, 1976 г. – 304 с.
8. Стихи о Курске, Курском крае. В.Н. Корнеев. «Наш древний Курск, тебе земной поклон…» – Гимн города Курска [Электронный ресурс] URL: https:RF11_Kursk.htm