Конкурс педагогического мастерства Педагогические чтения Тема работы Возможности курса ОРКСЭ в духовно — нравственном становлении личности

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов»





Районный тур педагогических чтений 2014 года
«Традиционные духовно-нравственные ценности России в образовательном пространстве»

Номинация: Духовно-нравственное становление личности на разных этапах образования
Тема: Возможности курса ОРКСЭ в духовно нравственном становлении личности



Выполнила: учитель МБОУ «СОШ №14»
Мокрушина Елена Борисовна




г. Балахна
2014
Оглавление
Введение. Значение духовно-нравственного воспитания в педагогике разных времён
2-3

Основная часть


Государственная потребность введения курса ОРКСЭ
4-6

Особенности содержания курса
6-8

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном становлении личности
8-10

Практическая часть. Методическое мастерство учителя.


Ученик – активный участник образовательного процесса
10-11

Традиции урока
12

Проблемная ситуация как мотивация образовательного процесса
12-13

Теоретические знания - через игру
13-14

ИКТ как ресурс образовательного процесса
14-15

Выводы. Формирование УУД
16-17

Использованная литература и электронные ресурсы
18




Приложения




1
Значение духовно-нравственного воспитания в педагогике разных времён. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах,
тот больше отстаёт, чем успевает». Я.А.Коменский
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.
В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци.Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или  политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. Нет одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании»)
2
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую  или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния,  которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.  
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.







3
Основная часть
Государственная потребность введения курса ОРКСЭ
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Члены общества стали потребителями. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу. е стало доверия друг к другу. Исчезла духовность. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г.
Первоначально курс водился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010г. Он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ.

4
С 2012 года курс включён Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа) В стандартах нового поколения курс именуется «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Цель учебного курса ОРКСЭ  формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Курс является обязательным, но модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.
Этот выбор основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации, (статьи 13, 14)
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
5
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
«О свободе совести и религиозных объединениях».
Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
Курс состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы светской этики
Основы мировых религиозных культур.
Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получает представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Особенности содержания курса
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Основные особенности:
Светский характер преподавания, по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество 2) семья 3) культурная традиция.


6
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Связь курса со школьными науками (предметами):
- окружающий мир;
- история;
- обществознание;
- литература.
Я подробно знакома с модулем «Основы православной культуры» , который преподаю. Поэтому излагаю особенности его содержания.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.

7
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

С 2012 года курс преподаётся в 4 классе начальной школы. Изучается в течение всего учебного года по 1 часу в неделю.
Основной принцип, заложенный в содержании курса,- общность в многообразии, многоединство, поликультурность,- отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.(Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.М:Просвещение, 2010. С.3-4)
        Эффективность воспитания ребенка сильно зависит о того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном становлении личности
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

8
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы.
Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой. Родителям предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на новый учебный курс.
Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой. Родителям предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их  семьях. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей семьи. Много интересного о прошлом они узнают не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, которые помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. 
9
Многие задания урока направлены на семейное обсуждение. Приведу примеры высказываний учеников.
Мне всегда хочется рассказывать вечером своей семье о том, что мы проходили на уроке. (Лялюева Вика, 4 «Г»)
Раньше я ходила с родителями в храм, стояла там службу, но не знала, что символизирует крест. Знала только, что на нём был распят Христос. Даже мои родители с интересом слушали мой рассказ о символике креста. Каждый урок я узнаю что-то новое. Уроки проходят тихо, спокойно, доброжелательно. (Филатова Надя, 4 «Г»)



Практическая часть. Педагогическое мастерство учителя.
Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам.

Ученик – активный участник образовательного процесса
Я работаю по учебнику Кураева А. В. Основы православной культуры, 4-5 классы. Тексы излагаются сложным языком, но при умелом подходе учителя, учебник имеет много положительных моментов, которые дают возможность ученику быть активным участником образовательного процесса.
10
Все темы выделены поурочно в содержании. Учащиеся имеют возможность сами прогнозировать и озвучивать тему урока. Это делает ученик, а не учитель, что соответствует новым образовательным стандартам.
Есть замечательная рубрика «Вы узнаете», благодаря которой учащиеся ставят задачи и решают их в процессе учебной деятельности.
Понятия, важный материал, выделены цветом или курсивом. Ученики легко ориентируются, самостоятельно находят важную информацию и развивают обще-учебные навыки работы с пособиями.
Рубрика «Вопросы и задания» позволяет ребятам самостоятельно прогнозировать и озвучивать домашнее задание.
Все эти положительные качества учебника я использую на каждом уроке, а ребята проявляют свою активность. В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам.
Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания.
Часто использую исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.




11
Традиции урока
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи. Рассказывание притчи учителем в начале урока стало традицией. Материал первого урока позволял это сделать, так как разговор был о культурных традициях страны, родного города и семьи. Появилась традиция урока ОРКСЭ. Притча прижилась как традиционное начало урока. Притчи стали находить и ребята. Они с удовольствием рассказывают и слушают их. В ходе изучения у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, прогнозировать дальнейшие события, аргументированно обосновывать свою точку зрения (приложение 1).
Ребята полюбили притчи и дают им высокую оценку, как воспитательного момента на уроке.
На уроке нас знакомят с поучительными притчами, которые помогают сформировать личность человека и его поведение в повседневной жизни. (Доронин Даниил, 4 «Г»)
Думаю, что урок ОРКСЭ в жизни мне пригодится. Когда у меня появятся дети, я смогу научить их тому, что умею сама. Я расскажу им притчи, которые научат моих детей поступать правильно. (Мохова Лена, 4 «А»)
На уроках Основы православной культуры появились и прижились другие традиции: игра «Вопрос – ответ», рубрика « Найди ответ».


Проблемная ситуация как мотивация образовательного процесса
Отличительной чертой при изучении тем курса, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций.
12
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступает метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. На уроках появилась рубрика « Найди ответ». Во время урока ребята размышляют, какой материал им был не совсем понятен, и придумывают вопросы для домашнего обсуждения и поисковой работы. На следующем уроке подводятся итоги. Приведу примеры некоторых таких вопросов.
Православие и христианство это одно и то же или разные вещи? (Урок 5)
Православный крест восьмиконечный, а мы носим четырёхконечный. Почему? (Урок 7)
(Ответы детей по поисковым вопросам в приложении 2)
Детям нравится эта рубрика. Приведу примеры высказываний учениц.
В конце урока мы сами придумываем вопросы для домашнего обсуждения, а на следующем уроке проверяем, правильно ли нашли ответ. Это тоже наша традиция. Мне очень нравится этот урок. (Буянова Катя, 4 «А»)
Я люблю урок ОРКСЭ. Мы никогда не сидим без дела, выполняем интересные задания, высказываем своё мнение, как поняли материал. (Трусова Настя, 4 «Д»)


Теоретические знания - через игру
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные , метапредметные и предметные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

13
Одним из требований к предметным результатам является формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России. Реализовать предметные результаты помогает игровая деятельность. В этом году ежеурочно я провожу игру с карточками «Вопросы – ответы», которую придумала сама.
Описание игры.
Дети делятся на группы. Одни задают вопрос, а другие отвечают. Обычно вопросы задают ребята одного ряда. Каждый получает двустороннюю карточку и выходит к доске. Спрашивающий называет номер урока, зачитывает вопрос по материалу данного урока и сам выбирает, кого ему спросить, из числа сидящих детей. Если ответ был не точным, то спрашивающий ученик сам даёт формулировку. Она напечатана на обратной стороне карточки (приложение 3)
В результате ребята получают понятийные знания и огромное удовольствие от игровой деятельности. О чём свидетельствуют их высказывания.
Мне нравится игра с карточками – вопросами. Ребята читают вопрос и сами спрашивают товарищей. Потом сверяют ответ, зачитывают правильный. Так мы вспоминаем пройденный материал. (Белоус Нелли, 4 «Г»)
Мне нравится отвечать на вопросы карточек. (Казнов Денис, 4 «Д»)




ИКТ как ресурс образовательного процесса
 Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Сделать учебный процесс более эффективным, познавательным, продуктивным помогают возможности ИКТ.

14

 В 2010 году были выпущены учебные пособия по всем модулям и их электронное сопровождение, в том числе и Кураев А. В. Основы православной культуры, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.
Огромные ресурсы в образовательном процессе дает использование на уроке интерактивной доски. Интерактивная доска ценный инструмент для обучения всего класса. При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей я ставлю перед собой задачи: формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что немаловажно в наших условиях удаленности от духовных и культурных центров. Считаю, что использование информационных технологий на уроках ОРКСЭ носит не только обучающий характер, но и воспитывающий. В наше время, в век компьютерных технологий, учитель имеет возможность выбрать подходящий материал, адаптировать его под свой класс. Я пользуюсь такой возможностью и создала копилку презентаций к урокам ОРКСЭ. Многие презентации приходится переделывать, поэтому в итоге получается авторский материал. Ребята полюбили презентации. Часть из них я сопровождаю беседой. Но бывает и молчаливый познавательный просмотр, после которого дети сами озвучивают полученную информацию. В мини – сочинениях по итогам 1 четверти, учащиеся высказывали своё мнение о презентациях.
На уроке нам показывают познавательные презентации. Я люблю этот предмет потому, что узнала много нового. (Беляева Вика,4»Г»)
Мы с мамой много ездим к святым местам, но на уроке я более подробно узнаю об иконах и православных обычаях. Мне нравится учитель, который очень интересно рассказывает и показывает полезные презентации. (Довженко Ангелина, 4 «А»)
15
Выводы. Формирование УУД.
Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
   Таким образом: нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
Радует то, что учащиеся сами дают высокую оценку курсу ОРКСЭ.
Сами ребята дают высокую оценку данному предмету. Об этом можно судить из мониторинга. По результатам диагностики «Лесенка предметов» Матюхиной М.В., ОРКСЭ попадает в первую половину ступенек (приложение 4).Ребята понимают важность предмета и осознают необходимость его изучения.


16
Приведу примеры высказываний ребят об уроках ОРКСЭ:
На ОРКСЭ мы принимаем активное участие в беседах и обсуждениях. Эти уроки знакомят нас с общечеловеческими ценностями. У нас вырабатывается потребность совершать добрые поступки. Мы учимся узнавать неизвестное и понимать верующих людей. (Аршинов А.,4»Г»)
Я с нетерпением жду нового урока православия. (Соловьёв Никита, 4»Д»)
После этого урока мне становится легко и радостно на душе. (Майорова Даша, 4 «Д»)
Считаю, что изучение православной культуры пригодится в жизни. (Лебедева Настя, 4 «Д»)
Мне нравится изучать Основы православной культуры. Я узнала много нового и интересного из жизни моих предков, познакомилась с обычаями моей родины – России. Мне нравятся традиции христианства. Православие учит доброте, терпению, любви к ближнему. Интересна судьба Господа нашего Иисуса Христа,который пострадал за всех нас и искупил своей смертью все наши грехи. Я стремлюсь знать больше о культуре человечества, считаю, что каждый гражданин должен обладать высоким уровнем культуры. Хорошо, что у нас в школе есть такой предмет, как ОРКСЭ. (Падерина Маша, 4 «А»)
Мы учимся быть терпимее и добрее. (Разина Настя, 4 «А»)

Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. Уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные
традиции России.
17
Использованная литература и электронные ресурсы:
Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.
  Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.М:Просвещение, 2010. С.3-4
  Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / В.С.Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.
Поручение Президента Российской Федерации от. [Электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ Андрей Алексеевич Быков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 








18
Приложение
1
Примеры притч с элементами прогнозирования
Притча о доброй старушке и ее молодой душе
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
Есть, милые. (Какой секрет могла открыть бабушка?). Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое (Как вы думаете где?).. на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает (К чему?) забыть его.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и (Что могло быть дальше?).с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял (Что?), ..что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда (Что он мог сказать дальше?).не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
Притча о странном завещании Отца...( о вере)
У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:
Исполни одну мою просьбу.
Какую, папа?
Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.
А что мне при этом делать?
Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.
Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.
Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял (Предположите, что?),. что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине и Господь постучится в сердце.

Приложение
2

Православие и христианство это одно и то же или разные вещи? (Урок 5)
Христианство  самая крупная мировая религия.
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: католицизм, православие и протестантизм.
Значит, православные люди являются христианами, но не все христиане православные. Среди них есть католики и протестанты.


Православный крест восьмиконечный, а мы носим четырёхконечный. Почему? (Урок 7)
Православная церковь признаёт как эти 2 , так и иные формы креста. Известно, что восьмиконечный крест – православный, а четырёхконечный - крест латинский. То есть православный крест – это тот же латинский, плюс табличка с титулом и плюс терновый венок.






Приложение
3
(По материалам 10 уроков)



Урок 1
От какого слова произошло слово Родина?


Род (родители, родня)




Урок 1
Объясни значение словосочетания «культурные традиции»?

Богатство страны, нормы добра, чести и справедливости





Урок 2

Что такое культура?


Всё, что создал человек





Урок 2

Что такое религия?

Мысли и поступки человека, убеждённого, что есть духовный разум




Урок 3

Что понимается под словом БОГ?


Творец, который создал мир и человеческий род




Урок 3
Кого можно считать православным человеком?

Того, кто верит в Бога и посещает православную церковь




Урок 4

Что такое молитва?


Обращение к Богу





Урок 4

Что такое благодать?


Действие Бога, меняющее человека





Урок 5

Что такое Библия?
Книга, которая рассказывает о жизни людей до рождения Христа (Ветхий Завет-50 книг) и с момента рождения (Новый Завет-27 книг)


Урок 5
Кто такие апостолы?

Ученики Иисуса Христа




Урок 5

Кто такой пророк?


Человек, обладающий даром слышать Бога





Урок 6

Что такое проповедь?


Нравственное наставление, призыв к изменению жизни






Урок 7
Что такое Голгофа?

1.Гора на окраине Иерусалима

2.Страдание




Урок 8
Сколько дней продолжается праздник Пасха и торжество?

Праздник -7 дней,

а торжество - 40




Урок 9

Кто такой пророк?


Человек, обладающий даром слышать Бога




Урок 10

Что такое проповедь?


Нравственное наставление, призыв к изменению жизни








4 «А»
место

1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9

2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7

4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3

5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2

8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4

10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6

11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


12
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

13
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3

15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7

16
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

17
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

18
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

19
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


20
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4

21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


22
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

23
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


24
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6

25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2

26
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6

27
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4,0 - 4 место


4 «Д»
место

1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2

5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6

7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4

9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

12
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


13
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2

14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2

16
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3

17
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

18
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4

19
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


20
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3

2,2 - 2 место

Приложение 4



«Лесенка уроков» Матюхина М.В. , сентябрь 2013



























Вывод: ОРКСЭ на первой половине ступенек, значит отношение положительное.

















љђ Заголовок 115