Программа курса «Мой друг-компьютер»

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 – 6 классов общеобразовательной средней школы. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – 2-изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в 5-6 классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики.
Программа курса состоит из разделов:
«Юный компьютерный художник»;
«Мастер печатных дел»;
«Мастер презентации»;
«Школьная газета «Моя школа».
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Поэтому очень важна роль курса информатики в 5-6 классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в 5 классе поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах:
Демонстрационная – работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
Фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
Самостоятельная – выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за деятельностью обучающихся.
Творческий проект – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий.
Работа консультантов – ученик контролирует работу всей группы кружка.

При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Программное обеспечение:
Операционная система Linux.
Графический редактор OpenOffice.org Draw.
Текстовый редактор OpenOffice.org Writer.
Тематическое планирование.
1 раздел. «Юный компьютерный художник».
(15 часов)
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере книжной графики).

Задачи
Эстетическое воспитание учащихся.
Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления у обучающихся средствами графических изображений.
Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
2 раздел. «Мастер печатных дел»
(18 часов)
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей.
Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи
развитие навыков работы в текстовом редакторе;
овладение навыков набора компьютерного текста;
вызывать, развивать и поддерживать мотивацию школьников к совершенствованию своей письменной речи;
приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект из галереи текстовых эффектов, а также простейшие автофигуры и параметры 3D. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
3 раздел. «Мастер презентации»
(16 часов)
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации. Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя, нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.

Цели
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах.
Задачи
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
начальное формирование навыков работы на компьютере в графическом редакторе;
начальное формирование навыков работы на компьютере в текстовом редакторе;
начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе (мастер составления презентаций);
начальное формирование работы в сети Internet;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
обучение детей за компьютером, а также подготовка их к старшему звену.




№ занятия
Тема и содержание занятия
Дата проведения



план
факт

1 раздел. «Юный компьютерный художник» (12 часов)



Знакомство с компьютером и его устройством. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном кабинете. Создание рабочего информационного пространства (создание папки, документов, их сохранение). Программы




Знакомство с графическим редактором OpenOffice.org Draw. Вызов программы. Меню программы. Основные возможности редактора, инструментарии программы. Графические примитивы, свойства объекта. Составление рисунков на заданные темы




Инструментарий графического редактора. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы




Заливка цветом, градиентная заливка, заливка растровой текстурой, изменение контура объекта.
Создание графического объекта на заданную тему. Самостоятельная работа




Группировка объектов, выделение объектов в группе. Создание графического объекта на заданную тему




Дублирование объектов, выравнивание и распределение объектов, изменение контура объекта. Создание графического объекта на заданную тему




Декоративное рисование (линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет). Создание графического объекта на заданную тему




Проект. Создание тематической композиции на тему: «Мой дом», «Моя школа»




Рисование функциональной схемы некоторого процесса, блок-схемы. Составление коллажа




Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи




Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка). Создание графического объекта на заданную тему




Промышленная графика. Создание образца упаковки (фантика конфеты, шоколадки, мороженного). Работа с библиотекой символов



2 раздел. «Мастер печатных дел» (12 часов)



Текстовый редактор OpenOffice.org Writer . Первое знакомство. Вызов программы. Меню. Панели инструментов. Набор текста




Клавиатура. Основные клавиши. Набор, форматирование и редактирование текста




Создание документа по заданному образцу. Самостоятельная работа




Работа с таблицами, набор текста в таблице, форматирование и редактирование текста в таблице. Автоформат




Создание документа «Расписание уроков в табличной форме». Самостоятельная работа




Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку. Самостоятельная работа




Оформление сочинения. Печать документа




Нумерованные и маркированные списки. Нумерация страниц. Создание документа по заданному образцу Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов




Оформление буклета. Самостоятельная работа




Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы




Использование автофигур и параметров 3D графики в текстовом редакторе




Создание брошюры на заданную тему. Творческий проект «Моё хобби». Оформление брошюры




3 раздел. «Мастер презентации» (11 часов)




Знакомство с программой OpenOffice.org Draw в режиме создания презентации. Основные возможности и назначение программы. Меню. Понятие слайда. Понятие шаблона презентации, применение шаблона оформления. Меню «Формат». Дизайн, макеты, стили слайда




Создание структуры презентации: титульный лист (название, данные об авторе), выбор структуры. Набор текста. Вставка картинок из коллекции и/или из своих файлов. Настройка изображения (цвет рисунка, изменение размера и т. д.)




Вставка изображений из Интернета. Составление презентации на заданную тему. Самостоятельная работа




Творческий Проект. Составление презентации «Времена года»




Использование эффектов анимации к объектам слайда. Составление презентации




Понятие гиперссылки. Применение гиперссылок в презентации. Добавление гиперссылок на веб- сайты




Творческий проект. Создание презентации «Мой класс»




Вставка диаграммы в презентацию. Создание презентации. Самостоятельная работа




Использование видео- и звуковых файлов. Вставка звукового файла. Настройка смены слайдов. Составление презентации




Разработка критериев оценивания мультимедийных презентаций. Анализ созданной презентации согласно критериям оценивания. Творческий Проект. Составление презентации «Моя семья»












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115