План-конспект урока по литературе тему В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»


ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по русской литературе в 6 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылинская средняя общеобразовательная школа»
тему В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Разработал: Коротина Лариса Александровна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Ергизова Людмила Геннадьевна


Ковыли, 2017
Тема урока: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Дата проведения: 2.03.2017
Тип урока: урок изучения нового материала (беседа)
Технология урока: информационно-коммуникативная
Цель урока: понять идейно-нравственное содержание рассказа; совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения анализировать текст художественного произведения;
- познакомить с методом сравнения.
Развивающие:
- развивать читательскую культуру учащихся;
- развивать творческие способности, воображение учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственно и духовно учащихся;
- прививать любовь и внимательное отношение к слову.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Основные термины, понятия: рассказ, фабула, эпизод, диалект.
Оборудование рассказ В.П.Астафьева, портрет писателя, листы для записи наблюдений , словарь «сибирских» диалектизмов.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Повторение изученного материала (актуализация знаний) (10 мин.)
Изучение новых знаний, формирование новых умений (25мин.)
Закрепление полученных знаний , систематизация, применение (5 мин.)
Задание на дом (3 мин.)
Ход урока:
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того
дивного коня с розовой гривой.
I .Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сейчас у нас урок литературы. Сегодня на занятии мы поговорим о произведении В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Но прежде, чем мы приступим к изучения нового материала, давай те повторим то, что мы изучали на прошлом уроке.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Расскажите о жизни писателя В. Астафьева, его детстве, (Виктор Астафьев родился в 1924 году в Сибири, на берегу Енисея, в поселке, со всех сторон окруженном тайгой. Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. Когда ему еще не исполнилось 18 лет, он ушел добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, начал заниматься литературой). Учитель: Став писателем, Виктор Петрович написал автобиографическую книгу «Последний поклон» - расскажите какие произведения входят в эту книгу, о чем эта она. (Эта книга представляет собой целостное произведение, которое состоит из отдельных законченных рассказов. В этих рассказах Астафьев вспоминает те радостные и светлые моменты своего детства, которые он провел с бабушкой Екатериной Петровной)Один из таких рассказов – рассказ «Конь с розовой гривой», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.
III. Изучение нового материала
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»? (работа над сюжетом)
Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с ребятишками Левонтия собирать землянику, чтобы после ее продажи бабушка купила ему пряник. Но после того, как собранную ягоду съели, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а землянику насыпать сверху. После совершения поступка, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов, обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке, но он все-таки просит у нее прощения. Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник.
Учитель: - Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Учитель: - Какое время описывает автор ? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, и дедушкой, который работал на заимке; у дяди Левонтия было много детей, жили они бедно, денег нахватало, сам Левонтий много пил, и не любил работать)
Учитель: – От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора ) Учитель: – Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)
Учитель: – Какое событие является завязкой действия в рассказе? (поход за земляникой.)
Учитель: – Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому,, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…», поэтому ради достижения своей мечты, он способен на обман..)Физкультминутка
Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.
Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (Руки разведены в стороны, плечи подняты.)Это маятник в часах отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, (Приседают.)Снова спрячется за дверью, (Закрывают лицо руками.)Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращают туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращают туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходят на месте.) Иногда вдруг отстают. (Ходят в замедленном темпе.) А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (Бегут на месте.) Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Учитель: – Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)
Учитель: - Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы) – работа со словарем.
Учитель: - С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?( Чтобы приблизить рассказ к реальности дать представление о том , как говорят люди данной местности .)
Диалект – это (греч. dialektos — говор, наречие) разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.Запись диалектных слов в словарь.
Увал – пологий холм
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Яр – крутой край оврага
IV. Закрепление полученных знаний
Учитель: - И, возвращаясь к книге «Последний поклон», ответьте, пожалуйста, на вопрос: кому же этот поклон? Что означает этот поклон?
Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать. Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка.
Учитель: - Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?
Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия.
Учитель: Ребята, а сейчас давайте оценим работу на уроке каждого из вас.
Учащиеся по очереди оценивают ответы друг друга, комментируя оценку данную однокласснику. Все оценки выставляются в журнал.
V Задание на дом
Учитель: - Ребята, дома вам нужно составить сравнительную характеристику семьи бабушки Вити и семьи дяди Левонтия в виде таблицы, нам она понадобиться для работы на следующем уроке.
Примерная схема составления таблицы:
Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.
О чём говорит обстановка в этих домах?
Внешний вид жильцов. Как они себя ведут.
Отношение к деньгам.
Ценности дома. Отношение к детям.
Индивидуальное задание:
- составить характеристику Вити и детей дяди Левонтия (Е.В.)
- подготовить художественный пересказ диалога бабушки и Вити ( поход за земляникой) (Т.С.)
- подготовить художественный пересказ эпизода «Раскаяние Вити» (А.М.)
- подготовить пересказ фабулы рассказа «Конь с розовой гривой» (Л.Г.)
Учитель: Ребята наш урок подошел к концу. Спасибо всем за плодотворную работу на уроке. Я надеюсь, что все наши уроки будут проходить также, в атмосфере взаимопонимания и уважения. До свидание!
Список литературы:
1. Виктор Астафьев. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Тома 4, 5.
Красноярск, "Офсет", 1997 г.
2. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2/( В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвеение, 2015г.
3. Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина, Москва "Просвещение" 2012
Интернет-ресурсы
 http://all-biography.ru/alpha/a/astafev-viktor-astafyev-viktor#ixzz4ZfHE9ttXall-biography.ru