Урок по литературе на тему: Астафьев Конь с розовой гривой.


Тема   «Жить надо по совести!.»  Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» 6 класс
Учитель: Баловнева Елена Ивановна
Цель: выяснить , какие нравственные уроки (уроки доброты) извлёк герой рассказа «Конь с розовой гривой»
Задачи урока:
1. Личностные:
- развить коммуникативные навыки;
- создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;
- формировать способность оценивать свои действия;
- сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.
2. Метапредметные:
- закреплять умение вести диалог,
- делать обобщения;
- развивать монологическую речь.
3. Предметные:
-углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока  урок практического применения знаний, умений
Вид урока учебная дискуссия
Ведущий метод   проблемно-поисковый
Форма организации деятельности учащихся групповая, парная, индивидуальная

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Литература:
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: лексическая работа, работа со словарями


Ход урока.

Жить надо по совести.
В.П.Астафьев.
Орг. момент.
Учитель: посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Ребята, мы будем работать в группах. Нам очень пригодится сегодня взаимоуважение, умение слышать друг друга.
Послушайте притчу. Подумайте, чему она учит. (Слайд 1)

Притча о Карандаше
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке.
Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».
Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку и отправлен в мир. (Сопоставление смысла притчи с жизнью человека:
Мастер даёт установку-правила, как жить, каким быть.)

- А нужны ли нам правила жизни?
- Каким должен быть человек? (Добрым, честным, отзывчивым)
- Как мы называем эти правила? (нравственными)
- Что такое нравственность?

Работа с толковым словарём. (найти значение слов: нравственность и совесть)
Нравственность- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.
Своеобразный нравственный урок получает герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой…». Кто же преподаст ему эту мудрость? (бабушка Вити)
Работа в паре.
- Обсудите в паре в течение 1 минуты и запишите нравственные ценности, которые знаете вы. (примеры детей: справедливость, милосердие, честность, совесть, доверие, любовь, доброта и другие)
-Список большой. Выберите из него только те ценности, о которых говорится в рассказе Астафьева. (честность, совесть, доброта, понятие долга)
4. Целеполагание.Открытие нового знания
- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?
-Что такое совесть?
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Когда люди говорят о совести? Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)
-Почему совесть называют «великим законом и судьёй»?
-Какое отношение имеет это понятие к рассказу Астафьева? (герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)
-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)
-Значит, надо жить по совести? Так и назовём наш урок.Запись числа, темы урока. (Жить надо по совести. Нравственные проблемы рассказа) (Слайд 2)
- Чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (нужно определить, какие нравственные уроки извлёк главный герой, найти ответ на вопрос «Как жить по совести?»).

- Б.Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Посмотрим, может быть, из двух идей родится и третья.

5. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.
- Послушаем небольшое сообщение о жизни В.П.Астафьева и посмотрим презентацию о малой родине писателя. (Слайды 3-16)
Сообщение обучающегося
Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953).
Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.
Учитель: село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Представим то место, где писатель постигал уроки жизни.
- Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?
- Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)
- Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)
-С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?( "Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

6. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).
- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать.
- Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»? (Бабушка преподала урок «высокой этики». Прощает бабушка как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. (Добро побеждает зло)
- От чьего лица ведётся повествование?( Повествование ведётся от первого лица..)
- В какой семье растёт герой?
(Маленький мальчик, герой рассказа,сирота. Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени для мальчика приезд дедушки - радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде.)

- Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем». )
- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
Чтение эпизода: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
-Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
-Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
Учитель:битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?Обратите внимание на глаголы, описывающие поведение этих героев .
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два
принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород
и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до
зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
(на природе дети вели себя неразумно).
«Неразумный человек, уродуя природу, и сам несёт нравственный урон»,- писал В.П. Астафьев (данное предложение записывается учащимися в рабочие тетради по литературе под диктовку учителя).
- Почему герой совершил поступок, за который ему было очень стыдно?
(Вопрос вызывает затруднение, учитель предлагает следующее:
Давайте в тетрадях запишем такую цепочку:искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение)
Обратите внимание на слово искушение, что оно обозначает. (Соблазн, желание чего-нибудь запретного) (Слайд 17)

Работа в группах
Класс разбивается на группы. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.
Искушение – как герой оказывается в зависимости от Саньки?
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — «был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек». Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: «Скажи уж лучше боишься ее и еще жадный!» Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко «попался на уду», позволил съесть и свою землянику.
Преступление – почему герой решил обмануть бабушку?
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!» Мальчик так и поступил.Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.
Муки совести - только ли страх перед бабушкой мучит героя?
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.
Наказание – как был наказан герой?
4-я группа. «И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...»
Прощение- получил ли в итоге мальчик то, о чём мечтал
5-я группа. «Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Беседа.
-Мучит ли героя совесть за свой поступок? Докажите, приводя примеры из текста.
(Героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.)
-Почему искренний человек Витька совершает обман? («попался на уду»)
-Почему герой решает высыпать ягоды на траву? (чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным)
-Мы понимаем, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», не смог противостоять злу. За одним глупым поступком следует обман, воровство.
-Что же нужно делать для того, чтобы спокойно и счастливо жить? (надо обдумывать поступки и не совершать зло.
Урок 1.Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.
Общее задание. (Слайд 18)
- Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка всё-таки купила пряник конём своему непутёвому внуку?»
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».)
- Почему герой- рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?
Обещанный бабушкой пряник мальчик всё-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука…добротой, закрепляет пробуждение совести…добротой.
Урок 2. Добротой и прощением можно добиться, куда большего результата, чем строгостью и осуждением.
-Что такое доброта?
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.Словарь Ожегова
-Как вы понимаете пословицу «Добро сильнее зла»?
-Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?
Нельзя обманывать и предавать близких людей.
Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
-А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка. В одном из рассказов повести «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога:
«Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить» (т.1, с.334) Это и означает - жить по совести.
- Так какой же нравственный урок получил наш герой благодаря бабушке?  (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью.
Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.
7. Рефлексия. Приём «РАФТ». (Слайд 19)
- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.
Роль-Витя
Аудитория- бабушка
Форма-письмо, записка
Тема- прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.
8.Обобщение.
-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?
Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая основана на уважении друг друга.
Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Нужно уметь противостоять злу.
Цена обмана – страдания, муки совести и вины.
Душевное раскаяние очень мучительно, но оно приносит облегчение.
Верить, прощать и любить – самая главная заповедь человеческой жизни.
Ребята, запишите это к себе в тетради. Надеюсь, вы тоже запомните для себя эти уроки и не будете идти на поводу.
Подведение итогов. Выставление оценок.
- Оцените, как работала группа. (Наблюдатели)
-Дружно ли разбирали задания?
-Все ли активно участвовали в обсуждении?
-Прислушивались ли вы к мнению друг друга?
-Что было на уроке для вас трудным?

- Закончите любое из данных предложений: (Слайд 20)
Я открыл для себя…
Я сегодня узнал…
Особенно интересно было…
Меня очень удивило…
Своё отношение к уроку выразите в одном слове (записать на телефон и сдать)
Заключительное слово учителя.
Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:
"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"
С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Чему научил меня рассказ?» (10 предложений) или сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.
















Приложение
Обязанности в группе:организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения;контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Правила работы в группе1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.3. Умей слушать других.3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Искушение – как герой оказывается в зависимости от Саньки?
Найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.


Приложение
Обязанности в группе:организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения;контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Правила работы в группе1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.3. Умей слушать других.3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Преступление – почему герой решил обмануть бабушку?
Найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.



Приложение
Обязанности в группе:организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения;контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Правила работы в группе1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.3. Умей слушать других.3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Муки совести - только ли страх перед бабушкой мучит героя?
Найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.


Приложение
Обязанности в группе:организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения;контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Правила работы в группе1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.3. Умей слушать других.3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Наказание – как был наказан герой?
Найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.




Приложение
Обязанности в группе:организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения;контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Правила работы в группе1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.3. Умей слушать других.3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Прощение- получил ли в итоге мальчик то, о чём мечтал?
Найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.




Выбрать пословицу, которая выражает идею рассказа «Конь с розовой гривой», прокомментировать .

Добрый человек добру и учит.
Добрые умирают, да дела их не пропадают.
Доброму – добрая память.
Доброе слово доходит до сердца.









ы и цвета пряник, «конь с розовой г достав в
- Давайте послушаем нашего героя
(Выразительное чтение дер
- Какими словами, выражениями автор с
- А что для вас – радость,
Ас выполнении домашнего











Вывод: очень важно проявлять заботу и вни

- Обратите внимание на название р


Новая вещь


РАДОСТЬ



Общение с природой