Технологическая карта к уроку по рассказу В.П.Астафьева Конь с розовой гривой


Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС ООО
в 6 классе по теме «Путешествие по русской деревне предвоенных лет в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»


ФИО учителя: Видяйкина Лариса Юрьевна
Место работы: РХ, г.Сорск, МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»
Предмет: русский язык и литература
УМК: под редакцией В.Я.Коровиной
Тема урока «Путешествие по русской деревне в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Класс: 6
Планируемые результаты:
Личностные – проявлять интерес к истории развития России как государства (деревни) через анализ рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
– различать основные нравственно-этические понятия, сопоставляя с канонами XX и ХХI веков;
- сопоставить с краеведением через рассмотрение развития деревни РФ и РХ;
– соотносить поступки с моральной нормой;
- применять правила делового сотрудничества.
Предметные: искать необходимую информацию, связанную с основным этапом урока; сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, находя нужное решение.
Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции через работу в группах; извлекать информацию из различных источников, развивая исследовательские действия; выделять основную мысль при работе с текстом; устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: Web-quest
Оборудование: презентация Мультимедиа, Интернет-источники, рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы и методы работы
УУД

I.Организационно – мотивационный




Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Включение в деловой ритм.
Слайд № 1
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
Виктор Петрович Астафьев родился в маленьком селе Овсянки Красноярского края. Слайд №2 Нам творчество писателя дорого тем, что он наш земляк. Детство, проведенное писателем в деревне, вошло в основу всего его творчества. Он входит в Союз писателей-деревенщиков. Его рассказ «Конь с розовой гривой» не исключение. История рассказа – история, которая произошла в маленькой сибирской деревне.
Представьте, что мы попали в начало 20 века. Как жили там люди? Например, простые жители деревни? Как проходил их день? Чем занимались дети? Сегодня через рассказ «Конь с розовой гривой» мы попробуем найти ответы на данные вопросы.
В процессе работы мы постараемся через исследование получить информацию, помогающую представить жизнь крестьян XX века, а, следовательно, глубже понять смысл рассказа «Конь с розовой гривой»; а также дополнительную информацию о развитии не только русской, но и хакасской деревни начала XX века (связь с краеведением и историей); узнать о численности деревень в предвоенные годы XX века.
Для полноценной и многоаспектной работы нам нужно разделиться на группы. Выберите себе, пожалуйста, группу по интересам. Слайд №3. Обратите внимание, что в работе нам помогут источники.
Итак, мы готовы работать
Пожелание успеха
Готовятся к работе.
Определяют группы по интересам для дальнейшей работы

Коллективная, групповая
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу узнать новое).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

2.Актуализация знаний. Самостоятельная работа в группах
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; работа с разными источниками
Учитель координирует работу групп:
I группа – аналитики (проанализируют рассказ «Конь с розовой гривой» с точки зрения занятий деревенских людей);
II группа – историки (расскажут о развитии деревни в России);
III группа – лингвисты (познакомят с речевым колоритом; рассмотрят сцены описания деревенского дома в начале ХХ века);
IV группа – краеведы (расскажут о развитии деревни в Хакасии)


Работают с Интернет-источниками.
Проводят выборочную работу с текстом. Работа с рассказом «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева
Проблемное задание. Работа с источниками
Индивидуальная, групповая
Регулятивные: выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера.
Личностные: умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

3. Минутка физической разгрузки
Сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Итак, встаньте, пожалуйста, около своих мест. Послушайте текст:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья
А.С.Пушкин
В итоге учитель делает вывод: вот только так, совместно, можно достичь каких-либо результатов.
Вспомнить слова (обучающийся, вспомнивший слово из отрывка, берет за руку предыдущего, пока не образуется круг)
Групповая, индивидуальная.
Игровой момент
Личностные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнёрами


4.Презентация полученной информации.
Работа групп.
Цель: формирование новой информации через изученный материал.
Осуществляет учебное сотрудничество.
Слайд 4 – глоссарий (разобрать слова, вышедшие из обихода)
Итак, давайте сделаем выводы: в ходе работы группы историков мы узнали о развитии русской деревни в XX веке. Согласитесь, что жизнь в деревне отличается от городской. Она требует от жителей большей физической работы.
Группы аналитиков и лингвистов показала, насколько точно автор описал деревенский быт. Главным атрибутом сельской жизни является дом (или изба). Мы рассмотрели дом в с.Овсянки самого Виктора Петровича. Слайд №8.
Через описание В.П.Астафьева признаки деревни начала ХХ века узнаваемы для нас, жителей XXI века. Глоссарий помог сопоставить слова языка XX века и XXI. Слайд №4
Хорошо потрудились краеведы, познакомив нас развитием деревни в Хакасии.
Мы получили информацию, помогающую представить жизнь общества начала XX века, а, следовательно, глубже понять рассказ «Конь с розовой гривой», а также общий ход урока позволил получить дополнительную информацию о развитии деревни в начале XX века, что позволило осуществить связь с краеведением и историей; а также расширить свой кругозор через информацию о русской истории предвоенных лет XX века. В процессе удалось сделать общие выводы: жизнь в деревне требует от людей большей работоспособности, включая детей.
рассказ «Конь с розовой гривой» дает представление об отношении к деревенскому народу; степени развития русской деревни в XX веке.
Защита информации; с жизнью деревни, деревенским бытом, интересными местами XX века. Характеристика Интернет-ресурсов.
Делают общие выводы.
Групповая, индивидуальная
Познавательные: извлечение необходимой информации из источников; подведение под понятие; постановка и решение проблем.
Коммуникативные: работа в группах; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие с партнёрами
Личностные: самоопределение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
Регулятивные: совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого; целеполагание

5. Рефлексия
Учитель просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию. Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности
Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха.

6. Игра «Логические сопоставления»
Представьте себе наш урок в виде некой репродукции. Какая картина, по-вашему, отображает климат, внутреннее состояние нашего урока?
Слайды № 9-20
Сопоставляют картинки слайдов и выражают собственное мнение.
Проблемное творческое задание
Индивидуальная, групповая работа


7.Д.з.
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (право выбора задания у обучающихся).
Составить кластер «Жизнь русской деревни в 30-х годах ХХ века».
Подготовить характеристику образов.

Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.

Познавательные: дифференцированные задания.
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.
Регулятивные: совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого
этапа.










13PAGE 15


13PAGE 14715




15