Рабочая программа кружка Самоделкин


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ДЕТСКИЙ ДОМ № 4 Г. ВЛАДИВОСТОКА»
Программа утверждена УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете № _____ Директор КГОКУ «Детский дом № 4
от ___________ 20____г. г. Владивостока»
____________________ Жанков В. А.
«_____» ___________________ 2015 г.
Рабочая программа
по кружку "Самоделкин"
(для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
составила: Иванова О. В., воспитатель
г. Владивосток, 2015 г.
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Различные виды продуктивной рукотворной деятельности (выполнение поделок из пластилина, природного материала, ткани, ниток и т.п.) чаще всего связывают с художественно-эстетическим развитием ребенка.
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Актуальность программы.
Почему для дошкольника и младшего школьника так важны продуктивные ручные действия? Кроме общеизвестных причин (развитие моторики, общей ручной умелости, самоконтроля и др.) особая значимость состоит в формировании базовых компонентов «психического стержня» растущего индивида. Психологи отмечают, что в возрасте 6-8 лет на первый план с точки зрения личностного развития выходит потребность ребенка реализовать сформировавшиеся у него (в большей или меньшей степени) доверие к миру, автономию и инициативу в самостоятельной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что ручное творчество, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус, желание экспериментировать. Ручное творчество - вид деятельности, благодаря которому развивается моторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. У детей развиваются мышление, память. Именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "скрапбукинг" для самостоятельного и творческого создания композиций.
Задачи:
Обучающие:
Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (ветки, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.Развивать умения создавать композиции.
Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами
Развивающие:
Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Использовать нетрадиционные материалы и приемы;
Изготавливать поделки для подарков, конкурсов, выставок.
Воспитательные:
Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
Воспитывать интерес к труду, желание трудиться.
Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия проводятся:
-с подгруппой детей;
-2 раза в неделю;
-в классной комнате;
-длительность занятий 30 минут.
Методы
Приемы
Объяснительно-
иллюстративные
Рассказ, показ, беседа
Репродуктивные
Практические занятия
Эвристические Творческие задания
Используемые материалы:
- Пластилин
- Бросовый материал (крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза»)
- Коряги, шишки, веточки
- Семена растений
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Фольга
-Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания
-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока
-Бисер, различные бусины
-Искусственные цветы, цветочки из ткани и других материалов
-Пуговицы различной величины и формы
-Кружева, шитье
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Иголка и нитковдеватель- Вязальный крючок
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок
- Клей, краски
Календарно-тематическое планирование на 2015 – 2016 учебный год
Месяц № Тема Название поделки Материалы Кол-во часов
Сентябрь 1 Вводное занятие Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления 1 ч.
2-3 Работа с бумагой Изготовление «бумажной лозы» (газетных трубочек) Бумага газетная, клей, спица вязальная, ножницы 2 ч.
4 Пластилинография Яблоки поспели Пластилин, стека, цветной картон, коричневый фломастер 1 ч.
5-6 Работа с разными материалами Подводный мир Камешки, ракушки, песок, цветной картон, бумага, клей ПВА, пластилин 2 ч.
7 Работа с бумагой Грибок (аппликация) Бумага цветная, картон, клей, ножницы, простой карандаш 1 ч.
8 Скрапбукинг Поздравительная открытка Цветной картон, клей, бусины, пуговицы, пайетки и т.п. 1 ч.
Октябрь 1 Поделки из крупы или семян Ветка рябины Семена гороха, клей ПВА, цветной картон, пластилин, краски 1 ч.
2 Работа с природным материалом Береза (аппликация) Бумага цветная, картон, клей, коричневый или черный фломастер, простой карандаш, ножницы 1 ч.
3 Пластилинография «Мухомор» – нанесение пластилина на поверхность Пластилин, стека, цветной картон 1 ч.
4-5 Из лоскутков ткани Ромашка из лоскутков Ткань, ножницы, иголка, пуговицы, клей, картон 2 ч.
6-7 Работа с бросовыми материалами Паучки на паутине Коробочка из-под конфет с краями в виде рамочки, белые нитки (ирис), цветной картон, скорлупки от грецкого ореха и от фисташек, проволока в черной оболочке, вата, клей ПВА, гуашь черного и белого цветов, ножницы 2 ч.
8 Аппликация из резаных ниток Радуга Шерстяные нитки, клей ПВА 1 ч.
Ноябрь 1 Работа с бумагой Котенок и щенок (оригами) Бумага цветная, картон цветной, клей 1 ч.
2 Пластилинография Свитер для Хрюши (рисование на пластилине) Пластилин, стека, цветной картон 1 ч.
3 Поделки из крупы или семян Груша Пшено, клей ПВА, цветной картон 1 ч.
4 Работа с разными материалами Осеннее дерево Цветная бумага, термоклей, клей ПВА, веточки дерева, разноцветные пуговицы, пайетки, 1 ч.
5-6 Из лоскутков ткани Заколка «Цветок» Лоскуты ткани, бусинки, пуговица, булавка, нитки, клей, картон 2 ч.
7-8 Работа с бросовыми материалами Червячок в яблочке Картон, цветная бумага, разноцветные бусинки одного размера, проволока, коробочка круглой формы 2 ч.
Декабрь
1-2 Работа с бумагой Плетение из газет. Шкатулка для модницы Старые газеты, клей, акриловые краски, акриловый лак, картон, тонкая атласная лента, бусины 2 ч.
3-4 Скрапбукинг Поздравительная открытка Цветной картон, клей, бусины, пуговицы, пайетки и т.п. 2 ч.
5-6 Работа с разными материалами Оформление фоторамок Бисер, различные бусины, бумага цветная, гофрированная, газетная, картон, ракушки, клей ПВА, пластилин пуговицы, пайетки, кружева, шитье и т.п.2 ч.
7 Работа с бумагой Поделки из картона и гофрированной бумаги. Колпак Бумага цветная, гофрированная, картон 1 ч.
8 Работа с бросовыми материалами Елочные игрушки Бисер, различные бусины, бумага цветная, гофрированная, картон, клей ПВА, пластилин, пуговицы, пайетки, кружева, шитье, яйца «Киндер - сюрприза» и т.п.1 ч.
Январь 1 Работа с бумагой Коллаж из силуэтов ладошек (коллективная работа) – Кто умеет летать? Бумага цветная, гофрированная, газетная, картон 1 ч.
2 Пластилинография Разноцветная елка (рисование на пластилине) Пластилин, стека, цветной картон 1 ч.
3 Работа с разными материалами Поросенок Яйцо от киндер-сюрприза, пластилин, пуговица
1 ч.
4 Работа с разными материалами Рыбка Яйцо от киндер-сюрприза, пластилин, цветная бумага, пайетки, фломастеры, кружево или шитье, цветной картон 1 ч.
5-6 Из лоскутков ткани Аппликация из ткани «Цветик-семицветик» Ткань, ножницы, иголка, пуговицы, клей, картон 2 ч.
7-8 Поделки из картона и кофе Магнит «Сердечко» Магнит, кофе-зерна, картон, ткань, клей, сутаж 2 ч.
Февраль 1 Пластилинография Грузовая машина (нанесение пластилина на поверхность) Пластилин, стека, цветной картон 1ч.
2-3 Скрапбукинг Поздравительная открытка Цветной картон, клей, бусины, пуговицы, пайетки и т.п. 2ч.
4-5 Работа с разными материалами Поделки из веточек деревьев Веточки деревьев, ткань, пуговицы, клей, бусины, пайетки, цветная бумага 2ч.
6-7 Из лоскутков ткани Цветы из атласных лент (брошка, ободок) Атласные ленты, бусинки, пуговица, булавка, нитки, клей, картон 2ч.
8 Работа с бумагой Клоун Бумага цветная, картон
1ч.
Март
1-2 Скрапбукинг Поздравительная открытка Цветной картон, клей, бусины, пуговицы, пайетки и т.п. 2ч.
3 Работа с бумагой Птичка Бумага цветная, картон, фломастеры или восковые мелки 1ч.
4 Пластилинография Веселый монстр Пластилин, стека, цветной картон 1ч.
5-6 Работа с разными материалами Магнит своими руками. Кофейный котик Магнит, кофе-зерна, картон, ткань, клей, сутаж 2ч.
7 Из лоскутков ткани Открытки с тканевой аппликацией Ткань, ножницы, пуговицы, клей, картон, дополнительный материал 1ч.
8 Работа с бросовыми материалами Декоративная ваза с цветком Банки или бутылки, крупа: горох, рис, гречка, фасоль, семечки и т. п., пластилин, дополнительный материал для оформления1ч.
Апрель 1 Пластилинография Цветы – небывалой красоты Пластилин, стека, одноразовые тарелочки, крупы, макаронные изделия 1ч.
2 Работа с бумагой Подставки для яиц Бумага цветная, гофрированная, картон 1ч.
3-4 Работа с бросовыми материалами Чудесные каллы Цв. картон, ножницы, клей, ватные диски и палочки, одноразовые бумажные тарелки, фломастеры, салфетки, упаковочная лента.2ч.
5 Работа с разными материалами Закладки для книг Ткань, кожа, пуговицы, круглая резинка 1ч.
6 Из бумаги и картона Веселый букетик Цветная бумага, клей ПВА, цветной картон, фигурный дырокол 1ч.
7-8 Из лоскутков ткани Аппликации из ткани Ткань, ножницы, иголка, пуговицы, клей, картон 2ч.
Май 1 Скрапбукинг Поздравительная открытка к 9 мая Цветной картон, клей, бусины, пуговицы, пайетки и т.п. 2ч.
2 Пластилинография Радуга на небе (Налеп из пластилина) Пластилин, стека, цветной картон 1ч.
3-4 Работа с бросовыми материалами Оригинальное панно для детской комнаты Коробки из-под конфет, старые игрушки, цветная бумага, клей 2ч.
5-6 Работа с бумагой Фоторамка (поделка из газетных трубочек) Старые газеты, клей, акриловые краски, акриловый лак, картон, тонкая атласная лента 2ч.
7-8 Из разных материалов Массажная дорожка (коллективная работа) Ткань, пуговицы, ленты, песок, мелкая галька, бусины, мех и т.п.2ч.
Выставка-продажа детских работ
 
Планируемые результаты
Приобретение навыков работы в коллективе.
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
Выявление и осознание ребенком своих способностей.
Формирование специальных умений, способов самоконтроля.
Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Формы подведения итогов реализации программы
выставки детских работ в детском доме;
конкурсы детских работ в детском доме;
участие детских работ в конкурсах различного уровня (городском, краевом, всероссийском и т. п.);
реализация поделок во время ярмарок и аукционов;
творческий отчет воспитателя (руководителя кружка на педсовете).
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки и ярмарки-продажи детских работ.
Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, именинников, ветеранов, учителей, сотрудников д/дома и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников; оформления помещений группы.