Рабочая программа кружка Самоделкин


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Самоделкин» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно- прикладного искусства. Это комплексная программа художественно—эстетической направленности.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет. Это «самое близкое искусство».
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. В них сосредоточено единство творчества и труда.
Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать их техническими знаниями, развивать трудовые умения и навыки. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.
Предметом изучения в программе является технология работы с бумагой, соленым тестом, бисером, изонитью.
Тема ручного труда становится актуальной, ведь современным воспитанникам необходимы занятия по развитию творческого воображения.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства.
Актуальность программы обусловлена интересом к декоративно- прикладному творчеству. В последнее время изделия, выполненные вручную стали больше цениться. Кроме того материал для работы доступен.
Данная программа отличается особенностью построения учебного плана, последовательностью изучения материала. Чередование занятий четырех видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Ознакомившись с несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Занятия способствуют развитию творческих способностей, инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора, способность понимать позицию другого человека
Цель программы: Формирование и развитие у детей творческих умений и индивидуальных способностей посредством занятий декоративно- прикладным творчеством.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- ознакомить с основными способами и техническими приемами работы с бумагой, соленым тестом, бисером, и изонитью.
- научить детей владеть простейшим техниками, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
- создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к декоративно- прикладному творчеству;
- создавать творческую атмосферу и установить контакт с детьми, а также их родителями;
- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца;
- воспитывать культуру общения, коммуникативные способности, ответственность, и дисциплинированность, бережное отношение к материалам и инструментам.
- способствовать самоутверждению через трудовую деятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 9-10 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы -1год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 45 мин..Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом, в соответствии с поставленными целями и задачами: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий можно использовать небольшие упражнения для снятия утомления.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме беседы, дискуссии, рассказа, объяснения, демонстрации наглядности.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и простейших композиций: практическая работа, самостоятельная работа, упражнения.
Формами подведения итогов реализации программы являются участие детей в мини-выставках лучших работ по темам и разделам программы, массовых мероприятиях.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты обучения.
К концу обучения учащиеся
должны знать:
- правила организации рабочего места с соблюдением техники безопасности, правила работы с инструментами ручного труда;
- технологию изготовления аппликации из бумаги, основных элементов квиллинга, составления композиций;
- технологические приемы и основные этапы работы с тестом, виды изделий из теста ;- технологию низания на капроновой нити и плетения на проволоке;
- простые приемы работы в технике изонити.
должны уметь:
- организовать рабочее место с соблюдением правил безопасности труда;
- применять полученные знания на практике;
- с помощью педагога соблюдать технологию изготовления изделий из бумаги и картона, соленого теста, бисера, нити;
- самостоятельно разрабатывать элементарные композиции.
Учебно-тематический план

п/пРазделы и темы Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. 1 1 Раздел 2. Чудеса из бумаги.
Аппликация. 12 4 8
2.1 Обрывная аппликация 3 1 2
2.2 Мозаика из обрывных кусочков 3 1 2
2.3 Объемная аппликация 3 1 2
2.4 Аппликация из геометрических фигур. 3 1 2
Мини-выставка работ уч-ся Квиллинг. 14 3 11
2.5 Основные элементы квиллинга. 2 1 1
2.6 Составление простейших композиций из основных элементов 4 1 3
2.7 Создание декоративных композиций. 8 1 7
Мини-выставка Раздел 3.Поделки из соленого теста. 14 5 9
3.1 Простейшие приемы работы с тестом. Изготовление базовых форм. 2 1 1
3.2 Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей. 2 1 1
3.3 Изготовление мелких сувениров. 2 1 1
3.4 Объемные лепные фигурки. 4 1 3
3.5 Изготовление панно. 4 1 3
Мини-выставка Раздел 4. Работа с бисером. 12 3 9
4.1 В гостях у бусинки. Бисерная мозаика. 4 1 3
4.2 Технология низания на капроновой нити. 4 1 3
4.3 Технология плетения на проволоке. 4 1 3
Мини-выставка Раздел 5. Рисунки нитью. 13 5 8
5.1 Знакомство с изонитью. 1 1 5.2 Техника изонити. Заполнение углов. 2 1 1
5.3 Моделирование образов с использованием изображений углов. 2 1 1
5.4 Заполнение окружностей. 4 1 3
5.5 Моделирование образов с использованием изображений окружностей. 4 1 3
Итоговое занятие.
Итоговая выставка. 2 1 1
ИТОГО: 68 22 46
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теоретические сведения: план работы на год, правила поведения на занятиях. Правила безопасности труда. Инструменты и материалы для работы. Свойства бумаги, виды, возможности использования.
Практическая работа: организация рабочего места, изучение свойств бумаги.
Раздел 2.Чудеса из бумаги. Аппликация.
2.1. Обрывная аппликация.
Теоретические сведения: История аппликации. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда. Материалы. Технология изготовления обрывной аппликации. Примерные темы практических работ:
- Деревья: Чудо- дерево, береза.
-Цветы: анютины глазки, васильки.- Животные: котик, поросенок, дельфин …
2.2 Мозаика из обрывных кусочков.
Теоретические сведения: История аппликации-мозаики. Материалы для работы. Технология изготовления.
Примерные темы практических работ:
-Ваза для сменного букета ( времена года).
-Животные, птицы.
2.3. Объемная аппликация.
Теоретические сведения: Материалы. Технология изготовления.
Примерные темы практических работ:
-Аппликация из скрученной бумаги.
-Аппликация из закрученных полосок цветной бумаги.
-Аппликация из полосок, вырезанных по спирали.
2.4 Аппликация из геометрических фигур.
Теоретические сведения. История аппликации. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда. Технология изготовления аппликации из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Примерные темы практических работ:
-Птицы: утка, цыпленок, лебедь…
- Животные: собака, кот, заяц,
- Забавные человечки.
-Машины.
-Композиция из геометрических форм.
Квиллинг2.5. Основные элементы квиллинга.
Теоретические сведения: История квиллнга (бумагокручения). Материалы и инструменты. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Технология изготовления основных форм квиллинга.
Практическая работа: Изготовление основных форм квиллинга.
2.6.Составление простейших композиций из основных элементов.
Теоретические сведения: Технология изготовления композиций из основных форм квиллинга. Элементы сюжетных композиций.
Примерные темы практических работ:
-Цветок с листочком: ландыш, ромашка, василек, одуванчик…
-Забавный человечек или игрушка.
-Элементы орнамента ( рамка для фотографии).
2.7.Создание декоративных композиций.
Теоретические сведения: Понятие декоративной композиции. Подбор цвета в композиции.
Примерные темы практических работ:
- Ваза с фруктами. - Чудо-дерево - «бонсай». - Ландыш серебристый.
- Одуванчики. - Аквариум. - Ветка рябины.
Раздел 3. Поделки из соленого теста.
3.1.Простейшие приемы работы с тестом. Изготовление базовых форм.
Теоретические сведения: Исторические сведения о тестопластике. Правила безопасности труда. Материалы и инструменты. Простейшие технологические приемы работы с тестом (скатывание, раскатывание, сплющивание и др.)
Практическая работа: Отработка приемов работы с тестом, лепка простых форм.
3.2.Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей.
Теоретические сведения: Основные этапы работы с соленым тестом ( окрашивание, сушка, лакирование).
Примерные темы практических работ:
-Цветы, бутоны, листья.
-Ягоды, листья.
-Плоды, листья.
3.3.Изготовление мелких сувениров.
Теоретические сведения: Использование мелких деталей в сувенирах. Композиция из мелких деталей. Выполнение эскизов.
Примерные темы практических работ:
-Сувенир - магнит. - Оберег «Подкова». - Медальон с цветами.
- Сувенир «Сердечко». - Игольница «Цветок». - Валентинка.
3.4.Объемные лепные фигурки.
Теоретические сведения: Технология выполнения объемных фигурок. Приемы лепки (вытягивание, загибание и др.) для создания выразительного образа.
Примерные темы практических работ:
-Магнит «Рог изобилия»
-Игрушки: собачка, мышка, слоненок..-Подсвечник.
3.5.Изготовление панно.
Теоретические сведения: Понятие: панно. Технология выполнения.
Примерные темы практических работ:
-Настенные панно: «Аквариум», «Чайный стол», «Азбука», «Пасхальный веночек», «Рождественский венок на дверь»…
Раздел 4. Работа с бисером.
4.1. В гостях у бусинки. Бисерная мозаика.
Теоретические сведения: История бисероплетения. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Практическая работа: Изготовление бисерной мозаики.
4.2. Технология низания на капроновой нити.
Теоретические сведения: Подготовка рабочего места. Советы по подготовке нитей, игл. Расчет материала. Особенности работы. Схема.
Практическая работа: Изготовление фенечки.
4.3. Технология плетения на проволоке.
Особенности подетального выполнения изделий.
Примерные темы практических работ:
-Подетальное выполнение цветов, насекомых, ягод… Монтаж изделий.
Раздел 5. Рисунки нитью.
5.1.Знакомство с изонитью.
Теоретические сведения: История изонити. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Практическая работа: Подготовка к работе изонитью.
5.2.Техника изонити . Заполнение углов.
Теоретические сведения: Технологические особенности изонити. Приемы работы по заполнению углов.
Практическая работа: Заполнение углов - острый, тупой, прямой.
5.3 Моделирование образов с использованием изображений углов.
Теоретические сведения: Создание художественного образа с использованием углов.
Примерные темы практических работ:
- Грибок. – Домик. – Морковка. – Закладка. – Зонтик. – Ваза. – Парус. – Кленовый лист.
– Елочка….
5.4 Заполнение окружностей.
Теоретические сведения: Приемы работы по заполнению окружностей.
Практическая работа: Заполнение окружностей.
5.4 Моделирование образов с использованием изображений окружностей.
Теоретические сведения: Создание художественного образа с использованием окружностей.
Примерные темы практических работ: - Мячик. – Снеговик. – Солнышко. – Одуванчики.. ..Итоговое занятие.
Теоретические сведения: Подведение итогов за учебный год. Анализ работы. Поощрение детей. Планы на следующий год.
Материалы и инструменты, необходимые для реализации программы:
Работа с бумагой и картоном: цветная бумага, цветной картон, клей, кисточка, ножницы.
Квиллинг: цветная бумага, картон, клей, ножницы, палочка для квиллинга, картонка для клея, канцелярский нож.
Соленое тесто: мука, соль, стеки, доска для лепки, гуашь, кисточка, фольга, клей «Момент», лак.Работа с бисером: бисер( крупный и мелкий), проволока для плетения, ножницы.
Изонить: игла, цветной картон, нитки,
Методическое обеспечение:
1.  Программа кружковой работы, календарно - тематический план.
2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.
Список использованной литературы:
Артамонова Е. В. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Артамонова Е. В.Украшения из бисера. М.: Изд- во Эксмо, 2006.
Бычкова Е. Лепим из соленого теста.- М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
Выгонов В. В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Лындина Ю. С. Игрушечки из бисера.- Ульяновск.»Книжный клуб 36.6»,2010
Молотобарова О. М. Кружок изготовления игрушек- сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.- М.: Просвещение,1990.
Мураева В. А. Технология народных ремесел: программа, разработки занятий. 1-4 классы. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Торгашова В. Н.Рисуем нитью.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011
Цирульник Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества.-
Чибрикова О. В. Азбука соленого теста. - М.: Эксмо, 2008.
Чурина Л.Украшения и подарки из соленого теста. - М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2010.