Рабочая программа кружка Самоделкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Новотырышкинская средняя общеобразовательная школа"



Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № ________
«___»_________20_____ г.
_____________________
Согласовано:
зам. директора по ВР
____________________
____________________
«___» ______20______ г.

Утверждено
Директор школы
_____________________
_____________________
от «____»______20____ г.







Рабочая программа кружка
«Самоделкин»
2-б класса


Составитель программы:
учитель начальных классов
Кузнецова Наталья Николаевна







с. Новотырышкино
2013 – 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Самоделкин» составлена на основе авторской программы Е.И.Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» и примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского (сборник программ внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» издательство Просвещение 2011г) и в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Актуальность данной рабочей программы состоит в том, что изобразительное искусство пробуждает в человеке высокие, благородные чувства, приобщает его к подлинной красоте. В своих постоянных беседах, как в начале занятий, так и по ходу их, учитель знакомит ребят с живописью, архитектурой, работами декоративно-прикладного искусства, учит воспринимать (знать, понимать, чувствовать) художественные произведения.
Новизна рабочей программы «Самоделкин» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумага, природный материал, пластилин, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности.
Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в областях различных видов искусства .
Задачи:
Учебные:
- освоение детьми основных правил изображения ;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
Воспитательные:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Творческие:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения удожественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек
зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами об_
работки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки
материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя
помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,
умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении
класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.

Предполагаемый результат обучения:
наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, кистью, фломастерами;
умение рационально использовать цветную бумагу, правильно находить место на листе для выполнения работы;
умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации, рисунка;
умение выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого;
желание заниматься аппликацией и живописью в свободное время.
Методы обучения:
Индивидуальный.
Групповой.
Практический.
Наглядный.

Формы обучения:
игры, загадки, беседы;
практические упражнения для отработки необходимых навыков.
комбинированные экскурсии
занятия выставки

Ресурсы
ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея;
цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман, краски, фломастеры, пластилин.
Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Форма подведения итогов по окончании раздела: итоговые работы по разделам программы, рефлексия по окончании каждого занятия.



Календарно-тематическое планирование
во 2 классе


ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЙ
дата
теория
практика
Виды деятельности

1.
Вводное занятие.
Знакомство с инструментами. Техника безопасности.

1

знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил.


2.
Аппликация – 11ч.
Знакомство с разными техниками аппликации.

1

знакомство с разными техниками аппликации

3.
Освоение обрывной и вырезанной аппликации. Использование в аппликации фломастеров.


1

Знакомство с обрывной и вырезанной аппликацией

4
Аппликация из кусочков бумаги «Бабочка на лугу»

1

Изготовление аппликации

5.
Аппликация из кусочков бумаги «Ветка осеннего дерева»


1
Изготовление аппликации

6.
Аппликация из бумаги «Корзина с грибами»


1
Изготовление аппликации

7.
Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь»


1
Изготовление аппликации

8.
Аппликация из манной крупы«Лесной недотрога»


1
Изготовление аппликации

9.
Аппликация «Подводный мир»


1
Изготовление аппликации

10.
Выпуклая аппликация в технике квилинг «Цветок»


1
Изготовление аппликации

11.
Объемная аппликация «Нарциссы в горшочке»


1
Изготовление аппликации

12.
Аппликация в технике квиллинг «Бумажная фантазия»


1
Изготовление аппликации

13.
Бумажная пластика –13ч.
Закрепление навыков работы с белой и цветной бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания , надрезания.



1
Практическая работа

14.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки»


1
Коллективная работа

15.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Фрукты»


1
Работа в паре

16.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Чудо дерево»


1
Работа в группе

17.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Птенчик»


1
Практическая работа

18.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Снегирь»


1
Практическая работа

19.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Праздничный салют»


1
Коллективная работа

20.
Конструирование из бумажных полос.


1
Работа в группе

21.
Изготовление цветов, составление композиции.


1
Практическая работа

22.
Миниатюры в технике квиллинг.


1
Практическая работа

23.
Картины в технике квиллинг.


1
Практическая работа

24.
Оригами «Дельфин»


1
Практическая работа

25.
Оригами «Аист"


1
Практическая работа

26.
Живопись – 3ч.
Углубление знаний об основных и составных цветах, знакомство с живописным приёмом подмалёвок.


1

углубление знаний об основных и составных цветах, знакомство с живописным приёмом подмалёвок.


27.
Жанр изобразительного искусства – натюрморт. «Фрукты»


1
Рисование по замыслу

28.
Жанр изобразительного искусства – пейзаж «Цветение лотоса»


1
Рисование с натуры объектов природы

29.
Скульптура -3 ч.
Закрепление навыков работы с мягким скульптурным материалом, освоение приёмом декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмом поддавливания карандашом.


1

Закрепление навыков работы с мягким скульптурным материалом

30.
Лепка лежащих животных.



1
Практическая работа «Лепка лежащих животных»


31.
Лепка декоративных украшений.



1
Практическая работа «Лепка декоративных украшений»


32.
Работа с природным материалом – 2 ч.
Использование выразительных камней, корней, шишек, семян, кусочков дёрна. Создание небольших объёмных пейзажей.


1

Создание небольших объёмных пейзажей.


33.
Изображение уголков природы



1
Практическая работа: изображение уголков природы


34.
Организация и обсуждение выставки детских работ – 1 ч.
Выставка «Мое творчество»

1

Обсуждение, подведение итогов




Содержание рабочей программы.
1. Вводное занятие, техника безопасности – 1 час.
Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил.
2. Аппликация – 11 часов.
Теория: знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами , используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение обрывной и вырезанной аппликации. Использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, пейзажей и коллажей.
3. Бумажная пластика – 13 часов.
Теория: закрепление навыков работы с белой и цветной бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания , надрезания.
Практическая работа: создание пейзажей, открыток, коллективных работ.
4.Живопись – 3 часа.
Теория: углубление знаний об основных и составных цветах, знакомство с живописным приёмом подмалёвок.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы, рисование по замыслу.
5.Скульптура 3 часа.
Теория: закрепление навыков работы с мягким скульптурным материалом, освоение приёмом декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмом поддавливания карандашом.
Практическая работа: лепка лежащих животных, декоративных украшений.
6.Работа с природным материалом – 2 часа.
Теория :использование выразительных камней, корней, шишек, семян, кусочков дёрна. Создание небольших объёмных пейзажей.
Практическая работа: изображение уголков природы
7. Организация и обсуждение выставки детских работ – 1 час.
В процессе обсуждения дети высказывают свою точку зрения о положительных качествах работы своих сверстников. Кроме этого школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи , поставленной на занятии.


Раздел 5.
Перечень учебно-методических средств обучения

Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
Гернимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Гусакова М.А. Аппликации. М., 1982.
Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. М., 1976.
Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) М.Учпедгиз, 1995.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М., 1998.



15