Программа дополнительного образования детей «Основы подготовки юных корреспондентов»


МБОУ СОШ № 73 имени А. Молчанова


Программа дополнительного образования детей
«Основы подготовки юных корреспондентов»
Возрастная категория: 9-16лет
Программа рассчитана на 1 год
Составитель:
Гудков Игорь Олегович.
Краснодар
2014-2015
Пояснительная записка
Основой при составлении программы послужили работы В.В.Дейниченко. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного и телевизионного ремесел на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5 – 11 классов и рассчитана на 1 год. Целью становится формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом. Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:
•Формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
•Осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства;
•Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства (живописи, театра, кино, музыки, литературы);
•Формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству;
•Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету и на ТВ в определенном жанре);
•Формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений;
•Пропаганда здорового образа жизни.
Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводиться теории журналистики.
Цели и задачи подготовки юнкоров, структурные принципы и возрастные интересы составляют содержание программы. Широко представлены газетные и телевизионные жанры, их специфика, происхождение, структура. Значительное место в программе занимают разделы “ Этика”, “Эстетика”, “Экология”, без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
•Владение теорией газетных и телевизионных жанров;
•Умение грамотно изложить информацию;
•Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
•Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
•Умение вести беседу;
•Умение определять жанровую природу газетного и телевизионного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
•Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Занятия по данному курсу ведутся по 4,5 часа в неделю.
Сущность предлагаемой программы заключается в комплексном изучении основ журналистики, этики и эстетики. Дети постигают культуру человеческих отношений, быт, традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых людей. На занятиях юнкоры расширяют свои познания о кино, театре, музыке, живописи, литературе. В отличие от предметных дисциплин программа не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле- , видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету, подготовка очерка, репортажа, зарисовки на ТВ. Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности, самореализация). Учащиеся, рассказывая в газете и на ТВ об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Программа не предполагает каких-либо зачетных или экзаменационных часов, но работают творческие лаборатории, по итогам которых работы юнкоров рекомендуются в газету и на ТВ. Организатором всей деятельности учащихся является педагог. Он следит за четким выполнением учениками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке выбранных тем, написании заметок, интервью.
Результативность программы
К концу года обучения учащиеся должны знать: специфику и структуру информационных жанров, различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры, обзорно-аналитические и художественные жанры, основные сведения по этике, нормы поведения и культуры общения, правила личной гигиены, основные сведения по эстетике, категории, условность, художественный образ, специфику кино и театра, их сходство и различие. К концу первого года обучения учащиеся должны уметь: грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью, вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными, оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики и эстетики, написать мини-рецензию на фильм или спектакль. Результат - публикация в газете, выпуск телерепортажей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Что такое журналистика? Корреспондент или репортер – сотрудник газеты или ТВ, сообщающий о событиях, происшествиях и фактах. Задача газеты и ТВ – информировать. Газетные жанры. Форма подачи материала, информации. Из чего состоит газета? (паспорт-название, полосы-страницы определенного формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, клише, плашки, макет, верстка, корректура, гранки).
Информационные жанры
Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра. Оперативность, достоверность, факты.
« Жареные факты». «Утка». Подтасовка. Расшифровка фактов. Логика воссоздания событий. Отбор фактов из разных источников. Информация – краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет.
Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации. Корреспонденция - подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию. Репортаж - оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами. Интервью — беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью. Фотожанры (фотоинформация, фотоэтюд, фотоочерк, фотообвинение). Практические задания: Работа над информацией, заметкой, корреспонденцией из школьной жизни; работа над мини-интервью; поиск новостей и сбор фактов. Подпись к фото в газете (фотоинформация, фотоэтюд).
Газетный язык
Русский язык — на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). Газетный язык - способ общения журналиста с читателем, помощь в обретении авторского лица. Умение пользоваться словом - личное качество журналиста. Смысловая точность, острота языка. Основа языка - движение и его выражение глагол. Глагол движет фразу. Эмоции, экспрессия в языке. Прямая речь - помощь автору в обозначении характера героев публикаций. Реплики, монологи, диалоги - речевая характеристика героев. Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика, разбивка на абзацы. Корректорские обозначения. Практические задания: Подготовка заметок к публикации в редакции. Экскурсия в типографию (знакомство с производственными цехами). Подготовка макета номера газеты. Сравнительный анализ рукописей и публикаций.
Этика
Этика - наука о нравственности. Система норм нравственного поведения человека. Мораль: нравы, обычаи, мода, поведение. Категории этики: добро, зло, достоинство, духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеал. Твой внешний облик. Обаяние. Умение общаться. Личность. Способы ставить цель. Умение принять решение и оценивать свои поступки. Самовоспитание. Вежливость. Деликатность. Такт. Простота. Закон Божий. Слово в молитве. Десять заповедей. Семь смертных грехов. Нравственные искания Иисуса Христа. Духовный подвиг. Правила поведения в церкви. Практические задания: Красота и привлекательность (дискуссия). Творческая лаборатория «Искусство вести беседу». Тренинг общения. Пресс - диспут. Пресс- опрос. Оцениваем поступки героев фильмов и спектаклей по категориям этики.
Эстетика
Эстетика — наука познавать красоту. Предмет изучения — искусство. Творчество по законам красоты. Отличие этики от других предметных наук (музыковедения, театроведения, киноведения). Изучение общих законов искусства как формы художественно-творческого освоения действительности. Гармония. Красота - понятие изменяющееся. Каноны красоты в разных эпохах. Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Различие понятий красивое и прекрасное. Природа трагического и комического в искусстве. Сопереживание в искусстве (катарсис - очищение души через страдание и сострадание). Художественный образ в искусстве. Условность искусства. Правда и вымысел. Фантазия. Театр — искусство зрелищное. Театральные жанры: драма, мюзикл, трагедия, комедия (водевиль, фарс, комедия интриги). Сценическое пространство (коробка сцены, одежда сцены. Четвертая стена). Условность в театре (опера, балет, драма). Театральные профессии. Киноискусство. Специфика. Жанры. Виды. История: факты, даты, имена. Братья Люмьер. Волшебный фонарь. Рисованные фильмы. Немое кино. Условность в кино. Образность. Съемный процесс и его организация. Кинопрофессии (актер, режиссер, оператор, художник, композитор, каскадер). Практические задания: Читаем язык живописи по репродукциям и слайдам с картин великих художников на библейские темы; Заметки о выставке произведений местных художников, юных художников школы искусств; Мини-рецензии на просмотренные фильмы, спектакли по категориям эстетики. Учимся чувствовать и передавать свои чувства в жанрах газетных публикаций.
Аналитические и художественные жанры
Очерк. Виды: портретный, судебный, тематический, проблемный, путевой. Сходство и различие с другими жанрами. Структура. Отличие очерка документального от художественного. Зарисовка - штрихи к портрету человека (заготовка к очерку). Статья. Фельетон. Обзор печати. Рецензия (Обзорное ознакомление). Поэзия и проза. Стихи и рассказы. Источник поэзии - внутренний мир человека. Тема. Сюжет. Рифма. Ритм. Ударение. Смысловая нагрузка. Глагол. Выбор слова. Настроение. Образ. Стихи в прозе и проза в стихах. Можно ли редактировать стихи? Плагиат. Практические задания. Творческая лаборатория: «Любовь в стихах и прозе», «Рассказ о близком человеке». Специализация по жанрам «Зарисовка», «Статья», «Рецензия».
Телевизионная журналистика
Интервью разных видов: информационные, проблемные, портретные, «вокс-поп», интервью-факт, интервью-мнение. Интервью в хронике, в публицистике, в художественной программе. Наблюдение. Виды наблюдения: на фоне события, скрытой камерой, с искусственным отвлечением внимания. Рубрика. Цикл. Серия. Штампы. Качество журналистской информации в теленовостях. Критерии оценки. Рекламные ролики.
Тематическое планирование
Тема занятия Количество часов Материал Практика
1. Введение
1
Лекция - беседа
События, происшествия, факты
2. Информационные жанры
Событие. Новость. 32:
3 Основные понятия
Лекция Развитие темы в разных жанрах
Написание заметки
3. Информация. Новость 3 Лекция Работа с текстами
4. Комментарии к новостям 3 Лекция Интервью
5. Разработка фактов для репортажа 2 Индивидуальная работа Составление вопросов, отбор фактов, их проверка
6. Виды интервью 2 Лекция Событийное, тематическое, юбилейное, представление, блиц-интервью, пресс-опрос, дискуссионное.
7. Импровизация на тему 4 Индивидуальная работа Структура и методика работы
8. Репортаж и его структура 3 Энциклопедии, словари, справочники Масштабы события
9. Написание заметки на экологическую тему 3 По факту Творческая лаборатория
10. ПРАКТИКА 6 По факту Интервью, заметка в газету
11. Творческая лаборатория 3 Индивидуальная работа Экскурсия в различные редакции газет, встречи с интересными людьми, работа по заданию редакции
12. Газетный язык 24: Основные понятия Различие газетного языка в разных жанрах
13. Различие предмета познания в жанрах 2 Печатные издания Исследование фактов, событий
14. Отраженная действительность 3 Печатные издания Обзор печати, отчет, интервью, рецензия
15. Работа над словом 3 Тексты Упражнения
16. ПРАКТИКА 10 Индивидуальная работа Упражнения
17. Творческая лаборатория 8 Индивидуальная работа Подготовка к публикациям
18. Этика 17: Добро и зло в судьбах и поступках людей
19. Идеал в жизни и искусстве 3 Культура речи Написание заметок, интервью
20. Творческая лаборатория 5 Работа по заданию ЭБЦ
21. ПРАКТИКА 9 Индивидуальная работа Подготовка публикаций
22. Эстетика 24 Актерское мастерство
23. Амплуа и имидж 3 Работа над образами героев художника, гримера, костюмера, осветителя
24. Известные актеры и режиссеры. 4 25. ПРАКТИКА 9 Словари, литература 26. Творческая лаборатория 5 Работа в библиотеке Подготовка рабочих вариантов заметок и рецензий о ролях и песнях Владимира Высоцкого
27. Просмотр фильма 4 Духовность героя 28. Аналитические и художественные жанры 32: Очерк
29. Сравнительный анализ событий и явлений 2 Беседа Беседа
30. Обстоятельства и характер 4 Встреча с психологом
31. Документальный очерк 2 Основные понятия Беседа
32. Художественное обобщение 2 Беседа Беседа
33. Авторская мысль в разработке темы 3 Беседа
34. Поэзия 3 Лекция Встреча с поэтами
35. ПРАКТИКА 6 Проба пера Интерактивное общение
36. Творческая лаборатория 4 Индивидуальная работа Зарисовки очеркового плана
37. Работа по подготовке статей на экологическую тему 6 Сбор информации Работа по заданию ЭБЦ
38. Телевизионная журналистика 23: Типология телевизионных программ
39. История журналистики в России и за рубежом 2 Лекция 40. Методика подготовки телепередач 3 Беседа Встреча с работниками местного телевидения
41. Перспективы ТВ 3 Беседа Встреча с руководителем ТВ
42. ПРАКТИКА 6 Индивидуальная работа В газете и на ТВ
43. Работа в Интернете 4 Навыки работы
44. Творческая лаборатория 5 Сбор информации Выпуск репортажей, очерков и зарисовок
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ
1. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1971.
2. Горохов В. М. Проблемы журналистского мастерства. М., 1972.
3. Беневоленская Т. А. 0 языке и стиле газетного очерка. - М., 1973.
4. Жанры советской газеты. - М., 1972.
5. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.