Программа курса Юный Дизайнер 2 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Юный дизайнер» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г), базисного учебного плана и авторской программы «Основы народного и декоративно – прикладного искусства»
Программа курса «Юный дизайнер» создается с целью введения ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства. Учебно-воспитательные задачи усложняются с нарастанием эмоционально - образных и художественных представлений.
Основная цель программы:
Развить творческий потенциал учащихся, развить навыки самореализации и самовыражения в социуме.
Основными задачами являются:
Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка.
Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.
Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса.
Для выполнения поставленных учебно - воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись).
Иллюстрирование (композиция).
Рисование на темы.
Декоративная работа.
Лепка.
Аппликация с элементами дизайна.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
]) Тематический принцип планирования учебного материала: все темы уроков подчинены общей теме четверти, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;2) Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
З) Яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
4) Система межпредметных связей (литература, музыка, хореография), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
5) Направленность содержания программы на активное развитие у учащихся эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.
для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо и другие.
Одновременно с программой обучения изобразительному искусству проводится воспитательная работа:
- проведение экскурсий (музей, художественные выставки);
- выставки работ учащихся, конкурсы на лучшие рисунки;
- беседы на морально-этические и профессиональные темы;
- организация праздничных мини-посиделок (именины, 8 марта и другие)
- активное участие в культурно-массовых мероприятиях ДДТ.
Методическое обеспечение программы:
Методы : На протяжении всего учебного процесса необходимо использовать Демонстрационный - иллюстративный материал ( альбомы по искусству, рисунки народных и зарубежных художников и декоративно – прикладных изделий, таблицы, гипсовые и восковые фигуры ).
Устный – лекции, беседы с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования. Беседы в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Развивается мышление ребенка, умение общаться, выявляется устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Поисковый – составление и защита проектов.
Практический – выполнение декоративных изделий, поделок, сувениров, проектов.
Формы контроля.
1 год обучения.
Первоначальный – игра, творческое задание.
Промежуточный - самостоятельная работа.
Итоговый – выставка, конкурс.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый и другие).
- художественные термины;
- название подручного материала.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой;
- свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение;
- правильно работать акварельными красками — ровно закрывать ими нужную поверхность;
- узнавать изображения на картине действия;
- правильно работать с клеем, ножницами, подручным материалом.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на курс «Юный дизайнер» во втором классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа курса «Юный дизайнер» Дымковой А.Г. рассчитана на 34 часа в год. Количество часов по учебному плану на 2012 – 2013 учебный год и авторской программе совпадают. Количество часов в рабочей программе не изменено.
Тематический план учебного курса
1 год обучения
№п/пНаименование тем Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие. 1 1
2. «Волшебные краски осеннего дерева». 0.5 0.5 1
3. «Волшебные листья и ягоды». 1
4. «Волшебные узоры». 0.5 0.5 1
5. «Красота зимней природы». 0.5 0.5 1
6. «Дымковские узоры».
0.5 0.5 1
7. «Городецкие узоры».
0.5 0.5 1
8. «Красота лесной природы».
0.5 0.5 1
9. «Простейший орнамент».
0.5 0.5 1
10. «Мы готовимся к празднику».
0.5 0.5 1
11. «Встреча с весной – красной». 0.5 0.5 1
12. «Цветы весны». 0.5 0.5 1
13. Рисование на тему «Сказочный дворец». 1
14. Рисование на тему «В цирке». 1
15. Рисование на тему «Путешествие на воздушном шаре». 1
16. Рисование на тему «Наши друзья — животные». 1
17. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». 0.5 0.5 1
18. Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». 1
19. Свободное творчество. «Как я провел лето». 0.5 0.5 1
20. Свободное творчество «Осень» (абстракция). 0.5 0.5 1
21. Свободное творчество. «Хэллоуин». 0.5 0.5 1
22. Свободное творчество «Зимние забавы». 0.5 0.5 1
23. «Лепка». Изготовление панно. «Лесные истории». 0.5 0.5 1
24. «Аппликация». 0.5 0.5 1
25. Рисование узоров и декоративных элементов по образам. 0.5 0.5 1
26. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров в полосе. 1
27. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров в круге. 1
28. «Чудо платье». Роспись одежды. 1
29. «Ковер самолет». Роспись предметов быта. 1
30. Изготовление панно из форм растительного мира. 1
31. Изготовление панно из форм животного мира. 1
32. Подготовка к итоговой выставке. 1
33. Творческий отчет. Отбор и оформление работ за текущий год обучения.
1
34 Итоговое занятие. Подведение итогов. Выставка работ. Награждение. 1
Итого: 34ч.
Содержание программы курса «Юный дизайнер»
Вводное занятие.
Теория: Беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» - знакомство с акварельными красками.(1ч.) Первый урок вводит учащихся в сказочный мир изобразительного искусства. Учащиеся узнают, что художник подобен волшебнику, он может запечатлевать красоту окружающего мира, поэтому работы художника приносят людям радость, вызывают чувство восхищения.
Практика: Рисование «Волшебная страна».
Особое внимание уделяется организации рабочего места, правилам поведения на занятиях ТБ с предметами.
2. «Волшебные листья и ягоды»
Теория: Знакомство с узорами на примере современных набивных тканей. Приемы: «тычка», «примакивание».( 0.5)
Практика: отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод.( 0.5)
3. «Волшебные узоры»
Теория: Знакомство с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте. Развитие у детей цветового восприятия, творческого воображения, воспитания любви к искусству народных умельцев – к золотой Хохломе. Обращается внимание на сочетание цветов хохломской росписи (красный, желтый, золотой, черный, немного зеленого).
Практика: составление узора из декоративных ягод и листьев. (1)
4. «Красота формы листьев деревьев»
Теория: Знакомство с особенностями глины и пластилина, правила лепки.( 0.5) Практика: лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени). (0.5)
5. «Красота лесной природы»
Теория: Беседа о красоте лесной природы.( 0.5)
Практика: рисование с натуры ветки елки. Развитие наблюдательности, эстетического восприятия природы, умение рисовать с натуры ветки хвойных деревьев.(0.5)
6. «Дымковские узоры»
Теория: Обсуждение цветов дымковской росписи. Основные цвета: алый, синий, оранжевый, зеленый.(0.5) Практика: Выполнение приемов рисования кистью дымковских узоров. Роспись посуды.(0.5)
7. «Городецкие узоры»
Теория: знакомство с городецкой росписью. Беседа о красоте росписи шкатулок. Техника выполнения росписи (0.5)
Практика: Выполнение приемов нанесения мазков белого цвета в форме штрихов, точек, которые наносятся на изображение бутонов и цветов. Изготовление расписного панно (0.5).
8. «Зимние узоры»
Теория: Осуждение красок зимы.(0.5)
Практика: Рисование по памяти и по представлению зимнего леса. Работа на тонированной бумаге гуашью с применением ваты. (0.5)
9. «Простейший орнамент».
Практика: Составление узора из геометрических фигур для украшения праздничных косынок (0.5).
Теория: Формирование умений создавать узоры, используя геометрические формы, передавая им праздничное настроение.(0.5)
10. «Мы готовимся к празднику».
Теория: «Давайте поговорим о празднике» (0.5).
Практика: Изготовление праздничных сувениров (0.5).
11. «Встреча с весной – красной».
Теория: знакомство с произведениями изобразительного искусства, беседа о красоте весенней природы (А. Саврасов «Грачи прилетели», К. Нон «Конец зимы», «Полдень»). Беседа, в которой дети вспоминают свои наблюдения за весенней природой. Краски весны радостны, как и сама природа, торжествующая победу над зимой (0.5).
Практика: Рисование композиции «Весенний день» (0.5)
12. «Цветы весны»
Теория: Рисование цветов должно способствовать воспитанию любви к окружающей природе, развитию способности чувствовать красоту цветов, понимать их роль в создании настроения человека. На это направлена беседа по картинам художников. Беседа о том, что цветы создают красоту вокруг нас, украшают природу, быт человека. Рассматриваются разнообразные полевые садовые цветы. Внимание детей обращается на ровный стебель одуванчика, на резной листик и форму цветка. Показывается последовательность рисования цветков сразу кистью (0.5).
Практика: «Мой любимый цветок» - составление сюжетной аппликации (0.5). Обращается внимание на красочное, гармоничное сочетание цветовых элементов композиции, гибкость, изящество стебля, листьев, бутона цветка. Приемы контрастного и приглушенного сочетания цветка и фона аппликации.
13.Рисование на тему. «Сказочный дворец».(1)
14. Рисование на тему. «В цирке».(1)
15. Рисование на тему. «Путешествие на воздушном шаре».(1)
16. Рисование на тему. «Наши друзья — животные».(1)
17. Иллюстрирование русских народных сказок .Теория: Беседа о рисовании на основе наблюдений или по представлению, иллюстрированию сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.(0.5)
Практика: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок», (0.5)
18. «Маша и медведь»(1).
19. «Свободное творчество».
Теория: Рассказ о творчестве русских и зарубежных художников. Беседа на свободные темы.(1ч)
Практика: Выполнение работы по собственному замыслу учащимися. Изготовление сувениров, изделий для выставок и ярмарки. Тематическое оформление массовых мероприятий. (3ч.)
20. Лепка.
Теория: понятие лепка. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.(0.5)
Практика: Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. «Лесные истории». (0.5)
21. Аппликация.
Теория: понятие аппликация. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации. (0.5)
Практика: «Узор из кругов и треугольников» (0.5)
22. «Декоративная работа».
Теория: Беседа о формировании элементарных представлений, о декоративных обобщенных формах растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи, о украшении одежды, посуды, игрушек (0.5).
Практика: рисование узоров и декоративных элементов по образам.(0.5)
23. Самостоятельное выполнение растительных узоров и декоративных элементов в полосе (1ч)
24. Самостоятельное выполнение растительных узоров и декоративных элементов в круге (1ч).
25.«Чудо платье». Роспись одежды. (1ч).
26.«Ковер самолет». Декор предметов быта. (1ч).
27.«Панно из форм растительного мира» (1ч).
28.«Панно из форм животного мира» (1ч).
29. «Подготовка к итоговой выставке».
Отбор и оформление работ учащихся за текущий год обучения. Практика: Составление каталога выставки. Аппликативный эскиз тематической композиции выставки (1ч).
30. Творческий отчет. Отбор и оформление работ за текущий год обучения. Подведение итогов.(1ч)
31. Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Награждение.(1ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
По окончании 1 года обучения ребенок должен знать:
- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый и другие).
- художественные термины;
- название подручного материала.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой;
- свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение;
- правильно работать акварельными красками — ровно закрывать ими нужную поверхность;
- узнавать изображения на картине действия;
- правильно работать с клеем, ножницами, подручным материалом.
Ожидаемые результаты
Основным результатом обучения является участие в течение всего учебного года лучших работ детей в конкурсах, выставках детских поделок и творческих работ обучающихся; подготовка к участию и участие в общешкольных делах, мероприятиях, праздниках в конце первого и второго полугодия. Всё это позволяет обучающемуся показать какими он овладел универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
По окончании освоения программы ребенку выдается удостоверение (об обучении по программе), которое становится частью его портфолио.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ КУРСА «ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»
Классы: 2А, 2Б, 2В
Педагог дополнительного образования:
Количество часов
всего часов 34
часов в неделю 1
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти Количество часов
по программе
1 четверть 9
2 четверть 7
3 четверть 12
4 четверть 6
Год 34
ТАБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ урока,
четв. Наименование тем Кол-во часов
по теме Дата Коррект., причина
2 «А» 2«Б» 2«В» 1
Вводное занятие. Беседа об организации рабочего места, правилам поведения на занятиях ТБ с предметами. 1 ч 5.09 6.09 4.09 2. Свободное творчество. «Как я провел лето».
12.09 13.09 11.09 3 «Волшебные листья и ягоды». Узоры на набивных тканях. Рисование кистью декоративных листьев и ягод (приемы: «тычок», «примакивание»). 1ч. 19.09 20.09 18.09 4 «Волшебные узоры». Хохлома. Составление узора из декоративных ягод и листьев. 1 ч 26.09 27.09 25.09 5 «Красота формы листьев деревьев». Лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени). 1 ч 3.10 4.10 2.10 6 «Красота лесной природы». Рисование с натуры ветки елки. 1 ч 10.10 11.10 9.10 7 «Дымковские узоры». Выполнение приемов рисования кистью дымковских узоров. Роспись посуды. 1 ч 17.10 18.10 16.10 8 «Городецкие узоры». Выполнение приемов нанесения мазков белого цвета в форме штрихов, точек, которые наносятся на изображение бутонов и цветов. Изготовление расписного панно. 1 ч 24.10 25.10 23.10 9 «Зимние узоры». Рисование по памяти и по представлению зимнего леса. Работа на тонированной бумаге гуашью с применением ваты. 1 ч 31.10 01.11 30.10 2 четв.
10 «Простейший орнамент». Составление узора из геометрических фигур для украшения праздничных косынок. 1 ч 14.11 15.11 13.11 11 Свободное творчество. «Осень» (абстракция). 21.11 22.11 20.11 12 Свободное творчество. «Хэллоуин». 1ч 28.11 29.11 27.11 13 «Мы готовимся к празднику». Изготовление праздничных сувениров. 1 ч 5.12 6.12 4.12 14 «Встреча с весной – красной». Рисование композиции «Весенний день». 1 ч 12.12 13.12 11.12 15 «Цветы весны». «Мой любимый цветок» - составление сюжетной аппликации. 1 ч 19.12 20.12 18.12 16 Рисование на тему «Сказочный дворец». 1 ч 26.12 27.12 25.12 3 четв.
17 Рисование на тему «В цирке». 1 ч 16.01 17.01 15.01 18 Рисование на тему «Путешествие на воздушном шаре». 1 ч 23.01 24.01 22.01 19 Свободное творчество. «Зимние забавы». 1ч 30.01 31.01 29.01 20 Рисование на тему «Наши друзья — животные». 1 ч 6.02 7.02 5.02 21 Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». 1 ч 13.02 14.02 12.02 22 Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». 1 ч 20.02 21.02 19.02 23 «Лепка». Изготовление панно. «Лесные истории». 1 ч 27.02 28.02 26.02 24 «Аппликация». «Узор из кругов и треугольников» 1 ч 6.03 7.03 5.03 25 Рисование узоров и декоративных элементов по образам. 1ч 13.03 14.03 12.03 26 Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров в полосе. 1ч 20.03 21.03 19.03 4 четв.
27 Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров в круге. 1ч 3.04 4.04 2.04 28 «Чудо платье». Роспись одежды. 1 ч 10.04 11.04 9.04 29 «Ковер самолет». Декор предметов быта. 1 ч 17.04 18.04 16.04 30 Панно из форм растительного мира. 1 ч 24.04 25.04 23.04 31 Панно из форм животного мира. 1 ч 8.05 9.05 7.05 32 Подготовка к итоговой выставке. Аппликативный эскиз тематической композиции выставки. 1 ч 15.05 16.05 14.05 33 Творческий отчет. Отбор и оформление работ за текущий год обучения. Подведение итогов.
1 ч 22.05 23.05 21.05 34 Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Награждение.
1 ч 29.05 30.05 28.05 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ»
1.
- Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.

2. Создание композиций с изделиями, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.
3. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список литературы для педагога:
1. Бусев М. Р. «Юный ХУДОЖНИК» - Москва, 1983 г. - 14 с. 8-10;
2. Базин А. «Беседы о рисунке». «Юный художник» - Москва, 1985 г.
- К28, с. 4-6;
3. Барец А. О. «Наброски и зарисовки» - Москва, 1981 г., с. 22-25;
4. Гончаров А. «Об искусстве графики». «Юный художник» - Москва, 1983 г. - ЗЧ с. 3-5;
5. Кузин В. С., Ростовцев Н. К. Шорохов Е. В., Шпикалова Т.Я., Кубышкина Э. И., Сокольникова Н. М., Близнюк А. С., Максимова 3. Н. «Изобразительное искусство 1 — 9 классы» - Москва, 1994 г.
6. Виноградова ГГ. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. Пособие для учителей, М.: Просвещение, 1980
7. Кузин ВС. Наброски и зарисовки. Пособие для учителей, 2-е издание, М.:
Просвещение, 1981
8. Кузин ВС. и др. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной школы, М.: Просвещение, 1988
9. Хворостов АС. Декоративно прикладное искусство в школе, М.: Просвещение,1988
10. Алекин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог,- М.,1984
11. Шпикалова Т.Я. «Основы народного и декоративно – прикладного искусства». Программа для школ с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.
12. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору 1 класс.изд. Владос, М.;2004
13. Витвицкая М.Э. Икебана. Аранжировка, Флористика. Изд. Лада, М.;2007
14. Захарюк П. Картины из цветов и листьев. «Контэнт». Чебоксары,2008
15. Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике «Терра». Эксмо, М.;2008
16. Зайцева А. Стильные штучки в технике «Декупаж» «АСТ – ПРЕСС», М.;2006
- (ручная работа).
17. Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен. Изд. «Контэнт», М.;2008
18. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. В 10т.; СПБ, 1998-99
Рекомендуемый список литературы для родителей:
Гильбух Ю.З. Педагогика и психология. Внимание: одаренные дети. № 9, № 10, № 11.»Знание», М.: 1991
Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. «Просвещение». М.: 1988
Алпатов М. В., Ростовцев Н. Н. Искусство. 3 ч. «Просвещение». М.: 1985
Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. «Владос». М.: 2004
Шевандрин Н. И. Социальная психология образования. «Владос». М.:1995
Истратова О. Н., Широкова Г. А., Эксакусто Т. В. Большая книга детского психолога. 2-е изд., «Феникс», Ростов – на – Дону, 2008
Дидактический материал:
Учебно-наглядные пособия:
Таблицы
Демонстрационный материал
Технологические карты
Схемы, рисунки народных изделий
Литература по видам прикладного искусства
Тематические папки по темам
Альбомы по искусству
Материально-техническое обеспечение:
Бумага, глина, пластилин
Ножницы, макетный нож
Клей
Ватман
Краски акварельные, гуашь
Кисточки, карандаши (простой, цветной, уголь, сангина, сепия)
Доска учебная, мел
Авторские работы по прикладному творчеству.