Доклад на тему Социально-психологическая служба лицея:направления работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональный лицей № 4»











Социально-психологическая служба лицея: направления работы







Докладчик: Табуева Мадина Георгиевна,
социальный педагог ПЛ №4




















Владикавказ
2016
Социально-психологическая служба лицея: направления работы

Социальный педагог относительно новая должность и в систему российских образовательных учреждений введена всего лишь с1991 г. У нас в лицее – с 2004 г. я на этой должности с 2005 г. Институт социальных педагогов введен для поддержки, защиты прав и интересов детей и подростков, для обеспечения социально-педагогической профилактики асоциального отклоняющегося (дивиантного) поведения и правонарушений. К сожалению современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и молодежи. «Дух общества», среда обитания, неписаные требования и принципы, потеря ценностных ориентиров, рост числа разводов, падение престижа семьи как социального института, алкоголизация, наркомания мнут, ломают, а зачастую и уродуют помимо воли молодого, растущего человека. Происходящая в молодежной среде социальная дифференциация оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. В обществе имеют место нищета, бедность, правовая незащищенность несовершеннолетних. До 30 миллионов детей живут в семьях, имеющих доход ниже официально установленного уровня бедности. Бедных в России более 30% по официальным данным. Прожиточный минимум в России сильно занижен: он рассчитан по нормам, выработанным ООН для развивающих стран Азии и Африки, с той лишь разницей, что климат у нас несколько другой. По уровню жизни мы занимаем 102- место, а по качеству жизни – 145-е. Трудно нашим детям!
По результатам социологических исследований каждое новое поколение нашей молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, рабочим профессиям, прослеживается падение познавательных интересов, саботаж учебной деятельности. В молодежной среде наблюдается, главенство идеологии материального накопительства, эгоизма, приспособленчества, асоциальное поведение, агрессия, отсутствие толерантности.
В сложившихся условиях именно образовательные учреждения – социальные педагоги, социально-педагогические службы - призваны помочь социальной адаптации детей и подростков. «Социальная адаптация» (от лат. сл adapti - приспособление и socialic - общественный) это 1. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. 2. Способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Для решения проблем социализации детей и подростков, формирования нормативного поведения, отношений с окружающими, профилактики отклоняющегося (дивиантного) поведения и правонарушений, оказания индивидуальной помощи ребенку, его семье у нас в лице тоже создана социально-педагогическая служба.
Задачами социально-психологической службы являются:
помощь подростку по преодолению конфликтов с родителями, сверстниками, учителями
профилактика возникновения любого вида девиаций, нарушений в поведенииобеспечение детей и родителей информацией по правовым вопросам, предоставление сведений о возможностях учреждений социальной защиты, помощи и поддержки, о спектре оказываемых услуг социальных служб
содействие и участие в решении проблем детей группы риска, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей
- представление интересов учащихся в органах законодательной и исполнительной власти

В состав социально -психологической службы входят:
директор лицея – руководит психолого-педагогическим консилиумом;
Зам.директора по УВР, УПР, социальный педагог, педагог-психолог,
кл. руководители, мастера п/о, учителя-предметники , Совет самоуправления лицея.
Основные направления социально-психологической службы:
Организационная.
оформление документации (плана работы, создание банка данных детей и семей всех категорий, журналов консультаций, посещений на дому и т.д.). В этом направлении приказом директора от17.01.07 г. создана комиссия по обследованию жилищно-бытовых условий уч-ся, куда входят педагог-психолог, учпрофком, мастер и кл.рук. гр. как члены комиссии. Комиссией составляется акт посещения, подписываемый членами семьи или соседями.
оформление социальных паспортов групп и на основании их социального паспорта лицея.
Социальный паспорт лицея оформляется на основании данных мастеров и кл.рук. групп о социальном положении учащихся по форме.
(Приложение 1)
В социальном паспорте отражаются мат. Положение семьи, место работы родителей, кол-во членов семьи. На основании этих данных выявляются семьи малообеспеченные, многодетные, неполные, нуждающиеся в социальной поддержке, семьи группы риска.
утверждение Совета профилактики, под председательством зам. директора по УВР, куда входит и инспектор по делам несовершеннолетних Иристонского МО. Работает с трудными детьми, стоящими на внутрилицейном учете, учете в ПДН.
Исследовательское
выявление социально-незащищенных категорий учащихся (опекаемых, детей-сирот, детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением, стоящих на учете в ПДН, детей-инвалидов)

Работа с детьми разных категорий
Дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты
Учащиеся с дивиантным поведением
Малообеспеченные и многодетные семьи
Работа с классными руководителями.
Работа с родителями

Формы работы: наблюдения, индивидуальные беседы, консультирования, анкетирование, оказание материальной помощи.

Несколько слов об особенностях контингента обучающихся. Это дети неугодны школе, неуспевающие или слабоуспевающие. Практически все они входят в группу риска. «Группа риска» - это та категория детей, которая в силу определенных жизненных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Т.е. – это дети из неполных семей, малообеспеченных, семьи, где один из родителей инвалид, или есть дети-инвалиды, дети, живущие в съемных квартирах и т. Д. Как правило, такие дети часто бывают педагогически запущенными, с осложненным поведением.
Проводится работа по вовлечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также дивиантов в работу кружков дополнительного образования.
В течение учебного года оказывается материальная помощь учащимся из средств профсоюза.
Поддерживается связь с территориальными центрами поддержки семьи и детей по оказанию помощи малообеспеченным и многодетным семьям из районов. С Центрами социального обслуживания населения МО., с отделами опеки и попечительства. На данный момент собирается информация по группам на учащихся из социально незащищенных семей, проживающих в районах для постановки их на учет по месту жительства.
Совместно со службой занятости населения на базе мастерских лицея организовываются летние трудовые лагеря для несовершеннолетних учащихся из малообеспеченных семей.
Мы должны понимать, что учреждения среднего профессионального образования это возможность привлечь к образованию детей «группы риска» и фактически увести их с улицы. Каким бы не было социальное положение «трудных детей» они очень нуждаются в нашем понимании, любви и вере. У них велика потребность в защищенности.

Рекомендации по индивидуальной работе с обучающимися

всегда обращайтесь по имени
не начинайте с критики, Проявляйте Доброжелательность
Не судите подростка по альтернативе «виноват –не виноват»сначала разберитесь в ситуации, мотивах, а потом совместно оцените поступок
умейте активно слушать не перебивая, давайте возможность выговориться, согласиться, если он прав,
не ведите беседу в агрессивных тонах
используйте только проверенную вами информацию
используйте Я-вызказывания для выражения своих чувств
проявляйте заинтересованность и внимательность к проблемам детей
избегайте насмешек над детьми, ругани, криков, приказов
никогда не унижайте и не сравнивайте детей друг с другом
не делайте замечаний в присутствии других людей
- умейте идти на компромисс, т.е. взаимные уступки







































Приложение 1


Социальный паспорт
Профессионального лицея № 4

№ гр.
Курс
кол-во обучающихся в группе
несовершеннолетних
сироты, оставшиеся без попечения родителей
с ограниченными возможностями здоровья
из многодетных семей
из малообеспеченных семей
из семей
«группы риска»
съемное жилье
проживающие в городе Владикавказ
проживающие в селах , районах, республики
иногородние, из других республик
количество мальчиков
на учете









неполные семьи
родители-инвалиды
родители пенсионеры
родители-безработные
























ПДН, МВД
внутрилицейном









в разводе
без матери
без отца