Сценарий познавательной игры — путешествия по станциям «Экологическая тропа»


Сценарий познавательной игры - путешествия по станциям
«Экологическая тропа»
Экологическая игра - путешествие для воспитанников групп продленного дня 5- х классов (с ОВЗ)
В игре принимают участие 3 команды (из коррекционных классов). Игра проводится в виде путешествия по «экологической тропе» по 4 станциям. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.
При проведении мероприятия учитывается региональный компонент.
Форма внеклассного мероприятия: игра – путешествие по станциям
Педагогические технологии:
игровая
здоровьесберегающаятехнология коллективной творческой деятельности
Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания воспитанников, формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи:
1. образовательные: продолжить формирование экологических знаний, расширять кругозор детей; обратить внимание на экологические проблемы; развивать умение использовать анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; создать условия для поиска новой экологической информации; создавать условия для формирования познавательных интересов во внеурочное время; создать условия для благоприятной эмоциональной обстановки;
2. развивающие: 
создать условия для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам; содействовать развитию умения удивляться и восхищаться ее красотой; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать самостоятельность при решении проблемы; развивать мотивацию учебной деятельности.
3. воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, любовь к Родине и малой родине - Удмуртии; способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды;
воспитывать навыки сотрудничества, коллективизма, умение работать в команде; развивать коммуникативные умения.
4. коррекционные: коррекция внимания: формировать навыки самоконтроля; приучать воспитанников проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, проверять написанное); способствовать развитию быстрой переключаемости внимания.
Коррекция речи: корректировать и развивать устную речь (фонетическая, грамматическая, лексическая, выразительная сторона; пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.Коррекция памяти: корректировать и развивать память (запоминание, сохранение, воспроизведение; вербальную (словесную), образную (зрительную), моторную (двигательную), эмоциональную.Коррекция моторики: координировать движения, пространственную ориентировку; корригировать мелкую моторику.
Коррекция мышления: учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы; учить применять правила при выполнении заданий; развивать мыслительную и творческую деятельность; учить делать выводы; развивать умение сравнивать и анализировать.
Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы: развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувств; адекватная оценка своих и чужих действий; преодоление неуверенности; развивать коммуникативные умения; тренировать процессы возбуждения и торможения; преодолевать замкнутость, эгоизм; развивать терпение, культуру поведения, дружелюбия; приучать к взаимовыручке; уметь отвечать на вопрос; аргументировать мнение; уметь проявлять и выражать интерес к окружающемуКоррекция самооценки: формировать навыки потребности в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей; устранять навыки неустойчивости и пониженной самооценки; воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль; воспитывать умение анализировать свою деятельность; воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на замечания (флегматичность, обидчивость)
Ресурсы: фотоаппарат, мультимедийное оборудование, слайды, фонограмма мелодии «В мире животных»;
маршрутные листы с названиями станций, карточки с заданиями (для каждой станции), листики разных цветов (зеленые, красные, желтые) – для рефлексии воспитанников;
для творческого задания (3 шарика - разных цветов (по одному на каждую команду), нитки, цветная самоклеющаяся бумага, ножницы;
сладкие призы (для всех участников).
Подготовительная работа: комплекты вопросов для каждого конкурса, карточки- пазлы, мультимедийная презентация, музыка на начало мероприятия и на время выполнения творческого задания; материалы для творческого задания.
Этапы выполнения мероприятия:
Начальный этап - организационный момент.
Введение в тему мероприятия, объяснение правил прохождения маршрута. Из воспитанников 3 групп создаются три команды. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия. Команды выбирают название. Представление педагогов - «начальников станций».
Основной этап - проведение игры.
Команды отправляются в путешествие по станциям: «Экознаки», «Кроссвордная», «Природная аптечка», «Творческая». На каждой станции их встречает начальник станции с заданиями, заполняет маршрутный лист, проставляет определенное количество баллов.
Подведение итогов. Анализ.
В конце мероприятия жюри по результатам оценок в маршрутных листах оценивает находчивость и смекалку команд, определяет победителей, награждает всех участников игры сладкими призами.
Ход игры:
I этап: Начальный этап - организационный
Вступительное слово преподавателя:
Добрый день! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе. Название нашей игры состоит из двух слов - двух понятий: «экологическая» и «тропа».
(Слайд 1) –экологическая тропа
Что такое «Экология»? (ответы детей)
(Посмотрите на экран, там есть подсказка: (Слайд 2) - «Экос» - дом, жилище «Логос» - ученье, наука (в переводе с греческого языка)
Итак,
Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.
(фон- фонограмма «В мире животных»)
Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность: беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород.
Какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе.
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.
Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля - наш общий дом, и её нужно охранять. Наука экология изучает охрану природы, правила поведения в ней.
Что такое тропа? (ответы детей)
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, который проходит через различные экологические системы, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с природой.
А сегодня, путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний. В путешествие отправляются 3 команды.
(Слайд 3) - Что такое команда?
Команда – это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи.
Стиль команды - это доверия и сотрудничество.
Главный принцип командного взаимодействия: «Один за всех, все за одного».
Команда должна состоять не менее чем из трех человек. 
В команде есть лидер (руководитель), название команды.
Цель путешествия: выполнение заданий, связанных темой «Экология»
Каждой команде нужно выбрать капитана – лидера команды и название, связанное с темой.
(Перекличка команд. Капитан команды получает Маршрутный лист).Каждая из команд отправляется по своему маршруту. Каждой команде нужно побывать на 4-х станциях: «Кроссвордная», «Природная аптечка», «Экознаки», «Творческая» и выполнить задание. На каждой станции команда может получить дополнительное задание (по желанию). На последней (конечной) станции встречаются одновременно 3 команды и тоже выполняют задание.
Количество баллов на каждой станции для одной команды - 5 баллов + 1 балл за выполнение дополнительного задания. Максимальное количество баллов – 6 баллов.
Оценивать работу команд на протяжении всего пути будут ваши педагоги – «начальники станций».
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
А вот теперь, команды, в путь!
II этап- Основной этап
Станция «Кроссвордная»
Задание: разгадать кроссворд по теме «Природа Удмуртии». Начальник станции прочитывает вопрос-загадку, участники разгадывают кроссворд.
(дополнительное задание: собрать картинку из частей)
Станция «Природная аптечка»
Задание: ответить на вопросы о лекарственных свойствах растений Удмуртии, выбрав правильный вариант из трех предложенных.
(дополнительное задание: собрать картинки - пазлы «Растения Удмуртии и их лекарственные свойства»)
Станция «Экознаки»
Воспитанникам предложены картинки – слайды о правилах поведения на природе. Задание: ответить на вопрос «О чем говорят экологические знаки?»
(дополнительное задание: спеть частушки о правилах поведения на природе (частушки подготовлены на отдельных листочках).Станция «Творческая»
Задание: каждая команда должна сделать с помощью шариков, цветной бумаги какое - либо очень необычные животное, и придумать ему название (дополнительное задание: охарактеризовать животное: размер, место обитания, питание (травоядное, хищник) и т.д. III этап - Подведение итогов
Заключительное слово ведущего: Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая тропа» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. «Начальники станций»- члены жюри подсчитывают и объявляют результаты, вручают всем участникам сладкие призы.
У вас у каждого есть листики разных цветов. Если вам понравилось наше мероприятие, то опустите в коробочку красный лист, если что-то не понравилось, то зеленый лист, если же совсем не понравилось, то - желтый. Спасибо за игру!
Литература
Интернет – ресурсы
Грязева Л. И. Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»
http://multiurok.ru/lidokkokoc/files/ekologhichieskaia-tropa-vnieklassnoie-mieropriiatiie.htmlСеменникова Т. В. Внеклассное мероприятие «Путешествие по экологической тропе» в начальной школе
http://festival.1september.ru/articles/563874/Федулова Л. Н.Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/12/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-poХаликова А. Х. Внеклассное мероприятие Экологическая тропинка
http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/vneklassnoe-meropriyatie-ekologicheskaya-tropinka/Экологические частушки.
http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=20322
Приложение 1
Маршрутный лист
Название команды ___________________________
Капитан ___________________________
№ Название станции Количество
баллов Дополнительные
баллы
1 «Экознаки» 2 «Природная аптечка» 3 «Кроссвордная» 4 «Творческая»
итого


Выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает давление. Отвар этого растения используют для роста волос
Противовоспалительное средство. Чай из неё помогает при простуде, болях в желудке.

Заживляет раны. Используется при лечении почек, успокаивает нервную систему
Рекомендуется при болезнях почек. Масло укрепляет волосы. Листья накладывают на раны и больные суставы, применяют при укусах насекомых, ожогах

Используется при лечении сердечно-сосудистых  заболеваниях. Можно лечить физическое перенапряжение и сердечные неврозы.

Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, свежих мозолях и укусах насекомых.
Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях.

Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок.
Приложение 3
Станция «КРОССВОРДНАЯ»
«Природа Удмуртии» (птицы, животные, растения Удмуртии)
                              9      
                              р     
                          10 дя т е л
                    5         б      
          6 в о ро б е й    и      
                    е         н     
              7 ч е ре м у ха      
                    е                
        2           з               
      4 к у к у шк а                
  8     а                            
  л   1 б о б р                     
  о     а                            
3 с о с на                          
  ь                                 
По горизонтали:
1. Очень быстро, очень ровноОн перегрызает бревна!И на речке строит всюдуЗа запрудою запруду. (Бобр)
3.Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
4. В гнезде над птенцамиОна не воркует,Летает по лесуИ громко кукует. (Кукушка)
6. Угадайте, что за птицаСкачет по дорожке,Словно кошки не боится-Собирает крошки,А потом на ветку прыгИ чирикает! Чик-чик!" (Воробей)
7. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
10. Хоть я не молоток -По дереву стучу:В нем каждый уголокОбследовать хочу.Хожу я в шапке краснойИ акробат прекрасный. (Дятел)  
По вертикали:
2. На свинью похож он очень,
Но в щетине, в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный! (Кабан)
5. На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны. (Береза)
8. Очень сильный и высокийПо колено снег глубокий.Не олень, но он рогатый,Все зовут его сохатый. (Лось)
9. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябина)
Приложение 4
Картинку разрезать на несколько частей.
Задание - собрать картинку