Конспект урока для студентов специальности Преподавание в начальных классах


Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Разработка одного учебного занятия
для студентов группы НК-31 специальности 050146 Преподавание в начальных классах
по профессиональному модулю МДК 01.02.
Русский язык с методикой преподавания
Тольятти, 2014г
Тема 1.2. Организация работы на уроках обучения чтению и письму с применением средств ИКТ.
Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе учителя начальных классов на уроках обучения грамоте по разным УМК начальной школы.
Задача: обобщить, проанализировать уровень подготовленности студентов к проведению уроков по разным УМК с использованием ИКТ, деятельность учителя на современном уроке, сопоставить требования разных образовательных программ, активизировать учебную работу студентов по добыванию знаний посредством организации групповой работы.
Тип урока: проблемный семинар-практикум.
Вопросы:
Как обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке обучения грамоте с использованием интерактивной доски?
Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения?
Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией главной цели образовательного процесса, с реализацией дидактических принципов?
Одинаковы ли требования в разных образовательных программах к использованию ИКТ на уроках обучения грамоте?
1.Вступительное слово учителя.
Мы заканчиваем учебный модуль «Методика обучения грамоте». Вы познакомились с основными методами, приёмами конструирования и проведения уроков в 1 классе. На предыдущем семинарском занятии в составе 8 групп вы защищали проекты по разным УМК начальной школы. Вместе с вами мы провели сопоставление разных УМК, выявили отличия и особенности каждой из них. Целью сегодняшнего семинарского занятия является проанализировать возможности использования ИКТ в работе учителя начальных классов на уроках обучения грамоте по разным УМК начальной школы.Задача: обобщить, проанализировать уровень подготовленности студентов к проведению уроков по разным УМК с использованием ИКТ, деятельность учителя на современном уроке, сопоставить требования разных образовательных программ, активизировать учебную работу студентов по добыванию знаний посредством организации групповой работы.
2. Сформулируйте вашу цель на семинарском занятии.
Каковы должны быть показатели достижения поставленной цели семинара?
Оцените свою работу в ходе коллективного исследования:
–на занятии я работала активно или нет;
–своей работой на занятии я довольна или нет.
3.Презентация фрагментов уроков студентами 4 групп.
4.Обсуждение вопросов семинара. Работа в тетради - запись резюмирующих выводов в тетради.
1) вопрос. 1.Как обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке обучения грамоте с использованием интерактивной доски?
Что такое интерактивная доска,  знает каждый уважающий себя учитель. ...  Интерактивная доска проста в использовании.  Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Ответы учеников перед  интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. ... За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
2) 2.Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения?
Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах? 
... Наличие интерактивной доски в классе  не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы.
Интерактивная доска не в состоянии решить все проблемы, возникающие на уроке. Также не стоит использовать интерактивную доску на каждом этапе урока. Как и в других методиках, максимальный эффект от использования интерактивной доски достигается в том случае, когда она используется в строгом соответствии с поставленными на уроке задачами.
- как они смогут обеспечить современный уровень подачи учебного материала на уроке?
Задачи, структура, цели и содержание уроков не изменяются, методы обучения и формы сохраняются, то использование интерактивных досок не вносит в педагогический процесс ничего принципиально нового, но значительно улучшает восприятие, внимание и другие мыслительные процессы у обучающихся.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных, ведь в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, у вас не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений. Также не тратится время на очистку доски.
В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, изменять темп урока в зависимости от восприятия материала учениками, т.е. работа с доской позволяет оптимизировать драгоценное время урока, оперативно смещать акценты в обучении для достижения максимального эффекта в усваивании материала урока.
3) При интерактивном обучении все учащиеся вовлекаются в учебный процесс, погружаются в него и принимают в нем активное участие. Частое использование интерактивной доски учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью на уроке. Недопустимо, чтобы разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, как, каким образом, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?», т.е. почему сегодня на уроке мы используем интерактивную доску, а завтра идем всем классом на экскурсию. По-моему, только сочетание таких методов в образовательном процессе позволяет удерживать внимание и заинтересованность учащихся на постоянно высоком уровне.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания. 
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. 
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. 
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. 
Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. 
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д. 
Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия». 
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. 
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске ученики могут видеть большие цветные изображения, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем. Это очень важно, так как многие из детей – кинестетики, и для них запоминание через ощущение эффективнее, чем все остальные.
Учителю всегда нужно помнить, что с точки зрения валеологии про-
водить много времени за компьютером небезопасно. Психофизиологиче-
ские возможности младшего школьного возраста ограничены, и использо-
вание интерактивного оборудования принесет пользу только в том случае,
если учитель грамотно применяет новые информационные технологии впроцессе подготовки к урокам с учетом требований САН ПиН.
1. Определение ключевых вопросов для обсуждения.
2.Подбор соответствующей литературы, помогающей сформировать мнения и суждения, подобрать аргументы и факты.
3.Отбор примеров из жизни, с практики в базовой школе.
4.Распределение участников по трём группам, определение лидеров - для предварительного обсуждения вопросов и подготовки к семинару.
5.Подготовка плана проведения семинара: последовательность рассматриваемых вопросов:
1)несложный, но практически значимый для всех участников вопрос;
2)более сложный и эмоционально-ценностный вопрос;
3)самый сложный и важный вопрос.
6. Оформление наглядности (организация книжной выставки, ключевые вопросы, схемы, цитаты, опорные конспекты).
1. Вступительное слово преподавателя о целях и задачах проблемного семинара.
2.Актуализация рассматриваемых проблем и новых знаний и мотивация участников, студентов группы НК-31.
3.Совместное обсуждение правил участия в проведении семинара четырёх групп участников.
4.Постановка проблемно-дискуссионных вопросов, проблем для обсуждения, исходя из алгоритма деятельности учителя на уроке:
1) постановка цели урока;2) отбор содержания; 3)выбор методов, средств и приёмов обучения.
5.Открытое предварительное обсуждение предложенных вопросов.
6.Краткое резюмирование преподавателем каждого рассматриваемого вопроса.
7.Подведение итогов семинара и оценивание всех его участников.
4. Задания студентам для самостоятельной, групповой работы.
Вопросы для творческих групп.
1-я группа
Теоретические вопросы.
- Каким целям служит проверка тетрадей учащихся?
- Какие тетради и сколько должен иметь ученик начальной школы по русскому языку?
- Как часто надлежит проверять тетради учащихся?
Практические задания
1. Сформулируйте вашу цель (цели) на семинарском занятии.
2.Каковы должны быть показатели достижения поставленной вами цели ( целей) семинара?
3. Оцените свою работу в ходе коллективного исследования:
- на занятии я работала активно или нет; - своей работой на занятии я довольна или нет.
2-я группа
Теоретические вопросы.
-Изучите инструкцию по оформлению надписей на обложках ученических тетрадей.
-Проанализируйте тетрадь ученика 2 класса на предмет соответствия данной инструкции.
-Подпишите одну ученическую тетрадь в соответствии с этими требованиями.
Практические задания.1. Укажите, чем определяется содержание проводимого семинара.
2.В чём суть созданной на занятии мотивации, как поддерживается интерес к нему, какими средствами это делается?
3. Оцените свою работу в ходе коллективного исследования:
- на занятии я работал активно или нет; - своей работой на занятии я доволен или нет.
3-я группа
Теоретические вопросы.
Изучить требования к оформлению письменных работ учащихся по русскому языку.
Проанализируйте 2-3 ученические тетради по русскому языку на соответствие этим требованиям.
Практические задания.
1. Докажите взаимосвязь методов и содержания обучения, полагаясь на примеры из практики просмотренных показательных уроков учителей базовой школы во время учебной и производственной практики.
2.Определите правильность, оптимальность, обусловленность выбранных методов проведения семинарского занятия.
3. Оцените свою работу в ходе коллективного исследования:
- на занятии я работал активно или нет;
- своей работой на занятии я доволен или нет.
4-я группа.
Теоретические вопросы.
1.Чем руководствуется учитель начальных классов, осуществляя переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку 2.Изучить требования к оформлению письменных работ учащихся по русскому языку.
3.Проанализируйте 2-3 ученические тетради по русскому языку на соответствие этим требованиям.
Практические задания.
3. Оцените свою работу в ходе коллективного исследования:
- на занятии я работал активно или нет;
- своей работой на занятии я доволен или нет.
5.Алгоритм выступления каждой группы:
-теоретическое обоснование вопросов, полученных группой, с упоминанием той литературы, которую анализировали при подготовке;
-оценивание результатов собственной деятельности членов групп, а также всей группы.
6.Итог занятия. Возвращение к цели семинара.
- Что делали для достижения поставленной цели.
7. Рефлексия студентов.
• Что вас больше всего удивило в ходе исследования?
• Исследование – это… полезно или бесполезно?
• интересно или скучно?
• Оцените свою работу в ходе коллективного исследования.
8. Оценивание преподавателем деятельности каждой из групп.