Рабочая программа внеурочной деятельности Юный географ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Рассмотрено»
Методическое объединение учителей
Протокол №____
от«___» августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______/С.В.Демидова./
«____» августа 2016г.
«Утверждено»
Директор
___________/Н.В.Порядина/
Приказ №
от «_____» августа 2016г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный географ»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ФИО учителя: Афонасьева Н.В.
Тип программы: адаптированная
Возраст детей:11 лет
Срок реализации : 1 год
Руководитель:Афонасьева Н.В.
Должность: учитель географии
2016– 2017 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа внеурочной деятельности «Юный географ» - новая для пятиклассников. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Вид программы – адаптированная.
Цель и задачи программы
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
Образовательная:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Развивающая:
развитие интереса к географии как к учебному предмету;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности;
совершенствование общего географического развития;
развитие творческих способностей;
Воспитательная:
воспитание любви и уважения к родному краю, формирование экологической культуры
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности «Юный географ» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану.
Технологии:
разноуровневое обучение;
развивающее обучение;
обучение в сотрудничестве;
игровые;
коммуникативная технология.
Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Особенности возрастной группы
Возраст детей: 11-12 лет.
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся: 6 человек, списочный состав группы.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 34 часа, 1 года обучения.
Число часов в неделю – 1 час.
Формы организации занятий:
- беседа;
- работа со словарями;
- конкурсы, викторины;
- познавательно-развлекательные игры;
- работа с дидактическим материалом;
- просмотр и анализ текстов;
- составление кроссвордов, ребусов;
- презентация;
- проектная деятельность.
Формы контроля
Конкурсы, викторины, тестовые задания, составление кроссвордов.
На каждом занятии прослеживается три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Планируемые результаты
осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Формируемые УУД при реализации данной программы
результаты формируемые умения
личностныеУУД умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметные результаты
регулятивные УУД самостоятельно формулировать тему и цели ;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные
УУД перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать точку зрения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы «Юный географ»:
Организационное занятие
Знакомство учащихся с целью, задачами, с методикой проведения занятий, с планом работы. Распределение обязанностей среди обучающихся, заполнение анкеты.
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе.
География — наука о Земле.Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд.Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
Разделы программы, темы Количество часов теория практика
Что изучает география 2 1 1
Как люди открывали Землю 3 2 1
Земля во Вселенной
6 4 2
Виды изображений поверхности Земли
6 3 3
Природа Земли
17 7 10
Итого: 34 17 17
Календарно-тематическое планирование
№ п/п №
Тема Элементы содержания Дата
планир. Дата
провед.
1 1 Организационное занятие
Мир, в котором мы живем. Науки о природе Знакомство с содержанием.Объекты живой и неживой природы. Влияние человека на планету. Формирование научных знаний об окружающем мире. Материки и океаны Земли, крупные реки и горы России. 5.09 2 2 География-наука о Земле. Методы географических исследований. Географическая карта, наблюдения за физическими и биологическими явлениями природы, профессии людей, ремесла, природные зоны России. 12.09 3 1 Географические открытия древности и Средневековья Представления древних о форме и размере Земли.
Открытия Антарктиды Беллинсгаузеном Ф.Ф. и Лазаревым М.П., Северной Америки В.Берингом, Чукотки и Камчатки С.Дежневым. 19.09 4 2 Важнейшие географические открытия 26.09 5 3 Открытия русских путешественников 3.10 6 1 Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса. Форма Земли, Земля - планета Солнечной системы, природные тела и явления, естественные и искусственные спутники Земли, космические тела и их влияние на жизнь нашей планеты, вращение земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, смена дня и ночи, времен года. Значение Солнца для жизни на Земле. Земля-шар.
Форма Земли, Земля - планета Солнечной системы, природные тела и явления, естественные и искусственные спутники Земли, космические тела и их влияние на жизнь нашей планеты, вращение земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, смена дня и ночи, времен года. Значение Солнца для жизни на Земле. Земля-шар. 10.10 7 2 Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон 17.10 8 3 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 24.10 9 4 Мир звёзд 7.11 10 5 Уникальная планета- Земля 14.11 11 6 Обобщение тематических знаний 21.11 12 1 Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор.
Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор.
Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор.
Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор.
Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор.
Обобщение знаний.
Игра «Самый быстрый» 28.11 13 2 План местности. Условные знаки. Горизонтали. 5.12 14 3 Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. 12.12 15 4 Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. 19.12 16 5 Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте 26.12 17 6 Обобщение знаний.
Игра «Самый быстрый» 28.12 18 1 Как возникла Земля. Представление о форме Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о движениях земной коры в горных районах, о вулкане, о неровностях земной поверхности (равнинах и горах), о полезных ископаемых, используемых в хозяйственной деятельности человека. Работа с коллекциями горных пород и минералов. Представление о форме Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о движениях земной коры в горных районах, о вулкане, о неровностях земной поверхности (равнинах и горах), о полезных ископаемых, используемых в хозяйственной деятельности человека. Работа с коллекциями горных пород и минералов. 30.12 19 2 Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты. 9.01 20 3 Землетрясения и вулканы. 16.01 21 4 Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины. 23.01 22 5 Обобщение знаний.
Игра «Юный геолог» Игра «Юный геолог» 30.01 23 6 Вода на Земле Реки России, озера - краса Земли.
Мировой океан и его части.
Воды суши
Реки мира 6.02 24 7 Мировой океан. 13.02 25 8 Воды суши 20.02 26 9 Реки 27.02 27 10 Обобщение знаний Игра «Гидрограф» 6.03 28 11 Воздушная одежда Земли.Состав и значение атмосферы. Твердые, жидкие, газообразные вещества, состав и свойства воздуха, народные приметы погоды. 13.03 29 12 Движение воздуха.Ветер (бризы, муссоны) 20.03 30 13 Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера. 3.04 31 14 Погода. Климат 10.04 32 15 Живая оболочка Земли.Почва-особое природное тело. Ископаемые остатки организмов, природные зоны мира, известные знания о животных и растениях разных областей и океанов Земли, наблюдения природы, комнатные растения, Красная книга. 17.04 33 16 Природа Земли Повторение Игра «Умники и умницы» 15.05 34 17 Итоговое занятие Викторина «Природа Земли» 22.05 10.Обеспечение реализации программы
Кадровый ресурс:
учитель
Материально-технические ресурсы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
компьютер с художественным программным обеспечением;
мультимедиа – проектор;
магнитная доска;
экран навесной;
фотокамера цифровая.
Список литературы для учителя:
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
2. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: Просвещение,1977.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.
4. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос,
1984.
5. Дронов В.П. География. Начальный курс: 5 класс. - М.: изд. « Вентана-
Граф», 2012 г.
6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к уро¬кам. - Волгоград:
Учитель, 2003.
7. Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.: 1988.
Список литературы для учащихся:
1. 1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
2. Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.: 1975.
3. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: 1977.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001
5. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 1992.
6. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.
7. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.:
Колос, 1984.
8. Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово
АСТ, 1998.-т. 5.
9. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.: Просвещение,
1990.
10. Стрижев, А. Н. Профиль года. – Человек и природа. – М.: 1978.