Некоторые возможности применения компьютера при обучении школьной математике.

Некоторые возможности применения компьютера при обучении школьной математике.
Хотелось бы обратить внимание на ту стремительность, с которой новые информационные технологии ворвались в нашу жизнь, и на ту масштабность, с которой они её меняют.
Рядом с нами уже живут представители “цифровой реальности” – дети, которые воспринимают мир по-другому, иначе мыслят и общаются. Совершенно очевидно, что сфера образования станет приоритетной только в том случае, если сможет основываться на современных информационных средах.
Школа рискует безнадёжно устареть и утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, если не освоит новую социальную функцию – функцию координатора, проводника в мире современной культуры.
Высказывается мнение, что учитель в виде компьютера с соответствующим программным обеспечением, получил мощное средство обучения. При этом отмечаются следующие сильные стороны компьютера. Цвет, мультипликация, графика, звук расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют на качественно новом уровне реализовать традиционный дидактический принцип наглядности.
Эксперименты показывают методическую эффективность использования графических возможностей компьютера при обучении геометрии, черчению, механики, для развития пространственного воображения, конструкторских способностей и т. п.
Отмечается, в частности, что компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, что ведёт к достижению едва ли не главной цели обучения – формированию заинтересованного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Кроме того, надо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учётом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, наполнить его элементами игровой деятельности, стимулирующей познавательную активность и самостоятельность учащихся. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, т. к. ему оказывается необходимая помощь, а при использовании наиболее эффективных обучающих систем, и обсудить рациональность решения.
Вывод, таким образом, вполне однозначен: компьютерное обучение действительно является эффективным.
Однако нецелесообразно все функции педагога перекладывать на компьютер, поскольку в его “мышлении” не содержатся мотивационные, целевые и другие субъективно-личностные отношения, кроме того, компьютер не обеспечивает необходимого учащимся общения с другими людьми, что является важной компонентой развития полноценной личности.
Мною были разработаны компьютерные программы, содержащие исторические материалы по математике и ориентированные на строго определённый класс и тему в соответствии с учебной программой.
В качестве примера хочу привести программу “Обыкновенные дроби”, предназначенную прежде всего для 5-го класса. Её структуру можно представить в виде следующей схемы.

















Эта программа выполнена в Microsoft Power Point и представляет собой продукт, готовый к использованию учителем и учащимися 5 классов на уроках и внеклассных занятиях по математике на протяжении изучения темы “Обыкновенные дроби”.
Любопытным ученикам предоставляется возможность использования ссылок для получения дополнительной информации о прочитанном. Так в теме “Дроби в Древнем Египте” предлагается решить задачу, взятую из Акмимского папируса, и тут же есть ссылка на дополнительный материал о том, что такое папирус, как он выглядит, кто его мог написать, какие папирусы известны, расшифрованы и прочитаны в настоящее время. Вернувшись назад к предложенной задаче и решив её, ученик может проверить свой ответ, нажав на соответствующую кнопку.
Ко многим задачам, предложенным в данной программе, даётся указание к решению или готовый ответ, так что учащиеся могут самостоятельно работать за компьютером и контролировать себя.
В программе представляются интересными иллюстрированные сведения об “Арифметике” Л. Ф. Магницкого и взятые из этого учебника задачи, а также старинная индийская задача, написанная в стихах. Для каждой задачи указан источник, откуда она взята.
С данной программой можно работать не только в 5 классе, но и в 6 при изучении той же темы. Поэтому здесь представлено большое количество материалов, и каждый учитель может сам для себя решить, как он будет использовать эти разработки.
Материал для уроков заканчивается практическим применением обыкновенных дробей и связью их с музыкой.
Опытное преподавание показало, что использование компьютера, а так же материалов с элементами историзма повышает мотивацию обучения, целенаправленно формирует и развивает познавательный интерес к предмету, что отражается и на успеваемости учащихся. Так, в 5 классе уровень качества обучения за одну четверть изменился с 52% до 68% и в дальнейшем продолжал повышаться. В связи с этим, в мои дальнейшие планы входит разработка подобных компьютерных программ по другим темам курса основной школы.
Используемая литература:
Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Историко – математический и историко – методический аспекты. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4/ Под ред. Ю. А. Дробышева и И. В. Дробышевой.– Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002.
Бабетов А. А. Информатизация: взгляд изнутри. // Образование в современной школе. – 2003. - №4.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций) – М.: Издательство “Совершенство”, 1998.
Огурцова Е. Ю. Методическая подготовка будущих учителей математики к использованию персонального компьютера как средства обучения: Дисс. канд. пед. наук. – М.; 1997.




















Задачи с дробями у древних армян.

Староиндийская задача с цветами и пчёлами.

Древнекитайская задача с дробями.

Что такое ломаное число?

Список используемой литературы

Исторические задачи

Материал для внеклассных занятий

Материал для уроков

Тема: “Обыкновенные дроби.”

Условные обозначения для кнопок и ссылок

Титульный лист

Практическое применение дробей

Решение задач на дроби

Дроби на Руси

Дроби в Древнем Египте.

О происхождении дробей. Дроби в Древнем Риме



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315Основной текст с отступомОсновной текстОсновной текст 2Основной текст с отступом 2Основной текст с отступом 3