Урок литературного чтения Г.Сапгир Про Медведя


\s
Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: Г. Сапгир «Про медведя».
Цель: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя».
Планируемые результаты:
Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение;
содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами;
развивать творческие способности, речь, память, мышление;
способствовать обогащению словаря учащихся.
Личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные УУД:
1. регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   
2. познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
3. коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), смайлики.

Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
-Проверим готовность к уроку.
ІI. Речевая разминка.
Урок мы начинаем, как обычно, с речевой разминки.
Давайте вспомним, чему мы учимся с вами во время речевой разминки?
(Правильно, красиво, выразительно читать, с помощью интонации и темпа голоса передавать настроение, замысел автора).
- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции
1.Чистоговорки (слайд 2)
Читаем медленно, теперь быстрее (хором)
Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу
Жа-жа-жа мы увидели ежа
За-за-за здесь привязана коза
Ха-ха-ха есть у нас два петуха
слайд 3
Скороговорки на проговаривание согласных звуков
Добры бобрыИдут в боры.
-О ком чистоговорки и скороговорке ? (о животных)
-Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся?
(С произведениями о животных)
- А на какие группы можно разделить животных?
- Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь.
Кто это?
Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.
Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.
Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.
А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
А вы догадались, кто это ?
-Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? Верно, это медведь.
Ребята нашего класса подготовили полезную информацию о медведях. Давайте послушаем.
слайд 4, 5
Рассказы детей о медведях.
Работа с произведением до чтения текста:.
Откройте учебник на стр. 14.
Прочитайте фамилию автора стихотворения. (Генрих Сапгир)
- Как называется произведение? («Про Медведя»).
Рассмотрите рисунок и предположите о содержании произведения.
ІII. Постановка темы и учебной задачи урока.
слайд 6
Какую цель и задачу поставим перед собой?
Цель: познакомимся с творчеством Г. Сапгира и его произведением.
• Мы узнаем…О ГЕРОЯХ произведения
• Мы научимся …правильно читать слоги и слова…
• Мы будем учиться … красиво и правильно читать, понимать смысл прочитанного.
• Мы сможем поразмышлять…О ПОСТУПКАХ
Помните, всё это можно освоить при условии, что вы будете работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения. 
-Сегодня мы будем учиться не только красиво, правильно и выразительно читать, понимать смысл прочитанного. Но еще мы будем учиться понимать юмор в литературных произведениях
-Кто из вас знает, что такое ЮМОР?
-Если мы не знаем точный ответ, как найти объяснение значения слова?
(спросить у взрослых, посмотреть в интернете, в толковом словаре)
Юмор-это понимание комического, умение видеть и показывать смешное.
IV. Работа с текстом во время чтения
1..Первичное чтение стихотворения.
Послушайте стих. в исполнении мастера слова и отметьте слова, которые вам будут непонятны.
2. Первичное восприятие стихотворения.
Итак, подтвердились ли наши предположения?
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем особенно понравилось?
-Кто главный герой стихотворения? Что с ним произошло?
3.Работа с иллюстрацией.
-Какой эпизод из стихотворения проиллюстрировал художник? Обоснуйте свой ответ с помощью текста.
В тексте вам встретились слова, значение которых попробуем сейчас объяснить.
слайд 7
Словарная работа
Приятель - друг
Восторг - радость
Нацарапай – напиши
Медная (труба) – из металла красно-желтого цвета
Чаща – частый, густой лес.
слайд 8
V. Физминутка
Мишка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
VI Работа с текстом после чтения
4.Повторное чтение учащимися по цепочке (по строчке).
Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Чтение по 1 строчке по цепочке.
Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением)
А) Работа по вопросам
1четверостишие
Что узнали о Медведе в самом начале стихотворения?
2
-От кого пришло письмо медведю?
- Как он отнёсся к нему?
3
-Кого он встретил в траве? Как с ним общался?
4
- Какое впечатление на него произвела Москва?
5
- Какую колыбельную пел сынишке? Как общался с ним?
6
-Почему общение не состоялось?
-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.) Гласные.
-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)
-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)
Ребята, как вы считаете, достаточно ли букв, обозначающих звуки [а, о, ы, у, э], чтобы выразить свою мысль или написать письмо?
-Почему? Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки
В каких строчках этого стихотворения проявляется юмор?
(Пел нежно, словно труба;
Последние строчки)
-Как вы думаете, какова главная мысль этого стихотворения?
Б) Работа с пословицами в парах.
- Прочитайте пословицы на с.15 и скажите, можно ли их соотнести со стихотворением. Обсудите в парах, почему так говорят и можно ли эту пословицу отнести к нашему стихотворению?
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Знай больше, говори меньше.
- Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению? Почему нужно всегда правильно четко выражать свои мысли?
слайд 9
В) Подготовка к выразительному чтению.
Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя?
С восторгом, грубо, с удивлением, нежно
-Что он выражал звуками:
О-о-о! (восторг)
Э-э-э! (растерянность)
У-у-у! (удивление)
А-а-а! (нежность)
Ы-ы-ы! (радость или пугал кого-либо)
- Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором)
О-О-О - с восторгом;
Э-Э-Э - растерянно;
У-У-У - с удивлением;
А-А-А - нежно.
Ы-Ы-Ы- грубо.
Сильные ученики читают основные строфы, а слабые – звуки, передающие эмоции.
Г) Работа над интонацией
Правильно, красиво, выразительно читать, с помощью интонации и темпа голоса передавать настроение, замысел автора
Интонация – манера произношения, отражающая какие-либо чувства говорящего.
Д) Выразительное чтение по ролям в парах (читают три пары с каждого ряда)
-Чья пара лучше всех прочитала?
VII.Знакомство с творчеством Г.В.Сапгира (слайд 10 , 11).
-Знакомы ли вы с творчеством Сапгира.
Работа в группах.
Соедините карточки и прочитайте текст.
Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера.
Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы.. Он много написал стихотворений для детей.
Он - автор более двадцати пьес для детей; многие из них поставлены в театрах нашей страны и за рубежом.
Совместно с С. Прокофьевой он написал пьесы "Кот в сапогах" и "Василиса Прекрасная»
А также писал сценарии к мультфильмам.
«Паровозик из Ромашкова»
«Лягушонок ищет папу»
«Мой зеленый крокодил» и другие.
Г) Игра «Подбери рифму» (резерв)
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.
Дедушку зовут Лука,
У него болит... (рука).
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я ... (пил).
Вечно плачет этот Лёва,
Говорят ему: «Ты - ... (рёва)».
В блеске солнечных лучей
По земле бежит ... (ручей).
Хорошо танцует Ваня
И его сестренка ... (Таня).
Рисовал художник ламу
И картинку вставил в ... (раму).
Зреет на кустах малина,
Соберет ее ... (Марина).
VIII.Итог урока
– С творчеством какого писателя мы познакомились?
–Над каким произведением работали?
-Справились ли с поставленными задачами?
-Что вызвало у вас затруднение?
-Чему научились?
-Почему нужно всегда правильно четко выражать свои мысли?
слайд 12
Рефлексия
слайд 13
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 11) (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - (грустный).
- Поднимите смайлик те, у которых он весёлый, а теперь у кого грустный. А как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?
Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Спасибо за урок.
слайд 14