Конспект «Порядок размещения и обеспечения сохранности документов в архивах»

Порядок размещения и обеспечения сохранности документов
в архивах.

Вопросы, рассматриваемые в лекции:
Порядок размещения фондов в хранилищах архивов.
Размещение документов в хранилищах. Топографирование.
Порядок выдачи дел из хранилища.

1.Порядок размещения фондов в хранилищах архивов.

Размещение фондов в хранилищах архивов – это одна из работ в комплексе обеспечения сохранности документов. Продуманное размещение документов позволяет рационально использовать площадь стеллажных полок: сократить трудовые затраты на поиск дел, обеспечить лучшие условия хранения наиболее ценной документации, создать для особо ценных и ценных дел лучшие условия в случае необходимой эвакуации при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Документы архива подразделяются на документы общего и обособленного хранения, документы на бумажной основе и на пленке (кинофотодокументы, магнитные и видеозаписи). Документы общего и обособленного хранения всегда размещаются в разных хранилищах. Раздельного хранения требуют также документы на бумажной и пленочной основе. Целесообразно иметь отдельные, специально оборудованные хранилища для научно-технической и картографической документации. Это позволяет создать лучшие условия для сохранности таких документов и более рационально использовать площадь хранилищ. Однако эти документы могут размещаться и с обычными делами
Особо ценные дела, с которых снят страховой фонд, хранятся в государственных архивах обособленно, иногда в специально построенных хранилищах. Обращение к таким документам допускается в исключительных случаях. Ознакомление с содержанием документов производится путем выдачи страховых копий (фонд пользования), которые также хранятся отдельно от других документов архива на бумажной основе, так как в большинстве случаев исполнены на пленочном носителе.
Порядок размещения фондов в архиве определяется планом (схемой), в котором указывается распределение фондов или комплексов фондов по хранилищам по возможности с учетом новых поступлений документов.

2.Размещение документов в хранилищах. Топографирование

Порядок размещения документов в государственных и ведомственных архивах, несмотря на применение общих принципов, различается. Это зависит от характера хранилищ ( в первых документы хранятся постоянно, во вторые они поступают для хранения на разные сроки), состава хранящихся документов (в первых – дела только постоянного хранения и многотраслевого профиля, во вторых – дела разных сроков хранения, как правило, одного или нескольких учреждений определенной отрасли), хронологических рамок документов.
Все это учитывается при размещении документов в госархивах. Документы досоветского и советского периодов (там, где они есть) хранятся раздельно. И те, и другие комплексы фондов размещаются в хранилищах в соответствии с классификационной схемой, принятой в архиве. часто в основу схемы положен отраслевой принцип. Например, в одном хранилище располагаются фонды промышленных предприятий, в другом – финансовых и кредитных учреждений, в третьем – учебных заведений, учреждений и предприятий культуры и т.д. Такое размещение возможно потому, что состав документов госархивов достаточно стабилен. При наличии свободных площадей в архиве в плане размещения предусматривается резерв для новых поступлений документов.
В случае отсутствия резерва для комплектования вновь поступившие дела размещаются на свободных местах, а место их хранения отражается в топографических указателях. Это обеспечивает их оперативный поиск.
/В ведомственном архиве в основе размещения лежит создание преимущественно лучших условий для документов постоянного хранения, учет ежегодного движения дел (их прием и передача), удобства оперативного использования документов. Документы общие, закрытые и технические хранятся в разных помещениях. Рассмотрим их размещение на примере документов общего характера. Они делятся на группы по срокам хранения: документы постоянного хранения, долговременного (свыше десяти лет) и временного (до десяти лет). Как правило, в самостоятельную группу выделяются документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.д.) как наиболее часто использующиеся для наведения справок.
По усмотрению руководства учреждения документы временных сроков хранения (до десяти лет включительно) могут оставаться в структурных подразделениях вплоть до момента их уничтожения.) Вопрос о месте хранения этих документов решается, исходя из местных условий: степени загруженности архива, наличия свободного места для хранения дел в структурных подразделениях, частоты обращения к этим документам для нужд подразделения и т.п. Поступившие в архив документы постоянного хранения ликвидированных учреждений хранятся обособленно от дел временного хранения. В пределах групп (постоянного хранения, свыше десяти лет, до десяти лет, дела по личному составу) документы размещаются по фондам, в пределах фондов по номерам описей и номерам дел. > Необходимо ли такое дробление документального фонда при организации хранения? Да, необходимо. Документы постоянного хранения, которые должны храниться века, размещаются в лучшем помещении. Здесь же, в ведомственном архиве, им предстоит пролежать до передачи на государственное хранение. Ежегодно (или через два-три года) в госархив передаются группы дел, у которых истек срок ведомственного хранения. На освободившемся месте размещаются документы постоянного хранения. Возникающая при этом непоследовательность в их размещении компенсируется полнотой и четкостью топографирования. Дела долговременного хранения будут находиться в архиве до 75 лет. Эта группа пополняется ежегодно, а для уничтожения выделяется мало дел. Это наиболее стабильный массив документов, перемещается он редко. Его можно разместить в дальней комнате при условии гарантированной сохранности документов и удобства пользования ими. ( Самая многочисленная и подвижная группа документы кратких сроков хранения. Ежегодно истекают сроки хранения каких-то дел. В связи с тем, что из документов, законченных делопроизводством, к примеру, в 1988 г., одна часть (пятилетнего срока) будет выделяться для уничтожения в 1994 г., другая (десятилетнего срока) в 1999 г., на полках образуются свободные места, а по нескольким структурным подразделениям их набирается немало. Поэтому в ведомственных архивах нередко хранят дела этой группы за каждый делопроизводственный год не по структурным подразделениям, а по срокам хранения: массив дел десятилетнего срока хранения за данный год по всем структурным подразделениям (в пределах массива по номерам описей и номерам дел), другой массив дел пятилетнего срока хранения за данный год и т.д.
Основные правила работы ведомственных архивов рекомендуют хранить документы каждой организации (структурного подразделения) в одном месте в порядке ежегодных поступлений., Для дел постоянного хранения и по личному составу это удобно. Однако указанный выше способ размещения дел временного срока хранения позволяет наиболее целесообразно использовать площадь полок. На место дел, выделенных для уничтожения, можно уложить новый крупный комплекс дел.
Для ориентирования в постоянно меняющихся материалах, хранящихся в архиве, служат топографические указатели. Для того чтобы учитывать место хранения каждой группы материалов, нумеруются все помещения архива, стеллажи, шкафы и полки.^Если архив располагает помещением в разных зданиях (корпусах), каждому из них присваивается номер; нумерация комнат самостоятельна по каждому зданию и этажу. Комнаты нумеруются от входа слева направо. Если комнаты переходят одна в другую, то нумерация ведется последовательно от первой комнаты. Для нумерации комнат можно применять буквенные индексы.
/ Нумерация стеллажей ведется, как правило, в пределах комнат слева направо от входа. Стеллажи бывают двусторонние (стоящие торцами к стене) и односторонние (расположенные вдоль стены). Нумеруются они подряд, независимо от длины, I высоты, односторонности или двусторонности и тому подобных I особенностей.)
Стеллажи состоят из секций (шкафов). Стеллажные шкафы также нумеруются в пределах каждого стеллажа слева направо от входа. В двусторонних стеллажах нумерация шкафов начинается от стены, доводится до наружного края стеллажа и продолжается с другой стороны. Полки нумеруются сверху вниз, так как установка или укладка дел на стеллажах начинается с верхних полок. Стеллажи, шкафы, полки нумеруются арабскими цифрами, написанными краской, выделяющейся на фоне окраски стеллажа^)
Основные правила обязывают хранить документы постоянного хранения в картонных коробках, папках или других контейнерах из безвредных для документов материалов. Дела временного хранения в связках.
Есть два способа укладки документов на стеллажах: горизонтальный и вертикальный. Первый способ применяется для размещения дел в коробках, а также связок с делами, имеющими мягкие переплеты (при вертикальной установке связок с такими делами деформируется и рвется бумага). Переплетенные дела можно хранить в вертикальном положении, так как твердый картон обложки и корешок дела предохраняют бумагу от деформации.1 Часто используемые дела временного хранения могут храниться вертикально и несвязанными, это облегчает подкладку и выемку дел.
Если дела с мягкими обложками часто используются для справок, то их удобнее помещать в горизонтально стоящие коробки, что обеспечивает легкость работы и сохранность документов.
К связкам привязываются, а на коробки наклеиваются ярлыки, на которых указываются следующие сведения: название фонда и структурного подразделения, номер фонда, номер описи, год, номера первого и последнего дел, включенных в связку (коробку), и номер связки или коробки. Нумерация связок ведется в пределах фонда или описи.
В некоторых государственных и ведомственных архивах для переплетенных дел применяют яр
·лыки-перекладку из мягкого картона типа папки без клапанов, но с завязками из тесьмы. Коробки и связки устанавливаются на стеллажах так, чтобы между их верхней частью и полкой было расстояние в 5 см (для свободной циркуляции воздуха и предохранения коробок и связок от разрывов) .
Запрещается хранить документы между стеллажами, на окнах, в штабелях, вне хранилищ.
Справочники, отражающие размещение документов в архивохранилище, называются топографическими указателями. Топографические указатели бывают двух видов: постеллажный и пофондовый. Назначение постеллажного указателя фиксировать сведения о том, какие полки и стеллажи заняты теми или иными делами, т.е. в основе постеллажного указателя лежит место хранения. Назначение пофондового указателя давать информацию о том, где хранятся документы конкретного фонда, т.е. в основе пофондового указателя лежит объект хранения. Таким образом, у разных видов топографического указателя различное назначение. Они не заменяют друг друга и не дополняют, потому что используются в разных целях, но они взаимосвязаны, так как сведения о месте хранения конкретного дела (группы дел) и в том, и в другом указателе должны совпадать. Перемещение любой связки дел должно отмечаться в обоих указателях, иначе они не будут правильно отражать местонахождение документов и, следовательно, не будут выполнять своего назначения. При наличии в архиве одного небольшого фонда правила разрешают пофондовый указатель не составлять. На фонд крупного учреждения, имеющего сложную структуру, карточки пофондового топографического указателя могут составляться на каждое структурное подразделение.
Основные правила устанавливают формы карточек постеллажного <и пофондового топографических указателей. При заполнении карточки используется ее оборотная сторона. Если на одной стороне не [уместились все сведения по конкретному фонду (или стеллажу), заполняется следующая карточка, а если нужно, то и третья, и четвертая. Все карточки, относящиеся к одному фонду (или стеллажу), скрепляются, но так, чтобы можно было вносить происходящие изменения. Однако удобнее хранить карточки в специальных ящиках или прочных картонных коробках, расположив их там в порядке номеров фондов или хранилищ и стеллажей. Для быстроты поиска нужного стеллажа или фонда в картотеке можно поставить разделители.
Рассмотрим пример заполнения карточки постеллажного топографического указателя. В этом примере структурные подразделения учитываются в архиве как самостоятельные фондообразователи. В хранилище № 1 размещены дела постоянного хранения, о чем свидетельствуют номера описей (без литер "лс", "в", без указания на номенклатуру дел). Если бы одна из полок стеллажа не была занята, то после ее номера карандашом следовало бы написать: свободна. При указании номера описи целесообразно ставить годы создания документов. Примечание может быть использовано, например, для указания передачи части фонда во временное пользование.

Карточка постеллажного топографического указателя
Стеллаж №
Хранилище №
Шкаф №
Полка №
Фонд №
Опись № (н/д)«
Дела с № по №
Примечание

1
2
3
4
5
6








2
1
№ 10 УМТС
8 за 1974 г.
121 126



2

8 за 1974 г. 8 за 1975 г.
127 165 166 184



3

8 за 1975 г.
185 209



4
№ 11 УКС
6 за 1977 г.
356 375



5

6 за 1977 г.
376 389



Карточка пофондового топографического указателя
Формат А6 (148 х 105 мм)
Фонд № Ш
Название фонда Управление материально-технического обеспечения
Хранилище № 1. 2. 4
Опись № (н/д)*
Дела с № по №
Стеллаж №
Шкаф №
Полка №
Примечание








8 за 1974 г.
121 126
8
2
1

Хранилище №1

8 за 1974 г.
127 165


2





8 за 1975 г.
166 184








8 за 1975 г.
185 209


3













Продолжение

Опись № (н/д)*
Дела с № _ по №
Стеллаж №
Шкаф №
Полка №
Примечание

8 лс за 1974 г.
78 150
3
1
1 3

Хранилище №2

8 лс за 1975 г.
151 254


4 5












н/д за 1981 г.
С 13 26 по 13 34
5
3
5

Хранилище №4

н/д за 1982 г.
С 13 26
по 13 35


5













В приведенном примере заполнения карточки пофондового топографического указателя на тот же фонд видно, что документы постоянного, долговременного и временного хранения размещаются в разных хранилищах (документы по личному составу в хранилище 2, дела со сроками до десяти лет включительно учитываются по номенклатуре и находятся в хранилище 4). Для указания конкретного хранилища используется гр. "примечание", а все хранилища, где размещается фонд, пишутся справа над графлением карточки. В той же гр. "примечание" обоих указателей при необходимости можно давать наименования структурных подразделений.
Сравнив записи об одних и тех же документах фонда УМТС в обоих указателях, можно убедиться в полной идентичности сведений о размещении этих дел.
В архивах, имеющих несколько помещений, целесообразно иметь схему хранилищ, которая помогает быстро ориентироваться в расположении комнат и стеллажей.
В некоторых небольших архивах учреждений топографические указатели не составляют, считая, что работник архива достаточно хорошо знает состав и размещение документов. Но такая мотивировка неосновательна. Документальный фонд в архиве учреждения рассредоточен по частям, и чем меньше дел создается ежегодно в учреждении, тем мельче комплекс документов каждого срока хранения за конкретный год и тем труднее этот комплекс увидеть на полке. Опытный работник архива действительно может знать, где лежит каждое дело, но при его смене или временной замене новый работник окажется в сложном положении. Без постеллажного топографического указателя можно обойтись в однокомнатном или двухкомнатном архивохранилище, но пофондовый указатель необходим в каждом архиве.
Порядок выдачи дел из хранилища. Установленный Основными правилами порядок выдачи дел из хранилищ ведомственных архивов имеет целью обеспечить сохранность документов, и в первую очередь документов АФ РК.
Документы, хранящиеся в архиве, могут выдаваться: для использования работникам структурных подразделений, исследователям; организациям во временное пользование; для проведения архивных работ с документами хозрасчетным организациям для подготовки к передаче дел на госхранение, тематической разработки и т.д.: для проведения работ по улучшению сохранности документов создание страхового фонда, копирование, реставрация и т.д. в лабораториях архивных или других учреждений. В зависимости от целей работы с документами они выдаются в рабочую комнату (читальный зал) архива или во временное пользование вне архива.
Выдача дел исследователям и представителям других организаций, работающим в читальном зале (рабочей комнате) архива, производится по письму соответствующей организации. Письмо должно иметь резолюцию руководителя учреждения о разрешении работать с документами данного учреждения.
Выдача документов во временное пользование другим организациям, в том числе судебным и следственным органам, также оформляется по письменной просьбе заинтересованных организаций и с разрешения руководителя данного учреждения. На дела, выданные во временное пользование, составляется акт в двух экземплярах. Оба экземпляра акта подписываются руководителями организаций (выдавшей дела и получившей дела) и скрепляются гербовыми печатями. Один экземпляр остается в архиве, другой выдается получателю дел.
Основные правила устанавливают сроки пользования делами, выданными из архива: для работников структурных подразделений своей организации десять дней, для работников других учреждений.

При подкладке дела на место карта-заместитель изымается и хранится в архиве в папке с клапанами вместе с другими картами до минования надобности.
Работник архива проверяет физическое состояние возвращенных дел (наличие всех листов в особо ценных делах и делах постоянного хранения, целостность листов, обложек, отсутствие помет исследователя на документах и т.д.). При выявлении дефектов составляется акт, предъявляемый организации, использовавшей документы, или в судебные органы для привлечения к ответственности виновных.
Если судебным или следственным органам необходимо изъять документы, то это должно оформляться по их письму с разрешения руководителя учреждения и с составлением акта об изъятии. При возможности из дел постоянного хранения выдаются только документы, интересующие органы, при этом вместо изъятых листов оставляются их копии (фотографические, ксерографические или машинописные), заверенные заведующим архивом или ответственным за архив лицом. Акт об изъятии документов хранится в деле фонда.
Если архив направляет дела на переплет, реставрацию, копирование в госархив или другие организации, осуществляющие эти работы, то передача дел оформляется заказом. Заказ составляется в двух экземплярах по форме акта выдачи дел во временное пользование другой организации. Акт подписывается руководителем учреждения (или структурного подразделения, в состав которого входит архив, например, управления делами) и бухгалтером, который будет производить расчет за выполненные работы. Один экземпляр акта остается в архиве, другой вместе с делами передается организации, которая будет проводить намеченные работы. При получении дел после переплетения, реставрации, копирования работник архива проверяет их физическую сохранность и качество исполнения работ.
Архив обязан следить за порядком транспортировки дел как внутри здания, так и вне его. Транспортировка документов внутри здания должна гарантировать их сохранность. В другие здания документы перевозятся в упакованном виде (в обернутых связках, закрытой чистой таре) и обязательно в закрытом транспорте, в сопровождении ответственных лиц. Перевозки документов на большие расстояния (в другие местности) должны сопровождаться мерами предосторожности, позволяющими защитить транспортируемые дела от вредных воздействий атмосферных осадков, света, а также механических повреждений. Для этого документы упаковываются в водонепроницаемые материалы и помещаются в зависимости от объема отправляемых дел в ящики или контейнеры.

15