Открытый урок. Как получить недостающие данные. 3 класс ПНШ


Открытый урок в 3 «А» классе.
Предмет: математика.
Учитель: Жеребцова Наталья Юрьевна
Тема: Как получить недостающие данные
Тип урока: закрепление материала
Цели:
1. Учить узнавать недостающие данные
2. Совершенствовать умение составлять задачу и решать её
3. Формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы; развивать зрительную и слуховую память;
4. Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в коллективной деятельности и работе в парах.
Предметные: Знать структуру задачи, уметь определять тип задачи, строить объяснение в устной форме.
Личностные: формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, умение доказывать правильность своего вывода.
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Оборудование: схема решения задач на уменьшение числа в несколько раз.
Использование образовательных технологий на уроке: информационно – коммуникативная технология; развивающего обучения; элементы здоровье сберегающей технологии; обучение в сотрудничестве.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.
1.Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.
2.Проверка готовности к уроку.
Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка.
2.Актуализация опорных знаний.
-Здравствуйте ребята. Будем работать так хорошо, чтобы наш урок остался надолго в памяти наших гостей.
-С каким настроением мы начинаем урок?
-Какое у вас настроение?
(Работа с цветными карандашами)
Радостное
Спокойное
Приподнятое
Печальное
Ровное
Весёлое
Ликующее
-Что сегодня главное будет на уроке, вы узнаете, решив задачи.
Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука – Это математика!

В саду росло 16 белых роз, а жёлтых – в 2 раза меньше. Сколько жёлтых роз?
Тетрадь стоит 3 рубля, а ручка – в 4 раза дороже. Сколько рублей стоит ручка?
В посёлке 20 деревянных домов, а каменных в 4 раза меньше.
Сколько каменных домов?
Миша сделал 2 флажка, а Дима – в 6 раз больше. Сколько флажков сделал Дима?
Слава решил 15 примеров, а Ира – 5 примеров. Во сколько раз меньше решила примеров Ира?
Бабушке 56 лет, а внуку – 8 лет. Во сколько раз бабушка старше внука?

Ответы:

5
8
7
12
10
6
3

д
з
и
а
е
к
ч

( Дети выбирают буквы, соответствующие ответам задач).

8
12
5
12
3
7

з
а
д
а
ч
и


-Ребята, сегодня на уроке будем совершенствовать умения решать задачи.

3. Создание проблемной ситуации
Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.

-Решите такую задачу:
В парке на аллее росло 24 сосны, а берёз в несколько раза меньше, чем тополей. Сколько берёз росло на аллее?

· (Дети говорят, что эту задачу нельзя решить, потому что в ней не все данные для решения)

- Ребята, сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: Как получить недостающие данные

4. Открытие нового, целеполагание
Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление о выборе действия при решении задач на уменьшение числа в несколько раз
Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.

\- Как выдумаете, а как можно получить получить недостающие данные?
- Откройте учебник на странице 78 и прочитайте тему. Найдите номер № 229. Читаем задание.
1. Задание 229.
Москва основана в 1147 году. На сколько лет Москва старше Санкт-Петрбурга?
Недостающее данное можно получить, например, из учебника «Окружающий мир» для 3-го класса, часть 2, стр 128.
Дети находят недостающее данное и выполняют решение задачи.
-Чем воспользовались для дополнения недостающих данных? (Ответы учеников.)
2. Задание 230
Выполни разностное сравнение числа мальчиков и числа девочек, присутствующих на этом уроке. Недостающие данные получи на основе непосредственного наблюдения.
Дети находят недостающие данные, выполняют решение. Сильные ученики помогают слабым.

Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк - волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.

5. Первичное закрепление
Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки, необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.
Работа в группах
1 группа-заказ подоконников.
2 группа-заказ деревянной крышки парт.
3 группа-заказ классной доски
Что нужно изготовителям, чтобы приступить к работе?
Какие данные Вам нужно получить, чтобы сделать заказ?
(Дети делают необходимые замеры, вычисляют площадь предметов, выполняют заказ)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа в группах.
1. Задание 227.
– На сколько квадратных километров площадь озера Байкал больше площади Ладожского озера?
Недостающие данные для ответа на это требование можно узнать из таблицы.
– Ответьте на данные требования, решив соответствующую задачу.

Решение:

Ответ: на 13 800 кв. км больше.

2. Задание 226.
– Какие недостающие данные нужно получить для того, чтобы ответить на требование: «На сколько сантиметров твой рост отличается от роста соседа по парте?» (Необходимо измерить свой рост и рост соседа.)
– Узнайте недостающее данное у соседа по парте.
– Сформулируйте соответствующую задачу и решите ее. Вычислите и запишите ответ.
7.Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Как можно получить недостающие данные?
8. Домашнее задание тср стр 53 № 122, 123
(Даёт возможность гармонично связать несколько уроков по данной теме в единую систему)

Задачи этапа: сообщить о домашнем задании; мотивировать на самостоятельную деятельность при решении задачи и примеров, на успешное выполнение.
Вспомнить порядок действий при решении числовых выражений

Рисунок 3Рисунок 415