ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


Информационно-коммуникационные технологии, как повышение мотивации при изучении иностранных языков
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в обществе. Стремительное вхождение Казахстана в мировое общество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный процесс на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.
Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, не достаточно.
Мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной.
Проблема мотивации в изучении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у студентов, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Проблема в том, что студенты колледжей приходят с разным уровнем подготовки.
Преподаватель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, и их резервы.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке студенты непременно должны постепенно овладевать языком. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы: групповые, парные, индивидуальные.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующим задачам.
В-четвертых, использование преподавателем на уроке компонентов учебно-методического комплекса и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении любого иностранного языка при глубоком знании преподавателем личности каждого студента. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у студентов в выполнении заданий. Одним из таких приемов является использование информационно-коммуникационных технологий на уроке.
Информационно-коммуникационные технологии не только дают студентам возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Эта технология делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Использование ИКТ позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
К развитию мотивации относятся современные технологии обучения; средства обучения; развивающий компонент (курсы по выбору, факультативные кружки и т.д.).
Изучая теорию ИКТ, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Студенты по-другому начинают относиться к преподавателю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными информационными технологиями.
Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить.
Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравится студентам.
При разработке уроков с ИКТ, учитываются активные методы и современные подходы в обучении иностранным языкам:
• обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях;
• метод проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема;
• развитие языковой и речевой компетенции;
• формирование межкультурной страноведческой компетенции.
Все используемые методы, приёмы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию студентов, т.е. заинтересованность в изучении иностранного языка. Активируется познавательная, творческая активность у студентов, наблюдается развитие компетенции.
Так, использование информационных технологий в развитии языковой компетенции позволяет учащимся без особых сложностей овладеть изучаемым программным материалом.
Конечно же, ИКТ можно использовать не только в процессе формирования речевой деятельности (говорения, чтения, письмо, слушание), но и в овладении необходимым объемом языкового материала. Особенно результативным будет использование ИКТ на уроках страноведения, где можно использовать не только интерактивную доску, но и Интернет. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении творческих и индивидуальных заданий реагируют и на успех обучаемого, и на его неудачу.
Компьютерное обучение дает возможность выбирать студентам уровень прохождения и объективности оценивания личностных и учебных достижений. Использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе дает возможность контроля: от тестирования студентов по любой грамматической, фонетической, лексической темам, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знаний, определенных умений и навыков. Преподавателю иностранного языка необходимо обращать внимание на: интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки. А это умение:
• работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль),
• вести поиск нужной информации (в иноязычном тексте),
• анализировать, делать обобщения и выводы,
• работать со справочным материалом,
• находить несколько вариантов решения проблемы,
• прогнозировать последствия того или иного решения,
• слушать и слышать собеседника,
• лаконично излагать мысль.
В заключении можно сделать следующий вывод: применение компьютеров на уроках иностранного языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.
Но компьютер никогда не заменит учителя, он только средство обучения, позволяющий повысить качество образования и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но с уверенностью можно сказать, что интерес к изучению иностранного языка возрастет.