паспорт рабочей программы по физике в СПО


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»

1.1 Область применения программы Программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа по учебной дисциплине «ФИЗИКА» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ФИЗИКА» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правого регулирования в сфере Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство, одобренными Научно - методическим Советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» ( протокол № 13 февраля 2011г.)
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и охраны окружающей среды. Специалист сварочного производства должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 254 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.

2. СТРУКТРУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

254

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:


практические занятия
46

контрольные работы
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
85

Решение задач
Подготовка сообщений и рефератов
Выполнение домашних заданий
Практические работы
Подготовка презентаций
Выполнение схем и таблиц
35
21
16
3
7
3

Итоговая аттестация в форме экзамена














2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»


Наименование разделов, тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объём
часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала:
2



1
Физика - наука о природе. Естественный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов.
1
2


2
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
1
2



Раздел 1
Механика

34+
16с


Тема 1.1
Кинематика
Содержание учебного материала:
8



1
Относительность механического движения. Системы отсчёта.
1
2


2
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
2
2


3
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
3
2


4
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
2
2

Тема1.2
Динамика
Содержание учебного материала:
4



1
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.
1
2


2
Законы Ньютона.
3
2

Тема1.3
Силы в природе


Содержание учебного материала:
6



1
Сила упругости.
2
2


2
Сила трения.
2
2


3
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
2
2

Тема 1.4
Законы сохранения в природе
Содержание учебного материала:


6



1
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
2
2


2
Закон сохранения энергии.
3
2


3
Работа и мощность.
1
2

Тема 1.5
Колебания и волны
Содержание учебного материала:
8



1
Механические колебания. Амплитуда, период., частота, фаза колебаний колебаний.
2
2


2
Свободные и вынужденные колебания.
1
2


3
Резонанс колебаний.
1
2


4
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
2
2


5
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
2
2

Итоговое занятие: Контрольная работа по теме “Механика” и её анализ
2



Самостоятельная работа:
16



1
Решение задач с производственным содержанием.
6



2
Реферат “Достижения России в области космонавтики”
2



3
Выполнение домашних заданий по разделу № 1
3



4
Практическая работа “Определение силы упругости резины”
1



5
Практическая работа “Определение силы трения тела”
1



6
Изучение материала «Теория относительности»
3



Практические занятия:
14



1
Решение задач по теме «Кинематика».
2



2
Решение задач по теме «Динамика»
2



3
Определение коэффициента жёсткости пружины – Л.Р.
2



4
Определение коэффициента трения. - Л.Р.
2



5
Изучение закона сохранения энергии. - Л.Р.
2



6
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»
2



7
Решение задач по теме «Колебания и волны»
3




Раздел № 2
Молекулярная физика Термодинамика

26 +
12с


Тема 2.1
Основы молеку-лярной физики

Содержание учебного материала:
8



1
История атомистических учений. Наблюдение и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии.
6
2


2
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
2
2

Тема 2.2
Идеальный газ
Содержание учебного материала:
4



1
Модель идеального газа.
2
2


2
Связь между давлением газа и средней кинетической энергии молекул газа.
2
2

Тема 2.3
Пар, жидкость и твёрдое тело.
Содержание учебного материала:
8



1
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
2
2


2
Поверхностное натяжение и смачивание.
2
2


3
Модель строения твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменение агрегатных состояний вещества.
4
2

Тема 2.4
Основы термодинамики
Содержание учебного материала:

4



1
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики.
2
2


2
Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
КПД тепловых двигателей.
2
2

Итоговое занятие
Контрольная работа «Молекулярная физика. Термодинамика» и её анализ
2



Самостоятельная работа:
12



1
Сообщение о русском физике М.В.Ломоносове.
2



2
Практикум по решению задач.
3



3
Выполнение домашних заданий к разделу № 3
4



4
Практическая работа “Исследование влажности воздуха от температуры”
1



5
Реферат “Создание материалов с заданными свойствами”
2



Практические занятия:
6



1
Решение задач по теме «Основы молекулярной физики»
2



2
Решение задач по теме «Основы термодинамики»
2



3
Измерение модуля упругости резины. – Л.Р.
2


Раздел №3
Электродинамика

76+
20с


Тема 3.1
Электростатика
Содержание учебного материала:
16



1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения заряда.
2
2


2
Закон Кулона. Электрическое поле.
3
2


3
Напряжённость электростатического поля.
2
2


4
Потенциал поля. Разность потенциалов.
3
2


5
Проводники в электрическом поле.
2
2


6
Электрическая ёмкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
4
2

Тема 3.2 Постоянный ток
Содержание учебного материала:
18



1
Постоянный электрический ток. Сила тока