Коррекционно-развивающая программа для обучающегося с ОВЗ


Коррекционно-развивающая программа для обучающегося с ОВЗ ( Митрониной Анастасии)
1 раздел Коррекционная работа по адаптации -14 занятий
2 раздел Развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов-30 занятий
Коррекционная программа по адаптации обучающегося с ОВЗ
Пояснительная записка
Начало обучения ребенка– сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.Представленные упражнения  используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
Актуальность
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассника в условиях домашнего обучения и психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками. особенно для обучающегося с ОВЗ.
Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы первоклассника, с ОВЗ в начале обучения.
Основные задачи реализации программы:
создание условий для формирования психологической готовности обучения ;
развитие интеллектуальных способностей (мышление);
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие познавательной активности;
развитие мелкой и крупной моторики;
сформировать внутреннюю позицию школьника;
Предполагаемый положительный результат:
увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
совершенствуется фонематический слух;
развитие произвольного и непроизвольного внимания;
развитие мышления.
социальная адаптация
Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассника на начальном этапе адаптации к школе.
Критерии оценки эффективности:
снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассника;
эмоциональное благополучие ребенка
развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность  занятия: 25 мин.
Проведение занятий: два раза в неделю.
Ход работы :
Ритуал приветствия2. Игры и упражнения3. Ритуал прощания
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся с ОВЗ
Задачи программы:
формирование у учащихся с ОВЗ определенного уровня понятий, правил, знаний;
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
знакомство учащихся с ОВЗ со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
формирование знаний о различных знаковых системах;
формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся с ОВЗ, имеющие низкий уровень учебной мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.
Средства коррекции:
вербально-коммуникативные;
орудийно-манипулятивные;
изобразительно-графические;
экспрессивно-мимические.
Форма коррекции: индивидуальная
Условия организации занятий: программа состоит из 30 занятий, занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
организационная часть. Приветствие;
основная часть. Игровой блок;
заключительная часть. Рефлексия.
Тематическое планирование
№ Задачи урока Содержание занятий
1 раздел
Занятие 1. – развитие точно и правильно называть предметы;– развитие умения копировать образец;– развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). Ритуал приветствия. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»Основная частьЗадание 1. «Назови предметы»Задание 2. «Раскрась правильно»Упражнение: « Четыре стихии»Задание 3. «Развитие мелкой моторики»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 2. – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;– развитие умения копировать образец– развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;– развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»Основная частьЗадание 1. «Домик»Задание 2. «Разрезные картинки»Упражнение «Кто летает?»Задание 3. «Корректурная проба»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 3. – развитие переключаемости произвольного внимания;– развитие продуктивности и устойчивости внимания;– развитие объема внимания;– развитие слуховых ощущений. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики Основная частьЗадание 1. «Треугольники»Задание 2. «Найди и вычеркни»Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»Задание 3. «Кто точнее нарисует?»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 4. – развитие концентрации и устойчивости  внимания;– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.); Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»Основная частьЗадание 1. «Выполни по образцу»Игра «Маленький жук»Задание 2. «Раскрась правильно»Задание 3. «правый» и «левый»Игра «Водители»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 5. – развитие произвольного  внимания;– развитие зрительных ощущений; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»Основная частьЗадание 1. «Выполни команду»Задание 2. «Какого цвета»Задание 3. «Цветные полоски»Задание 4. «Раскрась правильно»Задание 5. «Соблюдай правило»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 6. – развитие фонетико-фонематического восприятия;– развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце);– развитие понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»Основная частьЗадание 1. «Найди ошибку»Задание 2. «Определи фигуру»Задание 3. «Копирование точек»Задание 4. «Геометрические фигуры»Задание 5. «Конкретизация понятий»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 7. – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);– развитие внимания. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»Основная частьЗадание 1. «Графический диктант»Психогимнастика «Ручеек»Задание 2. «Пять предметов»Задание 3. «Ежи»Упражнение: « Четыре стихии»Задание 4. «Телеграфисты».Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 8. – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие;– развитие восприятия;– развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые       сигналы;– развития понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»Основная частьЗадание 1. «Сосчитай правильно»Задание 2. «Продавец и покупатель»Упражнение «Будь внимателен!»Задание 3. «Смысловой ряд»Задание 4. «2 слова»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 9. – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие;– развитие слухового внимания;– развитие переключения внимания;– развитие логического мышления;– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение: « Четыре стихии»Основная частьЗадание 1. «Не пропусти слог»Задание 2. «Телеграфисты»Задание 3. «Не пропусти растение»Задание 4. «Продолжи узор»Задание 5. «Поиск закономерностей»Игра «Маленький жук»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 10. – развитие моторно-слуховой памяти;– определить уровень развития свойств внимания; – определить степень волевых усилий;– определить наличие саморегуляции и самоконтроля. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»Задание 1. «Запомни свою позу»Задание 2. «Лабиринт»Упражнение «Пусть всегда будет…»Задание 3. «Найди одинаковые»Задание 4. «Запомни сочетание фигур»Упражнение на дыхание «Моем стекла»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 11. – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»Задание 1. «Сделай так же»Задание 2. «Сосчитай»Упражнение «Пальчиковая гимнастика»Задание 3. «Графический диктант»Задание 4. «Выполни команду»Упражнение на дыхание «Листочек падает»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 12. – развитие произвольного внимания;– развитие слуховой памяти;– развитие наглядно-образного мышления. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!»«Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности)Задание 1. «Повтори за мной»Задание 2. «Подсчитай правильно»Задание 3. «Повтори цифры»Разминка «Покажи чувства руками»Задание 4. «Найди путь»Задание 5. «Не пропусти цифру»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 13. – развитие произвольного внимания;– развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;– развитие переключения и распределения внимания;– развитие зрительно-двигательных координаций. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Сова»Задание 1. «Съедобное  –  несъедобное»Задание 2. «Корректурная проба»Задание 3. «Что получилось?»Задание 4. «Запомни и найди»Задание 5. «Штриховка»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 14. – развитие зрительных ощущений и образного мышления;– развитие умения анализировать и сравнивать образец;– развитие понятийного мышления;– развитие произвольного внимания. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Сова»Задание 1. «Цветная сказка»Задание 2. «Найди одинаковые»Задание 3. «Подбери картинкиУпражнение «Красавица и чудовище»Задание 4. «Стук –  стук»Задание 5. «Знакомая буква»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
2 раздел
Занятие 15. Знаки и символы
-научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования),
- приветствие
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
Занятие 16 научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования),
- развивать коммуникативные навыки, память.
игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок
Занятие 17 Развивать внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.
Занятие 18 Зашифрованная информация
-показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации,
-развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
-приветствие;
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);
- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания. - игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет.
Занятие 19 -развивать моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
-игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
Занятие 20 -развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
- игра "Настроение в цвете"
- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.
Занятие 21 Противоположности
-формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).
Занятие 22 -формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.
- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).
Занятие 23 -развивать внимание, мышление - упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним".
Занятие 25 -развивать умения обобщать предметы по существенным признакам,
-развивать умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развивать коммуникативные навыки.
-« Третий лишний» Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним".
Занятие 26 Ассоциации
-формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; - приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.
- игра "Ассоциации".
Занятие 27 -формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; - приветствие;
игра "Ассоциации".
Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.
Занятие 28 -углубить знания о предметах, явлениях, состояниях.
- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.
- игра "Настроение в цвете".
Занятие 29 -развивать творческое мышление, наблюдательности, внимания.
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- упражнение "Шкала роста".
Занятие 30 Читаем. Думаем. Говорим
-развивать навыки кодирования и перекодирования информации, развитие умения оценивать себя -упражнение "Рассказ по картинке". Ученику предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Потом предлагается оценить свой рассказ
Занятие 31 -развитие связной речи
-развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.
-игра "Самый - самый". Ученику предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.
- упражнение "Шкала роста".
Занятие 32 «Умное предложение»
-развивать словарный запас
-развивать связную речь - приветствие;
- игра "Настроение в цвете"
-рассказ по серии сюжетных картинок.
- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";
Занятие 33 -расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное;
- развитие навыка оценивания себя
-упражнение "Составь предложение". Ученику предлагаются наборы слов, из которых он составляет предложения. Совместно с психологом выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.
- упражнение "Шкала роста".
Занятие 34 -развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
-приветствие;
- игра «Неоконченное предложение» предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".
- игра "Настроение в цвете";
Занятие 35 -развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
-приветствие;
- игра «Настроение»
-логические цепочки
Занятие 36 Математический урок
-развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.
-упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.
игра "Настроение в цвете".
Занятие 37 -снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.
игра "Настроение в цвете";
-нарисуй свое настроение
Занятие 38 Что меня окружает
-расширение знаний о предметах, приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
Занятие 39 -расширение знаний о предметах, явлениях живой природы. -приветствие;
- на материалах уроков окружающего мира. Ученику предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.
Занятие 40 -расширение знаний о предметах, явлениях живой природы. - игра "Найди общее". Ученику предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.
-упражнение "Шкала роста".
Занятие 41 -развитие умения находить общее в предметах и явлениях,
-умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.
- приветствие
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- « Найди лишний предмет»
Занятие 43 -выявить у учащегося имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности. -игра "Кем я хочу быть". Ученику предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).
- упражнение "Шкала роста".
Занятие 44 Обобщение
-проанализировать свои умения и навыки.
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
-общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было полезным ?", "Что было самым трудным на занятиях?".
Ученику предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написал ученик.
-рисование на тему : "Я -ученик".
Литература:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание)3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.6. Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.
10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.
11. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983 - 63с.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1983 - 187с.
13. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976. - 208с.
14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.
15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с.