Сценарий музыкального праздника для подготовительной группы ДОУ Яблочный Спас в гостях у нас


Авторский сценарий праздника направленного на духовно-нравственное воспитание в православных
традициях.
Летний праздник для подготовительной группы, посвященный яблочному Спасу и приуроченный двунадесятому православному празднику - Преображение Господне.
«ЯБЛОЧНЫЙ СПАС В ГОСТЯХ У НАС»
Автор: Ерошкина Ирина Геннадьевна
Нижегородская область, г. Дзержинск,
МБДОУ «Детский сад № 61»
Пояснительная записка:
Цель мероприятия: популяризация русских народных праздников, обрядов, традиций, воспитание любви к своей культуре, Родине. Но, самое главное, чтобы все это накладывалось на религиозную основу и духовную нравственность. Ведь русский фольклор использовался в дошкольном воспитании и во время 70-летнего безбожного правления на Руси. А воспитание нравственного человека также было основной задачей социалистического общества. И все это не помогло избежать того состояния, в котором оказался в итоге наш народ. Знакомство именно с православными русскими народными традициями и праздниками, воспитание именно духовной нравственности, определенной Божиими заповедями и уставами церкви я ставлю основной целью данной работы. Задачи:1.Познакомить детей с традициями православия и обычаями народных праздников.2.Мотивировать, побуждать возникновение духовных потребностей у детей путем приобщения к православным ценностям.3.Сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, соревнования, конкурсы.
4. Побуждать детей мыслить логически, делать правильные выводы, умозаключения из увиденного или услышанного. Поощрять их желание порассуждать, побеседовать, поговорить, вести диалог со взрослым.
Моей задачей было - максимально увязать данное мероприятие с традиционными ценностями православного мировосприятия. Это и доброта, которая понятна детскому сознанию в ее зачаточном состоянии, но из которой потенциально произрастает то, что называется в заповедях блаженства «блаженни миротворцы». Так, добрый ежик в сказке, не просто делает добро другим, но и преображает мир вокруг себя, преображает тех зверей, которые попадаются на его пути, как правило, «застрявших» в своей суете или озлобленности. В сценарии присутствуют нравоучительные моменты помощи нуждающимся, ближним, ведь «блаженни милостивии»... В основу сказки-притчи, которая стала ядром сценария, положено высказывание преп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и тогда тысячи спасутся вокруг тебя». И в эту серафимову «заповедь» как нельзя лучше вписывается праздник Преображения Господня. Почему выбор и пал именно на него. Ну а преображение ведь касается не только души, но и всей природы, когда она, преобразившись, начинает приносить свои плоды. Причем, плоды вкусные, сочные и ароматные. Поэтому в сценарии обыгрывается, конечно, и яблочно-медовая тематика. Таким образом, перемежаются серьезные догматические истины, которые, надеюсь, преподнесены в доступной для детей форме с игровыми, озорными, веселыми и подвижными ситуациями.
Возраст детей : 6-7 лет
Количество объединенных групп: не более 2-х.
Форма проведения праздника включает в себя использование ИКТ. Это презентация-рассказ об истории праздника Преображения Господня. В презентации показываются слайды, а герой (Ангел) на этом фоне и на фоне красивой музыки, которая звучит на музыкальной центре, ведет свой рассказ о празднике. Презентация примерная. Для проведения этого праздника в своем детском саду, ее нужно усовершенствовать. Но общий смысл понятен. Также использованы все виды деятельности, которые стандартно входят в музыкальный утренник в ДОУ:
Стихи, песни, песни-хороводы, танцы общие, танцы индивидуальные, музыкальные игры, подвижные игры, аттракционы, соревнования, сценка-инсценировка с участием детей и т.д.В процессе мероприятия воспитанник должен показать все навыки и умения, касающиеся именно музыкального воспитания (достаточно чистое интонирование выученных песен, песен-хороводов в рамках диапазона, четкое выполнение танцевальных движений в плясках и хороводах, а также в индивидуальных номерах – это то, чего дети особенно любят и готовы петь и танцевать с утра до вечера). Знание правил в играх, а также песен и движений в музыкальных играх. И, безусловно, необходимо, чтобы воспитанники вынесли после этого мероприятия именно духовно-нравственный урок и опыт, который им захотелось бы привнести затем в отношения со своими близкими, друзьями, с окружающими людьми, то есть с ближними своими. О развитии же таких качеств, как доброта, милосердие, миротворчество, взаимопомощь я уже сказала чуть выше. Особое внимание хотелось уделить также воспитанию вежливости, внимательности, чтобы дети обязательно здоровались, прощались, благодарили за внимание к ним. Также хотелось, чтобы ребята проявляли заботу о ближнем, чтобы у них появилось желание делать добро, поэтому всем гостям праздника дети дарят подарки, сделанные своими руками. И логичным итогом всего праздника становится акцент на любви к Родине, к родной земле, вскормившей и взрастившей всех нас. Земле-матушке дети делают поясной поклон и поют песню.
Сценарий праздника для подготовительной группы (старшая группа в августе уже почти подготовительная)
(может также использоваться в начальных классах православных гимназий и школ)
Яблочно-медовый Спас в гостях у нас.
Оформление зала: на центральной стене ветки яблони с яблоками (муляжи). Солнышко, облака, птички, трава и цветы из воздушных шариков.
Герои взрослые:
Яблочно-медовый Ангел
Яблоня
Ведущий
Герои дети:
Ежик
Белка
Мишка
Лиса
Крот
Яблонька
Методическое обеспечение:
Костюм Яблочно-медового Ангела: белое платье в пол, сзади крылья, либо вуаль свободного покроя, прикрепленная к запястьям. При движении рук будет выглядеть как крылья. В одной руке имитация райской веточки с некрупными висящими яблочками или из картона, или из подручного материала, в другой руке бочонок с медом. На голове белая повязка, надетая через лоб.
Костюмы всех остальных героев всегда есть в наличии в любом детском саду.
Большая корзина с яблоками по количеству детей для конкурсов. Шишки по количеству детей и 2 корзинки для игры «Белкины припасы». Бутафорский домик, стол, скатерть в русском стиле, самовар, чайные приборы. Несколько бутафорских деревьев, изображающих лес, пенек. Наливное яблочко и тарелочка, таз с водой, в котором плавают яблоки – для аттракциона. Газовые шарфики для танца маленьких Ангелочков.
Корзинки с яблоками и другими фруктами – угощенье.
Все остальные дети, кроме героев, могут быть одеты в русские костюмы или иметь какие-то их элементы (ленточки, вплетенные в волосы, веночки), у мальчиков – рубашки с кушачками. Все одеты празднично и красиво.
Ход праздника
Под русскую народную песню «Пойду ль да, выйду ль я, да» (СD, или исполнение муз. руководителя) дети входят в зал один за одним, держатся за руки «цепочкой», «завиваются» в разных направлениях и в конце концов выстраивают круг.
1Ребенок:
На ладошке у ребенкасолнце яркое лежит.Улыбаются глазенки,сок по пальчикам бежит.
2 Ребенок:
Спелых яблок ароматомразбудило утро нас.
Почему так пахнет летом,
солнцем, яблоком сейчас?
Ведущая:
Ребята, что это за
дивный и загадочный,светлый праздник яблочный?
3 ребенок:
Спасом яблочным зоветсядень, что празднуем сейчас.Кто откусит - окунетсяв лето жаркое тот час.
Песня - хоровод на выбор (об их художественности и доступности говорят сами названия, а также возрастная направленность сборников, из которых они взяты) :«На горе-то калина», рнп в обработке Ю.Чичкова (Сб. Н.Ветлугина, И Дзержинкая, Л.Комиссарова «Музыка в детском саду», подготовительная к школе группа, стр. 26)
«Яблонька» муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Забилы Сб. С.И. Мерзляковой «Учим петь детей 6-7 лет», стр. 111)«В сад зеленый мы пойдем» (на мелодию «Ах, вы сени мои сени», интернет-ресурс: http://pozdav.ru/page/jablochnyj-spas-scenarij-prazdnika:В сад зеленый мы пойдем,
спелых яблок соберем.
Ой, люли, ой люли,
спелых яблок соберем.
Яблочки медовые,
да лукошки новые.
Ой люли, ой люли,
да лукошки новые.
Яблочки мы принесем,
пирожков мы испечем.
Ой, люли, ой люли,
пирожков мы испечем.
Чудо пирожки у нас,
нынче праздник, нынче - Спас.
Ой, люли, ой люли,
нынче праздник, нынче Спас.
4 ребенок:
Вот уж яблочки поспели –хоть корзинку подставляй,с ветки звонко полетели.Вкус их нас возносит в рай.
Звучит духовная музыка, появляется яблочно-медовый Ангел с райской яблочной ветвью в одной руке и бочонком меда в другой.
Ангел:
Слышу, милые мне речи
вдруг звучат наперебой.
Вы про рай здесь говорите?
Это - дом любезный мой.
Вед:
Кто ты, светлое созданье?
Как ты к нам сюда попал?
Ангел:
Яблочно-медовый Ангел
к вам, спешил, летел, бежал.
Мне от Бога порученье
было четкое дано -
передать вам поздравленье,
и, конечно, угощенье
в светлый день Преображенья
к вам попав на торжество.
И со мной прилетели
ангелочки - целый рой.
Райский танец вам покажут –
наш подарок небольшой.
Танцевальная композиция девочек-ангелочков с газовыми шарфиками.
(под СD запись – песня «Ангел летел» детская группа «Непоседы», интернет-ресурс http://neposedi.ru/.
Вед (обращается к Ангелу): А наши ребята знают песенку про Ангелов. И с удовольствием исполнят ее для тебя.
Вокальный дуэт или трио «Песенка про ангелов» (музыка Ю.Пастернак, слова К.Пастернак. Интернет ресурс: http://novaya-beresta.ru/). Текст и мелодия вполне доступны для понимания и исполнения ее вокальной ансамблем подготовительной группы. Диапазон также соответствует требованием методики музыкального воспитания:
Ангел: Спасибо, очень вы меня порадовали.
Я, ребята, ангел Преображения. Праздник Преображения Господня празднуется православной церковью 19 августа. Я спустился с неба для того, чтобы рассказать вам историю этого чудесного праздника.
Включается ПРЕЗЕТАЦИЯ.
И на фоне красивой одухотворенной мелодии начинает звучать рассказ Ангела, сопровождаемый соответствующими слайдами:
Господь наш Иисус Христос хоть и был Богом, но когда жил на земле, то имел вид обыкновенного человека. Образ человека он принял на Себя для того, чтобы люди не ослепли от блистания Его Божества. А маленькие детки не испугались бы Его неземного величия и славы. Таким образом Он прятал свое Божество под более скромным обликом. У Господа были ученики, которые всюду неотступно следовали за Ним. Они хотели научиться у Него премудрости Божией. А после того, как Господь вернется на Небо, они должны были научить других людей жить так, как заповедал Бог, то есть, по заповедям Божиим.
Некоторые ученики принимали Иисуса Христа за мудрого учителя или пророка. Однако, чтобы они не сомневались в том, что Иисус – это и есть Бог, сотворивший всю вселенную, однажды Господь взял троих своих последователей и повел их на высокую гору. Там Он преобразился, то есть предстал перед учениками в Своем настоящем божественном виде. При этом, они не смогли даже смотреть на Господа. Одежды Его сделались такими белыми и сверкающими, что ничто на земле не смогло сравниться с этим божественным светом. Ученики упали на землю, закрывая свои лица. В этот момент прозвучал с неба голос Бога Отца: «Это Сын мой возлюбленный. Его слушайте». И после этого Иисус Христос снова принял свой человеческий облик. (Конец ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Слышится стук в дверь.
Вед: ребята, к нам еще какой-то гость спешит-торопится.
Входит священник храма Воскресения Христова о. Андрей.
о.Андрей: здравствуйте, мои дорогие. Я на праздник к вам спешил. Надеюсь, не сильно опоздал?
Вед: нет, батюшка. Нам Ангел Преображения как раз рассказывал про этот чудесный праздник.
О. Андрей: Правда? Опередил меня Ангел. Ангелы всегда очень быстро стараются выполнять все Божии поручения. Да и крылья ему, конечно, помогают.
Ребята, а какой же духовно-нравственный вывод вы сделали из рассказа этого чудного Ангела? Давайте я вам немного помогу.
Вот Господь наш Иисус Христос преобразился перед Своими учениками. А как Он преобразился? Что стало с Господом?
Ответы детей: Он изменился,
- стал сверкать,
- стал белым, светлым….
О. Андрей: правильно, молодцы. А мы с вами можем измениться, преобразиться?
Ответы детей….
Батюшка помогает детям, направляет их ответы в нужное русло:
Мы тоже можем стать чище и светлее, если будем делать добрые дела, помогать своим родителям, помогать другим людям, тем кто слабее нас, кто нуждается в нашей помощи. Тогда и наша душа преобразиться ярким светом Божьей благодати.
Ребята, а вы знаете, почему же этот праздник еще называют яблочным Спасом?
Потому что в это время земля и вся природа тоже преображались. Созревал новый урожай фруктов, ягод, также появлялся свежий мед. И до этого праздника люди старались не трогать даров природы, чтобы они как следует набрались витаминов, соков, стали зрелыми и сладкими. Под солнечным светом растения процветают, зреют и приносят свой плод. И сей плод люди приносили в храмы Божии в знак благодарения Господу за его великие и неизреченные к нам милости. А самым распространенным фруктом на нашей земле всегда были яблоки.
В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай одаривать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками, окропленными святой водой в храмах и церквях.
Ангел: я как раз принес для ребят сладкие угощенья из самого райского сада.
(из-за дверей вносятся фрукты: яблоки, виноград, груши и т.д., мед)
О. Андрей: вот и хорошо. А я сейчас окроплю их святой водичкой.
Звучит запись колокольного звона и происходит окропление нового урожая, а заодно и всех присутствующих св. водой.
Ребенок:
В церкви яблоками пахнет.Всяк, войдя, вдохнет и ахнет:«Ах!»Горы яблок на столах,и в корзинках, и в мешочках,на тарелках, в узелочках.Радость, хлопоты, волненье –скоро будет окропленье!Кисть священник обмакнул –и взмахнул.Окропляются плоды,словно дождиком сады!Я от счастья рот разинул –как зевака, как разиня,А священник пошутил:взял меня – и окропил,
словно яблоко в корзине!
(Н. Орлова-Маркграф)
О. Андрей: ну что же, мне пора идти к другим ребяткам, чтобы и им успеть рассказать про светлый праздник Преображения.
Ангел:
И мне пора в свой райский сад,
там фрукты спелые висят.
Мне нужно их собрать скорей,
чтоб всех порадовать детей.
Вед: дорогие гости, а наши ребята тоже приготовили вам подарки к празднику.

Дети дарят Ангелу и священнику рисунки или поделки, приготовленную своими руками на тему «Яблочный Спас».Гости: спасибо, ребята. И до свидания.
(уходят под музыку).
Вед:
Ну а мы продолжаем наш яблочный Спас.
А ноги так сами и просятся в пляс!
Ребенок:Яблочный Спас! Яблочный Спас!Преображенье Господне!Пусть же звучат специально для васвсе поздравленья сегодня.
Счастье, как спелое яблоко, вдругвам упадет на ладони.Пусть все поют и танцуют вокруг,звонко играют гармони!
Общий танец «Казачок» (танец уже опробирован на пратике. Детям доступен, танцуется с удовольствием) (украинская народная мелодия, интернет-ресурс: http://novaya-beresta.ru/publ/roditeljam_i_vospitateljam/noty_detskikh_pesen/kazachjok_ukrainskaja_narodnaja_melodija/22-1-0-1067)Ведущая подходит к центральной стене зала, на которой прикреплены ветки яблонь и муляжи яблок. Срывает одно прикрепленное настоящее яблоко:
Аромат по саду разносится,
в руки яблоко с ветки просится!
Яблоко зеленое, красный бок,
в руки так и просится, скок – поскок.
Скушайте, отведайте, не пройдите мимо,
всем нужны по осени витамины.
Реб. (берет у ведущей яблоко, показывает всем):
Я на ярмарку ходил,
себе яблочко купил.
Вот такое наливное,
наливное непростое!
А теперь мы поиграем,
яблочко наливное по кругу покатаем!
Игра  «Передай яблоко»
(Дети делают круг. С началом музыки ребята передают по кругу «сорванное» с ветки яблоко. С окончанием музыки ребенок, у которого осталось в руках яблоко выполняет задание, которое придумывают дети: станцевать, прочитать стишок, спеть песенку (1 куплет), промяукать, прокукарекать и т.д. После игры дети остаются в кругу). Ребенок:
По кругу яблоко катите
И на все лады хвалите.
Конкурс «Хваленое яблоко»
(Дети хвалят яблоко, передавая его по кругу (вкусное, душистое, сочное, румяное, наливное, ароматное, красивое и т.д). Побеждает тот, кто последним похвалит яблоко. Победивший ребенок получает маленький приз). После игр дети садятся на стульчики.
Девочка:
Маша с яблочком играла,
только вдруг оно упало,
укатилось, ускакало,
прямо в таз с водой попало.
Кто поможет ей достать?
Выходите поиграть!
Соревнование "Помоги Машеньке достать яблочко ".
Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки. Дети по одному деревянными ложками вылавливают яблоко из воды и несут их на ложке в корзинку своей команды. Чья команда быстрее перенесет, та и выиграла.
Под музыку входит Яблоня (взрослый) с большой корзинкой яблок.
Яблоня: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Вед и дети: конечно узнали. Здравствуй, Яблонька!
Яблоня:
Как же весело у вас.
Всюду слышен перепляс.
Не смогла стоять в саду я,
торопилась к вам на Спас.
Мои сладки яблочки
всем румянят щечки.
Ребята, а вы знаете приметы, связанные  с Яблочным Спасом?
Дети:
- Пришел Яблочный Спас – бери рукавицы про запас.
- Каков яблочный Спас – таков будет и январь.
- Кто как хочет, а журавель со Спаса.
Яблоня: Действительно, по приметам яблочный Спас означает наступление первых холодов, это  первая встреча с осенью. После 19 августа ночи становятся немного прохладнее. И с этого дня журавли начинают улетать в теплые страны.
А пословицы и поговорки знаете?
Дети: 
- Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает.
- Яблоньку за яблоки любят, пчелку за мед.
- В незрелом яблоке вкуса нет.
- Не срывай яблоко, пока оно зелено, созреет – само упадет.
Яблоня:
Ай да дети – молодцы,
храбрецы да удальцы,
умники и умницы!
Ведущая:
Милая Яблоня,
как хорошо, что ты пришла.
А гостинцы деткам
ты с собою принесла?
Яблоня:
Не с пустыми к вам руками
в гости Яблоня пришла.
Но сначала посмотрите,
что с собою принесла.
(берет наливное яблочко, катает его по тарелочке) :Катись, катись яблочко,
по тарелочке катись.
Буду сказку сказывать.
Только слушай, не ленись.
Дети любят сказки слушать?
Вед (смеясь): также как и фрукты кушать.
Яблоня: сказка про то, как добрый Ежик лесных жителей со Спасом поздравлял.
Сказка-притча. (инсценировка с участием детей)
Для нее выставляются декорации:
- несколько муляжей деревьев, изображающих лес.
- под сосной ставится пенек.
Рассказчик (Яблоня):
Бежал по лесу Ежик -
ни головы, ни ножек.
У Ежика полно забот -
к нему приходит в гости Крот.
Ежик:
На Спас решили вечерком
побаловать себя чайком,
поговорить о том, о сем.
Друзьям не скучно и вдвоем.
Рассказчик:
Но Спас без яблок – то не Спас.
Их Еж заранее не припас.
Ведь зреет свежий урожай,
лишь собирать не уставай.
Ежик идет «по лесу» и поет песенку
Песенка Ежика:
Бегу очень быстро по лесу, спешу я.
Ты, Кротик, мой друг, не скучай.
Запасы сложу я в свою кладовую,
и с яблочком будем пить чай.
Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Ля-ля, ля ля.
Рассказчик (Яблоня):
Бежал герой наш по лесу
и встретил под сосной Лису.
Ежик:
Привет, Лиса, красна – краса.
Лиса, ты веришь в чудеса?
Лисичка:
Нет, не встречала я чудес.
Кругом – давно знакомый лес.
Одно и тоже каждый день,
и под сосной – трухлявый пень.
Ежик:
Сегодня яблоневый Спас!
Хоть я подарка не припас,
но пожелать тебе хочу
от всей души преображенья,
веселья, счастья, просветленья.
И в гости просим на часок
отведать знатный мой чаек.
Лисичка:
Спасибо, Ежик дорогой
за то, что добрый ты такой.
Ты знаешь, нынче средь зверей
добра-то встретить все трудней.
Нет, не останусь я в долгу
и отблагодарить смогу.
Но скучно мне в лесу одной.
Давай же, поиграй со мной.
Вед: ребята, давайте и мы поиграем с Лисичкой и Ежиком.
Игра «Хитрая лиса»
(на музыку русской народной прибаутки «Лиса по лесу ходила» в обр. Т.Попатенко Сб. С.И. Мерзляковой «Учим петь детей 6-7 лет», стр. 45)
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Ведущая предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Только после третьего вопроса, хитрая лиса выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по залу, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
После игры дети садятся на стульчики и сказка продолжается.
Рассказчик:
Бежит наш Ежик во всю прыть.
Он должен яблочек добыть.
И вдруг навстречу Косолапый
стоит, расставив грозно лапы.
Медведь:
Да кто ж так по лесу несется?
Чуть с ног не сбил, вот супостат!
Ведь под тобой земля трясется,
колючки на ветру шуршат!
Ежик (переводя дух):
Прости, Мишутка, не заметил
тебя совсем издалека.
Сегодня Спас, а я не встретил
ни яблочка еще пока.
Сегодня яблоневый Спас!
Хоть я подарка не припас,
но пожелать тебе хочу
от всей души преображенья,
веселья, счастья, просветленья.
И в гости просим на часок
отведать знатный мой чаек.
Медведь (смущенно):
Благодарю на добром слове,
про Спас я как-то позабыл.
Приду, приду, прибуду вскоре.
(сам себе)
Ну, надо ж, в гости пригласил!
Аж душа моя запела,
ноги сами в пляс пошли.
Ну-ка, мишки выходите,
да со мною попляшите.
Танец медведей (индивидуальный танец - мальчики)
(муз М.Красева, «Пляска медвежат», сб. Н.Ветлугина, И Дзержинкая, Л.Комиссарова «Музыка в детском саду», подготовительная к школе группа, стр. 32)
Рассказчик:
Бежит наш Ежик во всю прыть,
но где же яблочек добыть?
Для леса – это редкий дар
и надо ставить самовар…
Вдруг сверху что-то зашуршало
и перед Ежиком упало.
Потом еще, еще, и вот
посыпал шишек хоровод.
Ежик:
Кто хулиганит наверху?
Не хорошо ведь, ух - ух –у-у!
Рассказчик:
И тут на Ежика в ответ
Последний полетел «привет».
Голос из укрытия:
Да кто ж так по лесу несется?
Вмиг разбудил, вот супостат!
Ведь под тобой земля трясется,
колючки на ветру шуршат!
(из-за дерева выглядывает Белка, показывает кулак):
Вот я тебе!!
Ежик:
Прости ты, Белка, что нарушил
твой мирный сон издалека.
Сегодня Спас, а я не встретил
ни яблочка еще пока.
Сегодня яблоневый Спас!
Хоть я подарка не припас,
но пожелать тебе хочу
от всей души преображенья,
веселья, счастья, просветленья.
И в гости просим на часок
отведать знатный мой чаек.
Белка (сразу добрея):
Ладно, ладно, ни в обиде
на тебя совсем, ничуть.
И меня прости за шалость,
шишками в тебя кидалась
не со зла, а так, чуть-чуть.
Мы с тобой не будем в ссоре
и к тебе прибуду вскоре.
И на радости такой
Белки в пляс пойдут со мной.
Танец белочек (индивидуальный танец - девочки) (под «Песню Белочки», музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского) (CD-запись, интернет ресурс: http://tmaudiofm.ru/playing/detskaja-pesenka_pesenka-belochki )Белка:
А теперь повесимся,
поиграем, порезвимся.
Игра «БЕЛКИНЫ ПРИПАСЫ»
(Дети делятся на две команды. Перед каждой шишки и корзина – «дупло». Задание: как можно точнее набросать в корзину шишек. У кого их окажется больше, та команда и победила).Рассказчик:
Скачет Еж во весь опор,
ведь гостей-то – полон двор.
Яблонь нет – хоть волком вой.
И пора уже домой.
Вдруг знакомый сарафан
замелькал среди ветвей.
Вот зеленый тонкий стан,
нету дерева милей.
(в центр зала выходит Яблонька-девочка)
Рассказчик:
Яблонька-красавица,
всем нам очень нравится.
Музыкальная игра «Яблонька», (муз. А.Филиппенко, сл. Е.Макшанцевой, сб. «Музыкальные игры для маленьких», тетрадь вторая)Дети становятся в круг. В середину выходит девочка - Яблонька". Она и дети изображают все, о чем поется.
Яблонька , яблонька, - Дети показывают руками на яблонькурозовые ветки.Яблоньку - красавицуувидали детки.Яблонька, яблонька , - Постепенно поднимают руки вверх.ты расти большая.Под весенним солнышкомпышно расцветая. – Яблонька кружится на месте.В хороводе дети расплясались, - Идут по кругу, взявшись за руки.яблонькою все залюбовались.Ай-люли, ай-люли,все залюбовались.Наши детки к ней заторопились, - Не размыкая рук ,подходят к яблоньке все низко поклонились. Яблоне и кланяются. Яблонька тоже кланяется.Ай-люли, ай-люли, - Отходят назад.низко поклонились.Вот как ловко поплясали ножки, - Топают . а теперь похлопаем в ладошки. - Хлопают в ладошки .Ай -люли, ай-люли,хлопаем в ладошки.А мы нашу Яблонъку все пощиплем, - Леконько щиплют яблоньку
да от нашей Яблоньки убежим мы вихрем! - Яблонька ловит детей.
Кто первый попался, тот Яблонька.
После игры дети садятся на стульчики
Рассказчик:
Наш обрадовался Еж.
Подбежал он к ней, и что ж?
Яблонька (девочка):
Здравствуй, милый Ежик,
ни головы, ни ножек.
Ты прости меня, дружок.
Знаю, мой искал лужок,
чтобы яблочек набрать,
в гости всех к себе позвать.
Хоть ты яблок не найдешь
средь моих ветвей.
Должен в чудо, добрый Еж,
верить ты смелей.
Возвращайся поскорей,
полон дом уже гостей!
Рассказчик:
Стал наш Еж не весел,
голову повесил.
И побрел обратно Еж,
не поделать ничего ж!
Ежик (идет понуро, сам с собою разговаривает):
Сегодня яблоневый Спас!
А я подарков не припас.
И яблочек не смог найти.
Как мне теперь домой идти?
Назвал гостей, хоть на часок
отведать знатный мой чаек….
(Ежик подходит к бутафорскому домику (ширма, изображающая бревенчатый дом изнутри), там стоит накрытый стол, самовар, большая корзинка с яблоками и все звери в сборе).
Рассказчик:
Так думал Еж, бредя домой.
Перешагнул порог он свой,
Понуро оглядел гостей -
всех встреченных лесных зверей.
Дымился пухлый самовар,
был стол накрыт, но главный дар
природы взгляд привлек его,
и был Ежу милей всего.
Все звери - Крот, Медведь, Лиса, Белка:
Крот:
Сегодня яблоневый Спас!
Он нам подарки всем припас.
Медведь:
В душе - весны преображенье,
веселье, счастье, просветленье.
Лиса:
Ты добротой нас покорил,
преобразил и изменил.
Белка:
И в этот яблоневый Спас
прими подарочек от нас!
(Вручают доброму Ежику большую корзину до верху наполненную яблоками, ту самую с которой пришла Яблоня).
Рассказчик:
Конечно, понял наш герой
Откуда яблоки горой.
Ежик:
И почему средь августа
стояла Яблонька пуста.
Рассказчик:
Мораль же сказки такова:
стань добрым, светлым САМ сперва.
И не заметишь, как вокруг
спасутся тысячи, мой друг.
(инсценировка закончена, дети кланяются, садятся).
Вед (обращается к взрослой Яблоне): И тебе спасибо, гостья дорогая.
За твой веселый добрый сказ
прими подарочек от нас.
Дети дарят Яблоне поделку, сделанную своими руками на тему «Яблочный Спас».
Яблоня (взрослый):
Спасибо всем я говорю.
Вам эти яблочки дарю
и за тепло благодарю.
(вручает ведущей большую корзину яблок, а также другие фрукты).
Вед и дети: спасибо.
Яблоня:
Чтоб судьба вам много счастьяв этот день преподнесла.Сердцу - только радости,а плодам всем сладости! 
Прощается и уходит под музыку
Вед:
Ребята, смотрите, сколько угощений у нас с вами! Между прочим, на Руси была такая примета - собранными с огорода плодами угощали бедных людей. И тогда на следующий год созревал очень богатый урожай. А давайте, и мы поделимся фруктами со всеми ребятами нашего детского сада. Их так много, что на всех хватит. Пусть с этого поступка начнется и наше с вами преображение, а доброта, щедрость и милосердие войдут в наши сердца.
Реб:
Поспели яблоки в саду,народ собрался в храме…Туда сегодня я придус созревшими плодами.И их раздам, как каждый год,не пропустив ни разу…Пусть счастье нынче к вам придет!И с Яблочным вас Спасом!
Реб:
Все хрустят сегодня сладко.
Унеслась далеко грусть.
Возит яблоки лошадка,
пахнет яблоками Русь!
Вед:
Вот закончился наш праздник
пляской, играми звеня.
Мой поклон, земля родная,
что вскормила ты меня.
Ребята, давайте поклонимся земле-матушке за то, что каждый год она одаривает всех нас богатым урожаем.
Все делают поясной поклон и поют песню
Песня «Родная земля», слова и музыка Н. Мурычевой, ( Сб. Э.П.Костина Учебно-методическое пособие к программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», ч 2, вып. 3.сборник 7, ступень 7 - подготовительная группа, стр. 27 )
Пока еще звучит окончание песни на фортепиано, дети уходят из зала также как и вошли – цепочкой.
Список рекомендуемой литературы:
Сб. Э.П.Костина Учебно-методическое пособие к программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», ч 2, вып. 3.сборник7, ступень 7.
Сб. Выродовой И.А. «Музыкальные игры для маленьких», тетрадь вторая.
сб. Н.Ветлугина, И Дзержинкая, Л.Комиссарова «Музыка в детском саду», подготовительная к школе группа
Сб. С.И. Мерзляковой «Учим петь детей 6-7 лет»
Сб. Н.Ветлугина, И Дзержинкая, Л.Комиссарова «Музыка в детском саду», старшая группа.
Закон Божий для семьи и школы, протоиерей Серафим Слободской.