МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ДЛИННА, ВРЕМЯ, МАССА, ОБЪЁМ, СТОИМОСТЬ)



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ДЛИННА, ВРЕМЯ, МАССА, ОБЪЁМ, СТОИМОСТЬ)
Понятие величины появилось и существует в связи с измерениями. Физики вообще величиной называют только те предметы, которые можно измерить. Измерения важны для усвоения предметов естественно- математического цикла. Ведь измеряются не только предметы, но и энергия, температура, давление, скорость, время и пр. для этого нужны средства измерения, т.е мерки, и соответствующие измерительные инструменты (линейка, транспортир, часы, термометр, манометр и др.). Числа, получаемые в результате измерения – всегда приблизительные [2, 90].
Путём измерений величин расширяется числовое множество, так как в отличие от счёта, результат измерения может быть не только целым и положительным, но и дробным отрицательным.
Измерения начинаются уже в 1 классе с введением мер длинны сантиметр и миллиметр. Однако довольно абстрактное понятие величины неслышащим детям младшего школьного возраста ещё недоступно. Величина, будучи свойством предмета, неосязаема в отличие от пересчитываемых предметов, и измеряемые длины поначалу воспринимаются детьми как определённое количество мерок. Для усвоения понятия величины, лежащего в основе понятия действительного числа, необходимо, чтобы ребёнок научился мысленно отделять свойство предмета от самого предмета [2.91].
Усвоение понятий, выражающих отношения порядка между величинами (начиная с понятий длиннее - короче), вызывает у глухих и слабослышащих детей большую трудность, чем отношения порядка между количествами, ибо величина – категория абстрактная, её нельзя «потрогать». Величина является свойством предмета и её измеряют (а не пересчитывают).
Методика работы по сравнению величин существенно отличается от сравнения количеств. Для сравнения величин используют новые для учащихся способы действий: наложение и измерение. Это создаёт новые трудности у учащихся. Поэтому педагогу необходимо:
продолжить работу по формированию отношений порядка;
обеспечить доступность восприятия изучаемого учащимися материала;
добиваться сознательного усвоения математических понятий [1,19].
Умение сравнивать величины формируется постепенно. Сначала ребёнок выполняет практическое действие сравнения различных реальных предметов, которые можно взять в руки (ленты, шнурки), а затем объектов, которые нельзя взять в руки (отрезков и др. изображений) по различным признакам. При этом важно варьировать несуществующими признаками (зачастую это цвет).
На первых порах для сравнения величин используют глазомер или приём наложения. Для разделения понятий «количество» и «величина» полезно давать задания на сравнение парами, например: арбуз и яблоко. Что больше? Что меньше? Где больше? Где меньше?
Сравнивая предметы по тому или иному признаку, учащиеся устанавливают отношение равенства или неравенства, на первых порах фиксирую результат сравнения с помощью слов «они одинаковые», равные или «они неодинаковые, разные, неравные».
В жизни встречаются случаи, когда сравнение затруднено или даже невозможно. Так бывает, когда сравнительные объекты удалены друг от друга в пространстве или во времени. Нужен посредник, т.е мерка. Самый простой пример – моделирование проблемной ситуации покупки одежды или обуви без мерки, по известному размеру, когда сравнение практически невозможно.
Таким образом, мы подводим детей к измерениям. Необходимыми атрибутами измерительной деятельности являются величина, мерка и число. Величиной будем называть измеряемый объект, меркой - средство измерения, числом – результат измерения величины меркой [2,53].
Задача данной темы – научить детей ориентироваться во времени, определять время по часам, преобразовывать единицы измерения времени и решать элементарные задачи на время.
Дети с недостатками слуха при поступлении в школу располагают некоторыми представлениями о времени. Однако, в силу того, что речевое развитие этих детей ограничено или они вообще не владеют словесной речью, их опыт оказывается неопосредованным социальным общением и в силу этого обеднённым. В связи с этим формирование временных представлений у учащихся в сравнении со слышащими, протекает более замедленно [3.145].
Изучение мер времени начинается с первого класса. Представления о времени формируются в процессе выполнения специальных упражнений на уроках математики, на других уроках и внеклассной работе. Основу методики изучения данного материала составляет практическая деятельность учащихся, связанная с овладением навыками измерения времени.
Понятия вчера, сегодня, завтра уточняются в процессе ведения календарей. Календарь содержит 3 рубрики: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», которые ежедневно заполняются сначала учителем, а с октября – дежурными учащимися. Дети усваивают, что вчера – уже было, завтра ещё будет, а сегодня – это сейчас. Одновременно ведётся работа с календарём погоды, которая позволяет связать рассматриваемые понятия с явлениями природы. Работа над днями недели также сочетается с ведением календаря дежурного и выглядит так:
Таблица 1. Календарь дежурств учащихся класса
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Галя Таня Коля Оля Сергей Сначала учитель говорит: «Сегодня понедельник, дежурная - Галя», после чего дежурный заполняет календарь. Позже дети сами называют день недели и имя дежурного.
Обобщающая работа над понятием неделя предусматривает включение в речь детей слово неделя: «Какой сегодня день недели? Какой завтра день недели?» Путём подсчёта устанавливается количество дней в неделе, вводится фразеология: «Назови дни недели», «Сколько дней в неделе?».
При введении понятия сутки каждая часть суток соотносится с деятельностью учащихся. Утром они встают, умываются, и т.д. дети учатся отвечать на вопросы: «Что ты делаешь утром?», «Что ты делаешь вечером?» Помощь в работе оказывает пособие с изображением действий детей по частям суток. Например, под рубрикой «День» картинка с подписями «Мы учимся».
Понятие о месяце формируется первоначально в процессе работы над датой с 1 четверти 1 класса. Задаются вопросы: «Какой сейчас месяц? Какой был месяц? Какой будет месяц?». Запоминанию названий месяцев, их последовательности и количества дней помогает пособие табель – календарь, который в соответствии с временами года делится на 4 части и подписывается.
Для закрепления выполняются задания по определению порядкового номера месяца и называнию месяца по порядковому номеру. В 3 классе учащиеся должны знать текущий год, год своего рождения, год рождения подруги (друга) и т.д. В 4 классе требуется знание количества дней в году.
Более мелкие единицы изучаются в следующем порядке: час, минута, сутки, секунда. С часом знакомятся постепенно с первого урока. Учитель показывает детям расположение стрелок на часах и сообщает: «Сейчас 9 часов». На следующем уроке отмечается, что большая стрелка снова на 12, а маленькая изменила своё положение – она на 10 и времени стало на час больше – 10 часов. Представления о часе уточняются в процессе решения задач [3, 148].
Представления о минуте учащиеся получают в процессе выполнения различных заданий, рассчитанных на данный промежуток времени: счёт, решение примеров, хлопки в ладоши. С целью дифференциации представлений о часе и минуте выясняется, можно сделать за каждые из этих промежутков времени. Соотнесение часа и минуты (в 1 часе содержится 60 секунд) даётся в процессе решения практической задачи. В 3 классе вводится требование – определение времени с точностью до минуты.
Секунда относится к единицам измерения времени, трудно усваиваемым учащимися, ибо плохо поддаётся конкретизации. Поэтому понятие даётся в 4 -5 классах и связывается с промежутком времени, необходимым для называния при счёте однозначного числа.
Сутки, как и другие меры, формируются на основе детям наблюдений: от начала сегодняшних до начала завтрашних занятий. В 6 классе учащиеся знакомятся с соотношением года и суток на основе табель – календаря. Составляется таблица мер времени: секунда, минута, час, сутки, год; повторятся соотношение мер: год равен 12 месяцам, месяц равен 30 или 31 суткам (февраль 28 (29), в году 365 или 366 суток, в сутках 24 часа, в часе 60 минут, в минуте 60 секунд. Сразу же вводится сокращённая запись мер: час – ч, минута – мин, секунда – с. Затем учащиеся знакомятся с преобразованием мер из крупных в более мелкие и наоборот, а так же сложением и вычитанием мер времени:Сложение без преобразования мер в сумме;
Вычитание без преобразования мер в уменьшаемом;
Сложение с преобразованием мер в сумме;
Вычитание с преобразованием мер в уменьшаемом.
Программой предусмотрено решение задач практического плана. В 3 классе определяется продолжительность события по его началу и концу: в пределах дня – с помощью циферблата, в пределах месяца и года – на основе табеля – календаря.
Таким образом, работа с учащимися по ознакомлению с мерами времени ведётся с первого класса и опирается на практический материал.
Знания о соотношении единиц измерения длины и об их преобразовании используются для конкретизации представлений учащихся о числах, а так же связи с измерением деятельности учащихся на уроках предметно – практического обучения.
Меры длинны вводятся в следующей последовательности: сантиметр, метр, дециметр, миллиметр, километр. В процессе работы над данной темой учащиеся должны получить чёткие представления о каждой единице измерения и их системе, овладеть приёмами измерения и глазомерной оценки длины [3, 154].
С сантиметром учащиеся знакомятся в 1 классе. При изготовлении изделий из бумаги (кошелёк, корзиночка) они учатся измерять и чертить отрезки заданной длинны. На уроках математики работа начинается с подготовительных упражнений по измерению расстояний шагами, воды – стаканами, отрезков – клеточками, направленных на формирование представлений об измерении как установлении числового отношения между величиной и выбранной единицей измерения. Задаются вопросы: «Начерти отрезок. Сколько это клеточек?», «Покажи длину класса. Сколько тут шагов».
К измерению сантиметрами можно перейти от сравнения пар отрезков, мало отличающихся по длине. Устанавливая на глаз, какой отрезок больше и какой меньше, дети дают разные ответы. Для их проверки измеряется каждый из отрезков. Сначала пользуются линейкой в виде полоски бумаги, разделённой на 20 см делений. Затем выполняются упражнения на измерение и отмеривание.
Ученическая линейка и упражнения на черчение отрезков заданной длины вводятся после проведения ряда уроков указанного содержания. С целью уточнения представлений о сантиметре даются задания вида: «Покажите 1 см на линейке», «Покажи 1 см на глаз», «Сколько тут сантиметров?» При этом требуются различные варианты показа: в начале, в середине и на конце линейки. Сокращенная запись сантиметра при числах вводится после того, как дети усвоят этот термин.
С первых уроков начинается работа по формированию измерительных навыков. Показывается, как линейка располагается по отношению к измерительному отрезку. Внимание обращается на то, что отсчёт производят от нулевого деления и результатом измерений является число на линейке, соответствующее концу измеряемого отрезка.
Работа над другими единицами измерения строится по плану:
Знакомство с единицей измерения.
Сравнение данной единицы с ранее известными.
Упражнения по измерению и отмериванию отрезков и расстояний.
С дециметром учащиеся знакомятся при измерении отрезков. Предварительно дециметр показывается ученикам в разных частях линейки, подсчитывается количество сантиметров в 1 дециметре. Выполняются следующие задания: «Покажи на линейке 1 см и 1 дм. Что больше? Что меньше?», «Начерти отрезок длинной 1 дм. Отмерь на нем 1 см», «Покажи на глаз 1 дм и 1 см», «Начерти на глаз отрезок длинной 1 дм 1 см. Проверь с помощью линейки», «Сколько сантиметров в 1 дм? Сколько десятков сантиметров в 1 дм? ». Из полосок, длина которых в сумме составляет дециметр, составляется новая и измеряется. Результат выражается сначала в сантиметрах, затем в дециметрах.
Сокращенная запись (дм) вводится не сразу, а только тогда, когда слово дециметр усвоено учащимися. Дециметр сравнивается с длинной знакомых детям предметов (ручка, карандаш).
С первых уроков даются упражнения на измерение и черчение отрезков заданной длины: сначала в дециметрах, затем в сантиметрах. Затем упражнения на сравнение числа, полученных от измерения на примере отрезков. Учащиеся учатся преобразовывать сантиметры в дециметры, дециметры в сантиметры.
Прежде чем ввести метр, измеряют длину класса шагами. Дети отмечают неудобство этого способа, пробуют измерить длину класса сантиметровой линейкой, но отказываются от этого способа. Учитель берет метровую линейку и измеряет ее длину класса. Делается вывод о том, что длину класса удобнее всего измерять с помощью метра. На этом же уроке метр предлагается в виде метрового шнура, отрезка прямой и бумажной ленты. Рассмотрение образцов дает возможность детям показать, что метр- величина постоянная и не зависит от материала, из которого сделан образец. Для закрепления представлений о метре выполняются упражнения:
Разведи руки на 1 метр.
Начерти на доске на глаз отрезок длинной 1 м. Проверь с помощью линейки.
Начерти на полу отрезок длиной 1 м. Сосчитай, сколько шагов в 1 м.
Скажи, твой рост больше или меньше метра.
Для установления связи с ранее изученными единицами метр сравнивают сантиметром и дециметром. На последующих уроках включаются задания, требующие от учащихся сознательного выбора единиц измерения: «Скажи (запиши): длина класса 4 …, длина тетради 20…. Скажи, что можно измерить метром (сантиметром) ? ».
Установлению отношения метра и сантиметра, метра и дециметра отводиться специальный урок. Введение миллиметра не представляет особых трудностей, т.к. учащиеся уже знакомы с тремя единицами (метр, дециметр, сантиметр). Но миллиметр усваивается хуже других мер длины ибо учащимся она встречается редко и не связана с длиной окружающих предметов.
Соотношение миллиметра и сантиметра устанавливается путем подсчета деления на линейке. Последней изучается километр. Учащиеся не всегда имеют правильное представление о данной единицы измерения. Для закрепление представления о километре работа продолжается во время экскурсий во внеклассное время [3,160].
Программа предусматривает изучение единиц измерения массы в следующей последовательности: килограмм, грамм, тонна, центнер. В школе для слабослышащих детей данный материал изучается в 5 классе.
Знакомству с килограммом предшествуют упражнения на сравнение предметов по их тяжести. Дети по мускульному ощущению определяют, какой предмет тяжелее, и дают ответ: «Батон тяжелее, чем булочка », «Булочка легче чем батон». Для проверки используются весы Беранже (торговые чашечные весы). Подобные задания включаются в ряд уроков и занимают 5-7 минут.
Приступая к знакомству с килограммом, учитель, сначала выясняет, кто из ребят видел, как взвешивают на весах, затем предлагает взвесить покет с крупой. Он сообщает, что для взвешивания небольших предметов пользуются килограммами. Показывает гири в 1 кг, 2 кг, 5 кг. Чтобы представления детей о гирях не связывались с их видом, берутся гири разной формы. Во внеклассное время учащиеся знакомятся с медицинскими и лабораторными весами.
С первых упражнений ведется работа по формированию навыка приближенной (без взвешивания) оценки веса предметов. Учащиеся сначала приблизительно оценивают вес предмета, затем взвешивают и устанавливают ошибку.
С введением килограмма решаются задачи, в условии которых выражены зависимости между такими величинами, как цена, вес, стоимость. Предлагая для взвешивания небольшие предметы, учитель подводит детей к мысли по необходимости введения более мелкой, чем килограмм, единицы измерения. Чтобы показать предмет весом 1 г, на лабораторных весах отвешивается 1 г крупы, сахарного песку и т.д. На этом же уроке учащиеся знакомятся с разновесами в 1 г, 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 500 г. Сокращенная запись –г (без точки) дается на первом уроке. С введением грамма результат взвешивания выражается как простым (2 кг, 500 г и т.д.), так и составным (1 кг 200 г, 3 кг 100 г) именованным числом [3, 161].
Соотношение килограмма и грамма устанавливается на основе выполнения практической работы.
На уроке по ознакомлению с центнером и тонной сообщается, что эти единицы используются для взвешивания больших грузов. Рассматривается соотношение: 1 ц =100 кг и 1 т=1000 кг. На этом же уроке учащиеся узнают грузоподъемность мешков и некоторых автомашин. Сокращенная запись – т, ц (без точки) вводится сразу.

В начальной школе учащиеся знакомятся с единицей измерения емкости- литром. Показываются кружки- литровые и полулитровые, бутылки- литровые и полулитровые, измеряется емкость различных сосудов: стеклянных банок, бидона, кастрюль, ведра- литром, литровой и полулитровой банки- стаканом (стаканы подбираются вместимостью 250 куб. см). Учащиеся убеждаются в том, что в ведре 12 л, в литре 4 стакана. Получаемые при измерении числа записываются сначала полностью, например 4 литра, а затем сокращенно- 4 л (без точки). Учащиеся узнают, что кроме воды литром измеряют молоко, масло, квас, бензин.
Изучение стоимости проводится в начальных классах. Знакомство с понятием «цена» вводится в 1 классе через задачу на основе ее драматизации, проводимой по инструкции учителя. Разыгрывается жизненная ситуация, например, обыгрывается игра в «магазин». Один ученик выполняет роль продавца, два других – роль покупателей. По ходу игры учитель задает вопросы: «Что сделал Вова? Сколько рублей Вова заплатил за булочку? Что сделал Петя? Сколько рублей заплатил Петя за бублик?» Ответы: «Вова заплатил за булочку 500 руб.», «Петя заплатил за бублик 700 руб.»- записываются на доске. Полученный текст читается хором, после чего формулируется вопрос задачи. Ответы первоначально не записываются. Запись на доске производится после того, как учащиеся усвоят понятия цены.
Методика изучения величин включает в себя знакомство детей с нарушением слуха с такими величинами, как длинна, время, масса, объём и стоимость. Данные понятия начинают вводиться с первого класса с первых уроков (понятия «вчера, сегодня, завтра», дни недели) постепенно усложняясь. Понятие «величина», будучи свойством предмета, неосязаема, и измеряемые длины детьми поначалу воспринимаются как определённое количество мерок. Детям сообщается, что величина является свойством предмета и её измеряют (а не пересчитывают).
Для сравнения величин используют новые для учащихся способы действий: наложение и измерение, хотя это создаёт новые трудности у учащихся. Умение сравнивать величины формируется постепенно. Сначала ребёнок выполняет практическое действие сравнения различных реальных предметов, которые можно взять в руки, а затем объектов, которые нельзя взять в руки по различным признакам. При этом идёт варьирование несуществующими признаками (зачастую это цвет). Педагогом задаются специфические вопросы. Учащиеся фиксируют результат с помощью слов». После того, как дети научатся сравнивать предметы, их знакомят с измерениями и понятиями величина, мерка и число.
Из выше сказанного следует, что методика изучения величин учащимися с нарушением зрения не существенно отличается от методики работы в общеобразовательных классах. Материал подаётся порционно от лёгкого к сложному с учётом особенностей данной категории детей и каждого учащегося. Материал усваивается детьми полностью.
ЛИТЕРАТУРА
Алиева Д.С., Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения / Д.С. Алиева // Воспитание и обучение. – 2011. - № 1. – С. 19 – 23.
Никольская И.А., Современные подходы к обучению математике детей с нарушениями слуха. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов к курсу «Основы математики с методикой преподавания»: - М.: В.А. Секачёв, 2011. – 213 с.
Сухова В.Б., Обучение математике в подготовительном – 6 классах школ глухих и слабослышащих: Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.