Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха.

Самая большая роскошь на земле –
роскошь человеческого общения”.
Антуан де Сент-Экзюпери
Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.
“Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.
Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество.
Роль слуха в процессе речевого развития ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают.
Задолго до того, как ребенок сам  научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произнесенных рядом с ним его близкими. Таким образом, каждый шаг, каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи.
Маленький ребенок  при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает навыки произношения, усваивает звуковой состав огромного числа слов, усваивает их употребление, научается понимать значения, заключенные в грамматических изменениях слов и в построении предложений.
Все это требует высокой остроты слуха, т.к. звуки, составляющие нашу речь, представляют собой очень сложную и не всегда отчетливую по своему звучанию картину Нельзя  считать, что слышащий ребенок овладевает языком  вполне самостоятельно. Окружающие постоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправлять свои недочеты.   К 3-хлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2,5 тысяч слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3-6 слов. Его предложения в этом возрасте в основном правильные. Речевая практика ребенка от 3 до 5 лет очень велика. Он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это  требуется для самостоятельного устного общения.
Этот сложный процесс может быть полностью нарушенным даже при небольшом снижении слуха.  Ребенок, слух которого оказался неполноценным с раннего возраста, не может использовать его в целях своего развития и общения.  Он лишен полноценного слухового контроля, не может самостоятельно овладеть движениями артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.   Без нормального слуха, без достаточного восприятия собственной  речи ребенок не имеет  возможности сравнивать свою речь с речью окружающих, и, следовательно, не может исправить свое дефектное произношение.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдологопедии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.
При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка. Это очень затрудняет развитие навыков общения, процесс познания окружающего, развитие мыслительных процессов, вследствие чего очень страдает  речевое и общее развитие ребенка.

 В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).
Таблица1.

Степень
Расстояние, на котором воспринимается речь


разговорная
шепотная

Легкая
От 6 м до 8 м
3 мб м

Умеренная
4 м6 м
1 м3 м

Значительная
2 м4 м
От ушной раковины до 1 м

Тяжелая
От ушной раковины до 2 м
00,5 м

Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.
Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):
Таблица2.
Возраст, когда наступила глухота
Нарушение речи

1,52 года
Теряют зачатки речи за 23 месяца и становятся немыми

245 лет
Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов

56 лет
В редких случаях теряют речь совсем

711 лет
Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые)

12-17
Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность


Интересно и важно следующее мнение специалистов: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие:
степень снижения слуха чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
время возникновения нарушения слуха чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
условия развития ребенка после возникновения поражения слуха чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты;
общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный.
Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.
  Обучение произношению детей с нарушением слуха.
Устная речь играет очень важную роль при общении глухого с окружающими. Исходя из этого первая и главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность их устной речи. - формирование речевого слуха, способность воспринимать различный речевой материал - создание слухо-зрительной основы восприятия устной речи - обучение восприятию неречевых звуков - развитие слухового восприятия музыки -достижение естественного звучания речи -овладение навыками самоконтроля. На этом этапе работы хорошо использовать воздушные шары. Логопед с одной стороны шара, а ребёнок с другой, прижатые губами и рукам. Взрослый произносит звук в шар, а ребёнок слышит голосовую вибрацию педагога и пытается повторить сам. Даже не обученные речи глухие дети, как правило, сами обнаруживают свой голос: Это дети радостно восклицают, смеются и пытаются полученный звук повторить, в связи с их стремлением привлечь внимание окружающих. Сначала произносятся отдельные звуки, затем слоги и короткие слова.
РАБОТА НАД ГОЛОСОМ. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА Голос у детей оказывается очень различным по своей силе, высоте и тембру. Характер голоса у глухих в значительной мере зависит от состояния их слуха и времени его потери. Обычно более звучным, естественным голосом обладают дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие слух. У детей, оглохших на первом-втором году жизни (или врожденно глухих) и не имеющих существенных остатков слуха, сравнительно чаще можно встретить различные недостатки голоса (например, слабый, глухой, высокий, гнусавый голос). Педагогу важно путем наблюдения за ребёнком в первые дни выявить особенности голоса ребенка, которые обнаруживаются у него при различных обстоятельствах, вызывающих голосовую реакцию. Подготовительные голосовые упражнения должны носить игровой характер, связываться с выразительной мимикой лица, с различного рода движениями. Это способствует вызыванию у ребёнка наиболее естественного, звучного голоса. В качестве примерных можно рекомендовать следующие подготовительные голосовые упражнения:
1. Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.
2. Произнесение ряда простейших слогов, сопровождаемое движениями. Сначала при помощи воздушного шара, а затем без него. Логопед кладет свои руки на стол. Подражая ему, ребёнок также кладёт свои руки на столы. Чтобы сосредоточить внимание ребёнка, взрослый проделывает несколько движений, побуждая к подражанию.
3. Приемы работы по вызыванию голоса на индивидуальных занятиях. Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи на всех годах обучения является соблюдение его нормальной силы, высоты и тембра. Важно также, чтобы дети умели изменять силу голоса в связи со словесным ударением, соблюдать нормальную длительность гласных в словах, слитно и раздельно произносить встречающиеся в речи сочетания гласных с гласными и согласными, пользоваться шепотной речью, изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и размера помещения, а также в связи с логическим ударением.
ДЕФЕКТЫ ГОЛОСА И ИХ УСТРАНЕНИЕ Как в самом начале обучения, так нередко и на более старших его ступенях у глухих учащихся приходится сталкиваться с самыми различными дефектами голоса. Эти дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра. К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие: 1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой голос обычно характерен для маленьких детей в начале обучения. При слабом голосе необходимо проделывать с учеником упражнения в протяжном произнесении гласных в слогах и отдельно (па па па, а и т. п.). Полезно также протяжное произнесение звуков м, в с последующим гласным (м а, в а). В результате упражнений голос постепенно окрепнет.
2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с остатками слуха. Следует прежде всего попытаться использовать имеющиеся у ученика остатки слуха и показать ему разницу между нормальным и крикливым голосом. Если остатков слуха нет, нужно дать ученику возможность осязать рукой, приложенной к гортани учителя, разницу между крикливым голосом и голосом нормальной силы, несколько утрируя контраст. Можно воспользоваться также индикатором силы голоса в усилителе или вибратором. Получив требуемую силу голоса, следует тренировать ученика в протяжном произнесении негромкого а и других гласных, а затем закрепить полученный результат в процессе выполнения других голосовых упражнений, произнесения слов и фраз. К дефектам, связанным с нарушением нормальной высоты голоса, относятся следующие:
1. Голос слишком высокий или слишком низкий, не соответствующий возрасту ребенка. Дефект встречается нечасто. При коррекции следует прежде всего использовать слуховой контроль. Если остатков слуха нет или они очень малы, логопед, приложив руку ученика к своей груди, показывает с некоторой утрировкой разницу в характере вибрации при высоком и низком голосе.
2. Голос фальцетный высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Дефект очень грубый, резко отрицательно влияющий на разборчивость речи. Его устранение должно проводиться в первую очередь. У мальчиков, как правило, снижение голоса происходит значительно успешнее, чем у девочек. Единого подхода к исправлению этого недостатка нет: одни дети легче понижают голос на а, другие на м, третьи на в. Если остатков слуха нет или они слишком малы, надо обратить внимание ученика на то, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка (положить руку на грудь!), а при фальцете вибрации нет. Можно слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ (кадык): осадить гортань вниз, сместить ее вправо, влево. В момент появления низкого тона обратить внимание ученика на вибрацию грудной клетки, на изменение звучания голоса. К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:
1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен неполным замыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым; обычно встречается у полностью глухих детей или при очень малых остатках слуха. Ребёнку следует предложить громко и отрывисто произнести ряд гласных. Нужно исходить из протяжного произнесения м с последующим переходом к протяжному гласному: ма., м..о, ме и т. д. В случаях, когда дефект не исчезает, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.
2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опущено и выдыхаемый воздух проходит через рот и нос. Дефект распространенный и грубый. Нередко является следствием вялой артикуляции. При исправлении дефекта следует предложить ребёнку несколько раз энергично произнести слог па, выделяя последний гласный: папа па. Затем следует предложить ребёнку проделать то же, проверяя чистоту голоса прикосновением пальца к носу. Показать ребёнку в зеркале при широко открытом рте движение мягкого неба в момент громкого произнесения гласного: а, а, а.
3. Голос хриплый. Следует направить ребёнка к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. Получив консультацию, проводить голосовые упражнения прежде всего в виде протяжного произнесений гласных в слогах с согласными (па, м..а и т. п.) и отдельно (а.. о. и т. п.).
4. Голос сдавленный, скрипучий. Часто встречается у оглохших, переключающихся со слухового на кинестетический и вибрационный контроль за работой своего голосового аппарата и невольно стремящихся усилить получаемые при фонации ощущения.
В своей практике мне пришлось заниматься с глухим мальчиком, который не воспринимал звуки разговорной речи. Общение с ним проходило при помощи движений и жестов. Моей первоначальной задачей стояло вызвать у ребенка голосовую реакцию, для произнесения лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.
Для вызывания голосовой реакции, я использовала в работе воздушные шары. Мальчик брал двумя руками воздушный шар, прижимал его к своим губам, а с другой стороны были губы логопеда. Логопед произноси в шар вызываемый звук, а ребёнок чувствует его вибрацию губами и руками, пытается повторить самостоятельно уже при помощи голоса. Занятия ребёнку нравились, на них он получал возможность вызвать голосовую реакцию. От каждого получившегося звука мальчик получал массу положительных эмоций. Занятия проходили длительное время, кропотливо отрабатывали каждый звук. Сначала вызывали отдельные звуки (А,У,И,М,П,Б), затем слоги (МА, ПА, БА.)и только после отработки звуков стали вызывать короткие слова (мама, баба,) (см. диаграмму)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:
- поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
- системный подход и анализ;
- регуляции психической деятельности ребёнка посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.
В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация голосовой реакции, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.