Программа курса внеурочной деятельности Бумажное волшебство(2 класс)


Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 с углублённым изучением отдельных предметов

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №1 заседания Директор МАОУ СОШ № 56
Методического совета МАОУ СОШ № 56
___________________ _______________________
М.В.Пономарева
Т.Н. Новокрещенова
«___»_______________ 20 г. «___»_______________ 20 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Бумажное волшебство»
во 2-А классе начального общего образования
на 2016- 2017 учебный год
СОСТАВИЛА:
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Минькина Светлана Владимировна
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по художественному направлению «Бумажное волшебство направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;
навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка  бумагопластики, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствамиработы с бумагой;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД
различать изученные виды бумаги, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в работе с бумагой;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям.
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Коммуникативные УУД
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
создавать     элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Система     отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
 - однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
 - постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
 - тематические - по итогом изучения разделов, тем; -  итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Портфолио.
 Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
 В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы).
Курс «Бумажное волшебство» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
Сформировать представление о различных художественных материалах и методах их обработки;
Расширить представления учащихся об основных приемах работы с бумагой (складывания,скручивания, формования и произвольного компонования бумажной основы).
Сформировать начальные навыки чтения технологической карты и схемы.
Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год на учащихся 2 класса. Количество часов в учебном году –34, 1 раз в неделю.
При проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Режим и место проведения занятий: программа курса включает теоретические и практические занятия, занятия проводятся согласно составленному расписанию, 1 раз в неделю, во 2-ой половине учебного дня, в понедельник в 14.15. Занятия будут проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме. Место проведения занятий - классный кабинет.
Программа рассчитана на 4 года, 34 часа (в год), занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством.
Содержание программы.
Аппликации из гофрированной бумаги.
Тонкая цветная гофрированная бумага — универсальный материал для поделок. Гофрированная бумага оформлена в рулоны. Высота рулона от 50 см, а в ширину — около двух метров. Бумага хорошо пропускает свет и поэтому кажется более светлой. Для поделок из гофрированной бумаги в качестве фона лучше использовать картон. Для закрепления деталей из бумаги использовать клей-карандаш. Бумагу можно тянуть, скручивать, рвать, мять, складывать и резать, что дает большой простор для ее применения в творчестве.
Торцевание.
Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги или простых столовых салфеток.
Оригами.
Вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Для занятий нужна лишь бумага и ножницы. Складывание оригами развивает навык понимания и следования образцу – схеме, обучает изготовлению фигурок животных и предметов быта (например, конверт, стаканчик).
Айрис-фолдинг.
Техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике  используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и  ленты. Сегодня такую технику применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.
Модульное оригами.
Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
3.Тематическое планирование.
№ Тема занятия Количество часов Содержание Характеристика деятельности учащихся
(УУД)
1 История различных техник работы с бумагой.
Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления. 1 Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный), проведение опыта с бумагой. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок. Л.- учебно- познавательный интерес к работе с бумагой;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;
 -навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
 
Р.- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
П.-различать изученные виды работы с бумагой, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник;
К.- учиться первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
 -формировать собственное мнение и позицию.
Л.
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Р.
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
П.
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям
К.- учиться первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
 -формировать собственное мнение и позицию.
Л.- учебно- познавательный интерес к работе с бумагой;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;
 -навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
 
Р.- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
П-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник;
К.-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
2 Аппликация из разноцветных ладошек. 1 Выполнение аппликации разноцветных ладошек. Групповая работа. 3 Аппликация из гофрированной бумаги «Ежик». 1 Беседа о дарах осени. Выполнение аппликации с использованием метода складывания, скручивания и надрезания. 4 Аппликация из гофрированной бумаги «В зеленой траве». 1 Беседа об ушедшем лете. Изготовление картинки с бабочкой, улиткой и божьей коровкой. Выполнение аппликации с использованием метода складывания, скручивания и вырезания. 5 Аппликация из гофрированной бумаги «Лисичка». 1 Беседа о хитрой лисе. Из оранжевой бумаги нарвать кусочки разной формы, рассмотреть их. Выбрать, какие кусочки подойдут для мордочки, туловища, лап и хвоста. Закрепить их клеем. Дополнить картинку деревьями из оборванных кусочков бумаги. 6 Торцевание. Прием выполнения техники. Поделка «Мамина прическа» (с элементами рисования) 1 Беседа о том, какие прически носят мамы. Выполнение маминого портрета, создание объемной прически с помощью техники торцевания. Использование бумаги по цвету волос. 7 Торцевание. «Осенний пейзаж». 1 Беседа об осенних изменениях в природе. Выполнение аппликации: рисование контура горы и выкладывание мозайки желтым, оранжевым, коричневым, черным, белым цветом рядами. Аппликация облаков синей бумагой. 8 Торцевание.
Открытка «Букет для мамы» 1 Беседа о Дне матери. Изготовление поздравительной открытки для мамы. 9-10 Айрис –фолдинг.
«Яркий мяч» 2 Беседа о видах мячей. Познакомить с новой техникой - айрис-фолдинг. Объяснить последовательность изготовления изображения на примере яркого мяча. Подготовить шаблон и схему, нарезать полосы бумаги разного цвета, приклеить их по схеме. 11-12 Айрис –фолдинг«Ваза» 2 Беседа о формах и назначении ваз. Объяснить последовательность изготовления изображения вазы. Подготовить шаблон и схему, нарезать полосы бумаги, приклеить их по схеме. 13-14 Торцевание.
«Еловая ветка с шишками» 2 Беседа об особенностях хвойных деревьев. Выполнение аппликации: рисование контура ветки и шишек, выкладывание по контуру. Ветки – зеленой бумагой, шишки – коричневой. Основа – картон голубого цвета. 15 Торцевание.
«Елочная игрушка» 1 Беседа о елочных игрушках. Изготовление елочной игрушки круглой формы, украшенной методом торцевания. Использование бумаги ярких цветов. Рисование круга по трафарету, вырезание. 16 Оригами (конструирование)
«Разноцветные обитатели пруда» 1 Обсудить последовательность изготовления лягушки. Начинаем со сложения туловища, затем складывание и вырезание головы, склеивание частей. 17 Оригами (конструирование)
«Мишки – топтыжки» 1 Беседа о медведе. Складывание туловища и головы, склеивание деталей. 18 Оригами. Базовая форма «Треугольник»
«Летящий голубь» 1 Складывание фигурки голубя по схеме и инструкции учителя. Самостоятельное выполнение второго голубя. 19-20 Модульное оригами. «Котенок» 2 Беседа об особенности модульного оригами (складывании фигурок из модулей). Научить складывать модули. Объяснить последовательность складывания фигурки котенка из модулей. 21-22 Модульное оригами. Цветы 2 Рассказать о направлении в модульном оригами – оригами-цветах. Складывание модулей-лепестков и склеивание цветка. Приклеивание на картон. 23-24 Модульное оригами
«Пальма» 2 Беседа о жарких странах. Подсчитать количество модулей для пальмы. Выбор цвета бумаги. Складывание модулей, сборка листьев и ствола пальмы, приклеивание на основу. Раскрасить фон красками. 25-26 Модульное оригами
«Рамочка в подарок» 2 Беседа о подарках (что, кому, как и зачем дарить). Подсчитать количество модулей для рамки. Выбор цвета бумаги. Складывание модулей, сборка двух кругов (большего и меньшего). Склеивание кругов рамки между собой. 27 Квилинг. Основные формы – «капля», «треугольник». Основные формы – «долька», «квадрат». 1 Знакомство с основными формами квилинга:«капля», «треугольник». «долька», «квадрат». 28 Квилинг. Изготовление цветка из основных форм. 1 Составление композиции в технике квилинг. 29-30 Квилинг. Композиция «Бабочка». 2 Составление композиции в технике квилинг. 31-32 Коллективная работа. Мир природы. 2 Составление композиции из разных видов бумаги, составление плана работы, осмысление значение бережного отношения к природе. 33-34 Проект «Чедесные превращения листа бумаги». 2 Составление композиции из разных видов бумаги, составление плана работы, воплощение замысла. Материалы и оборудование для занятий: цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, клей ПВА, клей –карандаш, ножницы, карандаш простой, цветные карандаши, фломастеры, клеенка на парту, бумажный скотч.
Список литературы.
1.Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2014.
3.Тойбнер А. Оригами. Забавные поделки. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2011.
4.Зайцева А. А. Бумажная аппликация: идеи для творческих уроков. – М.: Эксмо, 2014.
5.Лыкова И. Мастерилка: жил на поляне розовый слон. – Кострома: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
6.Лыкова И. Мастерилка: по морям, по волнам. – Кострома: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
7.Лыкова И. Мастерилка: …и бумажный попугай. – Кострома: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.