Перспективно-тематический план по основам электротехники

Департамент образования и науки Костромской области
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Шарьинский политехнический техникум Костромской области»

Рассмотрено:
на заседании ЦМК
социально-экономического цикла
Протокол №______
от «___» ____________20___ г.
Председатель ЦМК
_________________ Е.А. Шмелева
Согласовано:
Зам.директора по УМР
_________ Д.А. Земскова
«___» _________ 201__г.
Утверждено:
Приказом № 202
«28» августа 2011 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП 02 «Основы электротехники»


Профессия: 270802.10 Мастер отделочных строительных работ





Срок обучения – 2 года 5 месяцев.
Количество часов 64 – часа











Разработчик:
Преподаватель ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнического техникум Костромской области»


_________________ М.А. Ларионов






Шарья, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



условия реализации учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, 270802.09 Мастер общестроительных работ
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: каменщик, штукатур, маляр, облицовщик - плиточник

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться электрифицированным оборудованием.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием.

1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия
8

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1. Электротехника

25


Введение
Содержание учебного материала
1



Значение и место курса «Электротехника» в подготовке специалистов строительного профиля.
1
1

Тема 1.1. Электрическое поле
Содержание учебного материала
1
1


Электромагнитное поле
1


Тема 1.2. Электрический заряд.
Содержание учебного материала
1
1


Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение.
1


Тема 1.3. Проводники и диэлектрики
Содержание учебного материала
1
1


Проводники в электрическом поле. Электрический ток
1


Тема 1.4. Электрические цепи постоянного тока.
Содержание учебного материала
1
1


Режимы работы электрических цепей. Цели и задачи расчета электрических цепей. Законы Кирхгофа.
1


Тема 1.5. Электрические цепи переменного тока.
Содержание учебного материала
1
1


Переменный электрический ток




Лабораторные работы
1



Классификация электроустановок. Номинальное напряжение(U), мощность (Р), сила тока (I).
1
2


Схемы электрических соединений. Виды электрических схем.
1
2


Практические работы
1



Моделирование электростатических полей
1

2


Расчет простых электрических цепей.
1
2


Контрольная работа «Основные закономерности в электрических цепях»
1
2

Тема 1.6. Электротехнические материалы

Содержание учебного материала
1
1


Проводниковые и электроизоляционные материалы, свойства и виды. Магнитные материалы
1



Лабораторная работа




Измерение электрического сопротивления и определение удельного электрического сопротивления проводников
1
2

Тема 1.7. Электромагнитные устройства и электрические машины
Содержание учебного материала
1
1


Генератор переменного тока. Принцип действия переменного тока



Тема 1.8. Электромагнитные устройства постоянного и переменного тока
Содержание учебного материала
1
1


Подъемные электромагниты, контакторы, реле, герконы.



Тема 1.9. Электрические машины
Содержание учебного материала
1
1


Классификация электрических машин. Электрические машины постоянного и переменного тока. Виды электрического привода.



Тема 1.10. Электрические машины
Содержание учебного материала
1
1


Защита, блок°кировка, сигнализация в электрических приводах. Схемы управления электродвигателями




Практическая работа
2
2


Вычисление характеристик переменного тока.
1



Принцип работы трансформатора




1
2


Самостоятельная работа обучающихся
8



Доклад: «Источники ЭДС и источники тока»
Сообщение: 1. «Методы расчета электрических цепей».
Правила выполнения электрических схем.
Работа с метод. Литературой: «Электротехнические материалы, изделия и работы с ними»


2

Раздел 2 Основы электроники и электрические измерения

21


Тема 2.1. Элементная база современных электронных устройств
Содержание учебного материала




Детали электронной аппаратуры. Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы. Источники вторичного электропитания.
1
1

Тема 2.2.Транзисторы
Содержание учебного материала
1
1


Биполярные и полевые транзисторы.



Тема 2.3. Основы электроники.
Содержание учебного материала
1
1


Основные схемы выпрямления переменного тока. Сглаживающие фильтры. Стабилизаторы напряжения.



Тема 2.4. Цифровая электроника
Содержание учебного материала
1
1


Основы цифровой электроники.




Практическая работа




Проверка резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности
1
2

Тема 2.5. Электрические измерения и приборы
Содержание учебного материала
1
1


Техника электрических измерений.



Тема 2.6 Измерение тока и напряжения
Содержание учебного материала
1
1


Приборы и техника измерения силы тока и напряжения
1


Тема 2.7. Измерение мощности и энергии
Содержание учебного материала
1
1


Приборы и техника измерения мощности и энергии



Тема 2.8 Измерение сопротивления
Содержание учебного материала
1
1


Приборы и техника измерения сопротивления



Тема 2.13 Измерение неэлектрических величин
Содержание учебного материала
1
1


Приборы и техника измерения неэлектрических величин



Тема 2.9. Цифровые электронные измерительные приборы
Содержание учебного материала
2
1


Классификация, структурные схемы. Характеристики цифровых приборов: вольтметров, мультиметров, частотомеров, фазометров и т.д. и осциллографа.

1



Стабилизаторы постоянного напряжения
1
2

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: «Полупроводниковые диоды: устройство, принцип действия, вольт-амперная характеристика. Проверка транзисторов»
Работа со справочной литературой (определение рабочих параметров электронных и ионных приборов по их маркировке, условные графические обозначения на шкале приборов).
Основные понятия цифровой электроники.
Последовательностные цифровые устройства: триггеры, регистры, счетчики.
Реферат: «Электротехническое предприятие. Планирование и организация производства».
8
2



Дифференцированный зачет
1


Итого:

48


условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики» с необходимым оборудованием
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты.
типовые комплекты учебного оборудования «Электротехника с основами электроники»;
стенд для изучения правил ТБ .

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Немцов М.В. Электротехника и электроника, ОИЦ «Академия», 2009 г.
Полищук В.И. Задачник по электротехнике и электронике, ОИЦ «Академия», 2009 г.
Синднеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники, Издательство «Феникс», 2009 г.
Менцев М.В., Светлакова И.И. Электротехника, Издательство «Феникс», 2008 г.
5. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике, 3-е изд.. ОИЦ «Академия». 2008 г.
Дополнительные источники:
Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.
Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.
Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2006.
Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


пользоваться электрифицированным оборудованием
лабораторные работы, практические работы

Знания:


основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием.

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические работы











13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 115