ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА 1 КАТЕГОРИЮ ПО БИОЛОГИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБУО ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на первую категорию
ТЕМА:
Современные педагогические технологии при обучении биологии как средство реализации ФГОС
Выполнила:
Горшнякова Ирина
Владимировна
учитель биологии
МБОУ «Степная» СОШ
Ташлинского
района
Научный руководитель:
Мишакова В.Н., к.п.н.,
доцент кафедры дидактики
и частных методик
ИПК и ППРО ОГПУ
Оренбург, 2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….стр. 3 – 4
Ι. Теоретическая часть…………………………………………………………. стр. 5 - 22
Современные образовательные технологии на уроках биологии с позиции
системно - деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО
Образовательные технологии: понятие, теоретические основы,
Классификации…………………………………………………………………..стр.5-9
Эффективные технологии на уроках биологии как средство реализации
ФГОС: технология проектов и исследований, технология критического мышления,
технология смыслового чтения, информационно – коммуникационные технологии, технология кейс – стадии………………………………………………………..стр.9-22
ΙΙ. Практическая часть………………. ………………………………………стр. 23– 31
2.1 Проектирование современного урока биологии по теме «Внутренняя
среда организма. Плазма и форменные элементы крови» в соответствии
с требованиями ФГОС
2.2.Приложения к уроку……………………………………………………… стр. 32 - 37
Заключение …………………………………………………………………………стр. 38
Литература …………………………………………………………………………стр. 39
Введение
.
ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Для сферы образования сегодня это особо актуально в связи с переходом на новые стандарты второго поколения. Сущность современного образовательного процесса по требованиям ФГОС заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формированию умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего образования в условиях реализации ФГОС ООО имеют современные педагогические технологии, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 
На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому обоснованию педагогических технологий, определяющих эффективность процесса обучения. Сохранение лучших традиций и использование всего «веера» инноваций в образовании школьников – вот идеальное сочетание педагогических технологий, которые помогают педагогу практику решать образовательные задачи на современном этапе и учитывают точку зрения ученика. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе системно-деятельностного подхода. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологи проектов и исследований, технологии развития критического мышления и смыслового чтения, информационно – коммуникационные технологии.
Какие - то из них годятся для одних учащихся, другие - для других. Приступая к использованию в практике своей работы образовательных технологий, необходимо настраиваться не на механический труд, а на творчество. Использование технологий требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика – напряжённого труда. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В связи с этим на переходном этапе уделяется особое внимание анализу перспективных для ФГОС ООО педагогических технологий и методических приёмов. Актуальные вопросы по изучению, анализу, сочетанию современных образовательных технологий для использования на уроках биологии положены в основу данной работы.
Целью работы является теоретическое обоснование использования современных педагогических технологий для реализации ФГОС второго поколения и проектирование современного урока с позиции требований ФГОС ООО
Задачи:
изучить документы ФГОС, педагогическую и методическую литературу по вопросам использования современных образовательных технологий на уроках биологии
разработать урок биологии для учащихся 9 класса по теме: «Внутренняя среда организма. Плазма и форменные элементы крови» с использованием элементов современных образовательных технологий
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства начинается, технологией заканчивается,
чтобы все началось сначала.
В.П. Беспалько
Современные образовательные технологии на уроках биологии с позиции системно - деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО
1.1 Образовательные технологии: понятие, теоретические основы, классификации
Педагогические технологии появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода. Это те технологии, цель и результат которых жестко взаимосвязаны, и результативность диагностируема. По классификации М.В. Кларина это так называемые «жесткие» или «строгие» технологии. Это технологии, в основном, направленные на усвоение содержания, например, «модель полного усвоения», или освоение достаточно простых (диагностируемых) умений.
Образовательными технологиями (термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов) принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие способности обучающийся, развитие критического мышления) не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности обучающегося
В настоящее время школа должна создать условия для формирования личности. И эта задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, поэтому сегодня достаточно часто понятие «образовательные технологии» заменяют понятием личностно- ориентированные образовательные технологии.
Что же такое «технология», и в частности «образовательная технология»? В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Технология – это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности». [М.Т. Левина]
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса. [ Б.Т.Лихачёв]
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. [В.М.Монахов]
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. [М.В. Кларин ]Итак, из приведённых определений можно сделать вывод: понятие «педагогическая технология» рассматривается как комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения, • средств диагностики текущего состояния обучаемых, • набора моделей обучения, • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий
Владение педагогическими технологиями является компонентом готовности педагога к профессиональной деятельности, технологии - это инструментарий педагогической деятельности. Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой активности педагога и учащихся. Активность педагога основана на знании психологических и личностных особенностей своих учащихся и он вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс.
Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия. Однако педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности при условии их неправильного использования в учебном процессе.
В основе использования педагогических технологий лежат идеи Л. С. Выготского, Г.К.Селевко, М.О.Чошанова, Б.Т.Лихачева, В.П.Беспалько, В.М.Монахова, И.Я.Лернера, В.Ф.Паламарчук и др.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов: Н.Н.Суртаева, В.И.Андреев, И.П.Подласый, В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и многие другие, которые внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. И сейчас появляются новаторы в данном направлении науки, создаются новые и совершенствуются уже созданные педагогические технологии.
Исходные научные идеи:
1.Технология развития критического мышления учащихся (М.О.Чошанов): критическое мышление способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
2. Технология разноуровневого обучения (В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, В.Ф.Паламарчук): уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои учебные возможности.
3. Технология проектного обучения (Дьюи, Лай, Торндайк): с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни».
4. Технология модульного обучения (М.О.Чошанов, П.И.Третьяков):
- только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных;
- если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников он находится в зоне своего ближайшего развития. То, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам;
- чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль;
- интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Таким образом, образовательная технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и как реальный процесс обучения, учитывающий и раскрывающий индивидуальные способности учащихся, создающий ситуацию успеха для каждого учащегося на учебном занятии.
Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:
Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.
Эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.
Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.
Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.
Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.
Представим концептуальное осмысление современных образовательных технологий.
Современные образовательные технологии
Направлены на (цель)
Повышение качества образования

Опираются на (принципы)
Научности Личностно-деятельностныйСистемности

Достигаются через (средства)
Обучение в вузах Повышение квалификации Самообразование Мониторинг качества преподавания

Приводят к (результатам)
Личностному и профессиональному росту педагогов
Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности
Созданию здоровьесберегающей среды

Зависят от (ресурсов )Кадровых ресурсов Информационных ресурсов Финансовых ресурсов Временных ресурсов
Существующие в настоящее время образовательные общедидактические технологии (около 50 по подсчетам Г. Селевко) отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения.
Группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь, в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения.
В технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко).
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно ориентированные технологии): вероятностное образование (А. Лобок), развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).
Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.
Эффективные технологии на уроках биологии как средство реализации ФГОС
Перечень используемых технологий, достаточно обширен, но мы в работе больше отдаем предпочтение следующим технологиям.
технология проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
технология развития критического мышления;
технология смыслового чтения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология анализа конкретных ситуаций (кейс – метод);
Технологии проектной и исследовательской деятельности.
Данные технологии не являются принципиально новыми в мировой педагогике. Они возникли в самом начале XX века.
Проектная и исследовательская деятельность - это образовательные технологии, нацеленные на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект это —
отражение интересов участников
организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)
работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.)творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)
организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»
свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности
включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность
систематическое отслеживание результатов работы, презентации
фиксированное время, контроль и рефлексия.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии). Организация проектной деятельности способствует тому, что учащимся прививается проектное мышление.
То есть ученик учится:
ставить цель, в соответствии со своими потребностями;
намечать план своей деятельности;
подбирать необходимые средства для реализации своей цели;
осуществлять определенную деятельность по плану;
сверять полученный результат с целью деятельности, т.е. рефлексировать;
корректировать деятельность при необходимости.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе. В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.
В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:
Подготовительный, или вводный (погружение в проект):Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Определение цели, формулирование задач.
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Поисково-исследовательский этап:
Определение источников информации.
Планирование способов сбора и анализа информации.
Подготовка к исследованию и его планирование.
Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап:
Предзащита проекта (в классе).
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к публичной защите проекта:
3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.2. стендовая информация о проекте.
Заключительный этап:
Публичная защита проекта.
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Итоговая конференция
Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:
планировать работу;
письменно и устно представлять результаты своей работы;
защищать и отстаивать свою точку зрения;
отвечать за результаты работы;
оформлять работу и т.д.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Критерии оценки проектов по биологии:
четкость поставленной цели и задач;
тематическая актуальность и объем использованной литературы;
обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
полнота раскрытия выбранной темы проекта;
обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
анализ полученных данных;
наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
обоснованность структуры доклада;
вычленение главного;
полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
использование наглядно-иллюстративного материала;
компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Исследовательское обучение – это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает необходимыми понятиями и подходом к решению проблем в процессе поисково-познавательной деятельности, в большей или меньшей степени организуемой (направляемой) преподавателем.
Результатом такого обучения является не только усвоение знаний, но, и что самое главное, формирование методологической компетентности учащихся.
Содержание исследовательского обучения предполагает выполнение учащимся следующих действий:
выделение и постановка проблемы;
предложение возможных решений и их проверка;
формулирование результатов и выводов;
применение полученных результатов и выводов к новым данным;
обобщение результатов.
Суть технологии исследовательского обучения состоит в построении учебного процесса таким образом, что он позволяет моделировать основные элементы научного исследования в последовательности и пропорциях, отвечающих реальному положению дел в науке , либо в освоении учебного предмета в процессе научного исследования.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. 
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:
учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
В пятых – это мышление социальное.
В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
Формирует собственное мнение;
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
Решает проблемы;
Аргументировано спорит;
Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.
1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д.Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во-первых обучаемый активно участвует в в вызове того. Что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний. к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для того чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.
Вторая цель – активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.
Задачами 1стадии являются:
самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.
2 стадия – Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.
Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Как показано на рисунке . они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.
3 стадия – Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.
Задачи фазы рефлексии:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
Роль учителя в технологии развития КМ:
Направляет усилия учеников в определенное русло;
Сталкивает различные суждения;
Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Формы и средства развития КМ:
Сбор данных;
Анализ текстов;
Сопоставление альтернативных точек зрения;
Коллективное обсуждение;
Разные виды групповой и парной работы;
Дебаты;
Дискуссии;
Публикации письменных работ учащихся.
Технология смыслового чтения.
Технология смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Развитие читательской грамотности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом. Теперь компетентностью учителя биологии становится использование таких приёмов работы с текстом и овладение школьниками познавательных универсальных учебных действий, чтобы это способствовало успешному усвоению знаний о природе, а также исключению механического заучивания учебного материала.
Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:
целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
составлять план к прочитанному тексту;
умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
находить в тексте описание к иллюстрациям;
сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Для формирования читательской компетенции на уроках биологии часто используются задания развивающего характера, в том числе-викторины (например, по теме «Животные») их ребята могут составить сами, используя материал учебника или дополнительные источники; -кроссворды, -ребусы, - памятки (например, по теме «Грибы»), причём памятки могут быть не только в виде текстового алгоритма, но и в виде рисунков.
Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке.
Необходимо отметить, что уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной жизненной адаптации (или успешной сдачи ГИА и ЕГЭ) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе по развитию стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
Таким образом, зная содержание и методологию предмета, закономерности познавательных процессов ученика и валеологических требований к уроку, владея приемами и технологиями, развивающими ребенка, умея управлять инновационными процессами, можно добиться успехов в обучении учащихся.
Информационно - коммуникационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.
ИКТ для своей реализации требует:
- комплекса необходимых технических средств (компьютер, интерактивная доска и т.д.;
- комплекса соответствующих программ (программного обеспечения);
- организационно-методического обеспечения, увязывающего все технические средства и действия персонала в единый технологический процесс (электронные словари, справочники, учебники, лабораторные практикумы с возможностьюмоделирования реальных процессов, программы-тренажеры, тестовые программы).
1) Система С.Пайперта "Использование компьютеров в учебном процессе".
2) Технология программированного обучения
3) Технология интеллектуальных обучающих систем.
4) Технологии мультимедиа или мультимедийные технологии.
5) Виртуальная реальность
6) Гипертекстовая технология
7) Технологии Интернет.
8) Технология дистанционного обучения
9) Интерактивные технологии
10) Кейс – технология
11) ТВ – технология
Информационно - коммуникационные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.
Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях; дают большую свободу и ответственность самому обучающемуся и , тем самым, повышают мотивацию к учению.
Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения учащихся.
Происходит боле рациональная организация познавательной деятельности школьников, а это ведет к экономии времени урока;
Значительно повышается мотивация обучаемого;
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Компьютер позволяет изучать процессы и явления на микро и макро уровнях, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
Имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью;
Использование новых информационных технологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером;
Применение компьютера, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий не заменяют учителя, а напротив делают общение с учащимися содержательным, деятельным, индивидуальным;
Позволяет довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах;
Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения «включает» максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную.Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологииДля компьютерной проверки знаний задания могут быть в виде:
тест
биологического диктанта
графического диктанта
заданий типа «Убери лишнее» и т.д.
Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мултимедийных пособиях по предмету. Так, в частности в пособиях Виртуальная школа Кирилла и Мефодия предлагаются различные варианты задания для контроля знаний.
Проверка выполнения заданий учащимися может осуществляться разными способами:
самим компьютером (в случае использования готовых заданий в мультимедийных пособиях)
непосредственно сами учителем по мере выполнения заданий или после того как учащийся сохраняет результаты выполненной работы в компьютере или на любом электронном носителе
назначенным из числа учеников консультантом
Все зависит от ваших технических возможностей, креативности и главным образом, желания.
Использование готовых мультимедийных пособий
Если уроки, предложенные в пособии полностью Вам подходят, то почему бы и нет, но, как правило, творческий педагог этим не ограничивается, поэтому более целесообразно использовать какие то фрагменты из урока. Преимущество уроков предложенных вам на электронных носителях в богатстве иллюстративного материала, достойно заменяющего любую таблицу, кроме того, анимационные возможности и видеофрагменты добавят яркости вашему уроку.
(Например, пособие Уроки биологии Кирилла и Мефодия отличает большое разнообразие теоретического материала, огромный выбор медиаиллюстраций, тестов и проверочных заданий, а также возможность копирования и печати статей и иллюстраций)
Использование ресурсов предоставляемых компьютерной сетью Интернет
Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет сможет обеспечить вас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
Используя сеть Интернет, преподаватель может дополнить традиционный урок экскурсией по биологическим музеям, познакомить школьников с редкими и исчезающими животными и растениями. Использование мультимедийных презентаций
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.
В качестве закрепления можно использовать беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки.
Технология case-study – это технология ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики (например, функционирование какого-либо предприятия) и требующая от студента поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Кейс-стади (англ. case-study от лат causa причина + studium изучение) – изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.
Исторически метод case studies (метод конкретных ситуаций) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала.
Методика case-study позволяет формировать следующие компетенции:
Аналитические.
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
Практические.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие.
Одной логикой, как правило, case-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные.
Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные.
В ходе обсуждения case-вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».
Подводя итог, метод case-studies предполагает:
подготовленный в письменном виде пример кейса из практики деятельности;
самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий…
Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Технология работы при использовании кейсового
Фаза
работы Действия преподавателя Действия обучающегося
До занятия 1. Подбирает кейс
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы2. Индивидуально готовится к занятию
Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса2. Делит группу на подгруппы3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие3. Принимает или участвует в принятии решений
После занятия 1. Оценивает работу студентов2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме
Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования:
Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
Дистанционность.
Мобильность.
Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
Интерактивность.
Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Во всех названных технологиях присутствуют:
включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
групповые, дискуссионные формы работы;
возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;
презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.);
рефлексия результата и процесса.
Таким образом, рассмотренные технологии сочетают в системно-деятельностные характеристики и соответствуют требованиям ФГОС, поэтому они и выбраны учителями-практиками для использования на уроках биологии.
II. Проектирование современного урока биологии по теме «Внутренняя
среда организма. Плазма и форменные элементы крови» в соответствии
с требованиями ФГОС
Тема: Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови
Целевые ориентации урока
Личностные: создать условия для развития навыков самообразования, осознания значимости изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья, для профессионального самоопределения
Предметные: дать определения ключевым понятиям, сформировать знания о составе и функциях плазмы крови, установить соответствие строения клеток крови их выполняемой функции
Метапредметные: продолжить формирование умений и навыков работы в группе, формировать культуру общения, чувство сотрудничества и взаимопомощи, использования биологических понятий, развивать умения стимулировать интерес к поиску знаний в различных источниках, анализировать прочитанный текст; извлекать из текста необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения анализировать, сравнивать, видеть проблему и ее решать, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме
Основное содержание темы: понятие о внутренней среде организма , состав и значение плазмы крови, строение и функции форменных элементов крови эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов
Термины и понятия:
Внутренняя среда, кровь, тканевая жидкость, лимфа, плазма крови, форменные элементы крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин, гомеостазПланируемые результаты
Личностные умения:
Формирование познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; Формирование личностного отношения к изучению материала.
Метапредметные умения
1.Познавательные:
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации;
2. Коммуникативные: Поиск и выделение необходимой информации умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью
3. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.
Предметные умения
Ученик должен знать: составные компоненты внутренней среды организма человека, их значение , состав и значение плазмы крови, особенности строения и функции форменных элементов крови, определение ключевых понятий, основные нормативные показания состава крови.
Ученик должен уметь: называть компоненты внутренней среды, определять их значение, описывать состав и биологическое значение кровяной плазмы, объяснять особенности строения клеток крови в соответствии с их функциями, пользоваться терминологией, узнавать изображения клеток крови на рисунках

Организация образовательного пространства
Межпредметные связи : экология человека, валеология, физика, химия
Ресурсы
Информационный материал информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.
Демонстрационный материал: таблица «Кровь».
Интерактивный материал: Презентация Microsoft Office Power Point; ЦОРы по теме
Раздаточный материал: карточки с текстами и заданиями для работы в группах, критерии оценивания
Формы работы Фронтальная, индивидуальная групповая
Структура урока с использованием элементов современных образовательных технологий
I этап. Мотивация к деятельности
Цели деятельности мотивировать учащихся к изучению темы ; стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи; проявлять позитивное отношение к процессу
Ситуативное задание
По анализу крови опытный специалист расскажет вам даже о погрешностях в диете и недавно произошедших событиях, вообще к медицине не относящихся.
Например, вы прекрасно провели отпуск в горах. Хорошо себя чувствуете. А врач… рекомендует вам отдохнуть. Почему?
Личностные умения: Вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.
Обсуждение задачи.
Высота над уровнем моря, мЧисло эритроцитов, ед/мл3
0
400
700
1560
1800
4400 4 970 000
5 750 000
5 970 000
6 550 000
7 000 0008 000 000Ответ: Потому что в крови у вас много лишних кровяных клеток, что бывает при длительном кислородном голодании.
Задание 2 (П) Как вы думаете, какова тема нашего урока. Ответьте на вопросы для определения темы урока:
Почему кровь называют составной частью внутренней среды организма человека?
Для чего вам нужны знания о крови и её составляющих?
В каких жизненных ситуациях могут понадобится знания о строении функциях клеток крови?
Сформулируйте тему?
Определение темы урока
Задание 3(З,П) Применение ТРКМ- прием «Знаю- не знаю - хочу узнать - узнал» на стадии вызова.
Заполнение первых трех граф таблицы ( индивидуально).
вопрос Знаю
Могу
Умею Не знаю
Не могу
Не умею Хочу узнать
Хочу понять
Хочу научиться Узнал
Понял научился
Знаешь ли ты, что такое внутренняя среда организма? Знаешь ли ты, какой жидкостью заполнены мозолистые пузыри? Вы получили результаты общего анализа крови. Можете ли вы определить : какие показания анализа в норме , а какие имеют отклонения от нормы? Можно ли тебе поручить составить список продуктов, которые рекомендованы человеку с низким количеством гемоглобина в крови по итогам анализа? Целеполагание . Обсуждение целей урока ( «Хочу узнать»)
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение»
Блок А. Внутренняя среда организма
Цели:
актуализировать знания о внутренней среде организма человека
ввести понятия : кровь, лимфа, тканевая жидкость , гомеостаз
развивать критическое мышление
Планируемые результаты
Познавательные умения: Поиск и выделение необходимой информации в учебнике
Регулятивные умения: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности
Коммуникативные умения: Учитывание позиции партнера, умение объяснять свой выбор, работа в группе. сотрудничество.
Предметные умения: знакомство с компонентами внутренней среды, значением её составляющих, изучение состава и значение плазмы крови
Задание
Карточка-ресурс Состав внутренней среды организма (N 137390)
Текст « Внутренняя среда » учебник стр. 101
Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
К каким тканям они относятся?
Каково их местонахождение в организме?
Как эти компоненты, взаимосвязаны между собой? Какую роль выполняют в организме?
Деятельность учеников Самостоятельно рассматривают ЦОР, анализируют текст и иллюстрации в учебнике и отвечают на вопросы

Блок Б. Плазма крови. Форменные элементы крови
Цель: актуализировать знания о составе и значении плазмы крови, познакомиться с особенностями строения и функционирования клеток крови
ввести понятия: плазма крови, форменные элементы крови, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоцитыПланируемые результаты:
Познавательные умения: Поиск и выделение необходимой информации, Овладение смысловым чтением, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме
Регулятивные умения: Организация учебной деятельности в группах , работа по плану.
Коммуникативные умения: Умение работать в группах ,отстаивать свою точку зрения, развитие сотрудничества
Предметные умения: Изучение строения и функций плазмы крови и клеток крови
Задание:
В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».
О каком красном море идет речь?
О каких кораблях идет речь?
Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения данной темы.
Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 лаборатории:
1 лаборатория- «Плазма крови» (задание в папке желтого цвета).
2 лаборатория- «Лейкоциты» (задание в папке белого цвета).
3 лаборатория- «Эритроциты» (задание в папке красного цвета).
4 лаборатория – «Тромбоциты» (задание в папке оранжевого цвета).
В каждой папке задания для лабораторий с алгоритмом ответа (Приложение 1) , информационные листы (Приложение 2), рабочие листы урока(Приложение 3) .
Валеоминутка.
Блок В Отчет лабораторий о работе , заполнение рабочих листов к уроку
Цель: анализ информации, индивидуальная деятельность в рабочем листе к уроку
Планируемые результаты:
Познавательные умения: анализ и выделение необходимой информации, оформление результатов мыслительных операций в письменной форме
Регулятивные умения: работа по плану, самоанализ
Коммуникативные умения: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные умения: Изучение строения и функций плазмы крови и клеток крови
Рабочий лист урок в приложении 3
Блок Г Функции крови ( дополнение)
Цель: синтез информации, индивидуальная деятельность в рабочем листе к уроку
Планируемые результаты:
Познавательные умения: Владение основными понятиями темы, синтез информации, трансформация табличной информации с словесную , оформление результатов мыслительных операций в письменной форме
Регулятивные умения: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, сличение способа действия и его результата
Коммуникативные умения: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации , формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать выполненное задание
Предметные умения: определение функций крови как составной части внутренней среды организма
Задание: Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы.
Давайте теперь все вместе определим функции крови и дадим этим функциям названия и затем проверим все ли вы назвали с помощью схемы на экране.
Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами, а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания(эритроциты) - транспортная.
Обладает способностью к свертыванию(тромбоциты) и защищает организм от микробов и генетически чуждых веществ(лейкоциты) – защитная.
Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма(кровь разносит гормоны) – гуморальная.
Участвует в поддержании внутренней среды организма (эритроциты, плазма)- гомеостатическая.
Охлаждает органы, в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло – терморегуляторная.
Блок Д. Диагностика качества освоения темы
Цель: научиться решать биологические задачи по теме урока, установить степень усвоения темы
Планируемые результаты:
Познавательные умения: овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Регулятивные умения: Проведение оценки своей деятельности, определение уровня результативности
Коммуникативные умения: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные умения: объяснение соответствия строения и функций клеток крови
Задание: «Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме» Н.А.Кассирский.
В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.
Анализ крови - одно из часто проводимых исследований. При анализе определяют: количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара, СОЭ и т.д.
Для выполнения следующего задания небольшая сноска:
1. При наличии воспаления СОЭ увеличивается, повышается количество лейкоцитов.
2. При понижении гемоглобина возникает кислородное голодание - анемия.
3. Обратите внимание на норму содержания форменных элементов (высвечивается на экране).
Учащимся предлагается решить биологические задачи.
1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?
- Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.
2. Оказывается, недостаток сахара в крови – гипогликемия опасен, чем его избыток – гипергликемия. Почему?
- Глюкоза – основной источник энергии, особенно в нервных клетках. При недостатке нервные клетки погибают, что вызывает потерю сознания или даже смерть.
3. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3 крови содержится 20 тыс лейкоцитов, в то время как норма – 6 – 8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению.
4. Нормальная СОЭ у женщин – 7-12 мм/ч У мужчин – 3 – 9 мм/ч
5.Какие выводы можно сделать , если СОЭ = 80 мм/ч
- Сильный воспалительный процесс.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель деятельности: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности
Результат деятельности:
Личностные умения: Определение успешности своей деятельности
Познавательные умения: Владение всеми основными понятиями темы.
Регулятивные умения: Коррекция действий , обеспечивающих организацию своих учебных действий.
Коммуникативные умения: Компетентность в вопросах строения и функций клеток и плазмы крови, состава и значения внутренней среды организма и постоянства её состава, сотрудничество с учителем и сверстниками
Задания:
Тест-игра: работа на интерактивной доске: дети передвигают необходимые термины, заканчивая предложения).
Внутренняя среда организма состоит
крови, тканевой жидкости и лимфы
Прозрачная жидкость, в которой, в отличие от крови, нет эритроцитов и тромбоцитов и меньше белков. лимфа
Промежуточная внутренняя среда - это тканевая жидкость
Питательные вещества, кислород, продукты обмена проходят через клеточные мембраны в виде растворов
Кровь относится к …ткани соединительной

«Найди ошибку»
1. Состав лимфы и крови сходен (различен). 1. Лейкоциты-белые кровяные клетки.
2. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро.
3. В 1 кубическом мм крови от 9-15 тысяч. (6-9 тыс.).
4. Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны активно), самостоятельно передвигаться.
5. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.
6. Эритроциты – красные кровяные клетки.
7. Они очень малы.
8. В 1 кубическом мм крови их 10 млн ( 5 млн.) .
9.Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра ( не имеют).
10. Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению.
11. Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке).
12. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов).
13. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).
3. Осмыслите следующие факты, выскажите свое мнение:
А) При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается "горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.
Б) При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (до 2%) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?
В) Рассмотрите рисунок параграфа, в котором изображены «сморщенные», «надутые» эритроциты и без изменений. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности
Результат деятельности: Соотнести полученный результат с поставленными целями, определение удовлетворенности уроком.
Задание на самоанализ и самооценку:
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево). Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома... 
Задание на самооценку: заполнение последнего столбца в таблице. Что полезного вы сегодня узнали на уроке? Какие вопросы данной темы вы хотели бы еще изучить? Что для вас было трудным?
V этап. Домашнее задание:
Обязательное:
1. Выучить определение основных понятий , § 10;
2.Решить задачу, выбрав для себя уровень сложности (из 3 предложенных в приложении 4 )
Необязательное:
Кровь составляет 6–8% массы тела, у взрослого человека примерно 4,5–6 литров.
Определите, сколько литров крови содержится в организме человека, вес которого составляет 47кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от веса тела, а удельный вес крови равен 1,06г/см3.
Решение: Если вес человека 47кг, то на долю 1% крови приходится 47 : 100 = 0,47кг, следовательно; 7% крови будет составлять 0,47 . 7 = 3,29кг
Полученную цифру (вес крови) переводим в объёмные единицы. Для этого можно использовать формулу, известную учащимся из курсов физики и химии: m = V . d, где – m – масса, V – объём, d – удельный вес. Исходя из этой формулы, получаем V = m/d
V = 3,29кг : 1,06 г/см3 = 3290 г/1,06 г/см3 = 3103см3
Ответ: в организме человека весом 47кг содержится 3 литра 1мл крови.
Для подготовки к ГИА: Заполнить таблицу: «Внутренняя среда организма».
№ п/пСоставляющие внутренней среды Их состав и строение Выполняемые функции
1 Межклеточная
(тканевая)
жидкость - вода;
- другие неорганические вещества;
- органические вещества - дыхание клеток;
- питание клеток;
- очищение от продуктов распада клеток
2 Лимфа - прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов, тромбоцитов, меньше, чем в крови, белков, но очень много лимфоцитов - защита организма от болезнетворных микроорганизмов
3 Кровь - жидкая соединительная ткань: = плазма + форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты- дыхательная;
- питательная;
- выделительная;
- терморегуляторная;
- защитная;
- гуморальная
(Приложение 1)
Лаборатория №1 «Плазма крови»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «плазма крови»;
- выяснить состав и функции плазмы крови;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Плазма крови»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» , текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника, и диаграмму с. 100.
Дать понятие термину «Плазма крови»
Изучить состав плазмы крови.
Сформулировать функции плазмы крови.
Начертить схему «Состав плазмы крови» на доске.
Подготовить отчет о работе лаборатории
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «плазмы крови»
2. Рассказать о составе плазмы по схеме , указать значении плазмы крови.
Лаборатория №2 «Лейкоциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «лейкоциты»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Лейкоциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника с. 102 .
Дать понятие термину «лейкоциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Подготовить модель-апликацию «Лейкоцит »
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «лейкоциты», используя созданную вами модель-апликацию клетки
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Лаборатория №3 «Эритроциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «эритроциты»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Эритроциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника с. 100 - 101.
Дать понятие термину «эритроциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Подготовить модель-апликацию «Эритроцит »
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «эритроциты» , используя созданную вами модель-апликацию клетки
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Лаборатория №4 «Тромбоциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «тромбоциты», «свертывание крови»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Эритроциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника с. 102.
Дать понятие термину «тромбоциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Подготовить модель-апликацию «Тромбоцит »
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «тромбоциты», используя созданную вами модель –апликацию «Тромбоцит»
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
(Приложение 2)
Информационный лист 1 Плазма крови.Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме.
В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки, жиры и углеводы, соли, щёлочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.
Каждое из этих веществ имеет определённое важное значение. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела. Жиры и углеводы  - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.
Информационный лист 2 Лейкоциты.     Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма .    Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он ровняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов.
Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов.     Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов.     Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.
Информационный лист 3. Эритроциты.
Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов. Те. За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда, при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.
Информационный лист 4. Тромбоциты.
Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана
В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна.
Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться.
Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована
Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая  система немедленно его инактивирует.
(Приложение 3) Рабочий лист урока __________________________________________
(ф.и. учащегося)
Тема урока: « Внутренняя среда организма. Плазма и форменные элементы крови»
Дайте определения понятиям:
внутренняя среда организма ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
гомеостаз ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончите схему:
Кровь
Межклеточное вещество Клетки
Плазма Форменные элементы

____________________________________

3. Заполните таблицу:
Клетки крови Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Количество в 1 мм3 Продолжительность жизни Место образования Особенности строения Функции 4.Функции крови.
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
(Приложение 4)
Вариант 1 (Выберите верный ответ)
1.Где происходит образование эритроцитов?
а) печень б) красный костный мозг в) селезёнка
2.Как называется жидкая часть крови?
а) вода б) плазма в) лимфа
3.Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода и углекислого газа?
а) тромбоциты б) лейкоциты в) эритроциты
4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?
а) эритроциты б) лейкоциты в) тромбоциты
5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?
а) эритроциты б) тромбоциты в) лейкоциты

Вариант 2. Найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их:
1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость.
2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро.
3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро.
4. Тромбоциты имеют ядро, основная их функция – участие в свёртывании крови.
5. Красноватую окраску эритроцитам придает белок – гемоглобин.
Вариант 3. Закончите предложения.
1.Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов………………………………..
2.Красные кровяные тельца …………………………….
3.Белок, находящийся внутри эритроцита ………………………
4.Клетка крови, участвующая в ее свертывании …………………
Белые клетки крови ………………………..

Заключение
Изучив нормативные документы ФГОС, педагогическую и методическую литературу по вопросам использования современных образовательных технологий на уроках биологии, выполнив поставленные задачи, мы пришли к выводу, что современные педагогические технологии радикально перестраивают процесс обучения. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Какую технологию или технологии применять в конкретном классе и по конкретному предмету решать, конечно же, самому учителю. Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа.
На наш взгляд, в чистом виде использовать только одну технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования. Вариативность использования современных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения по освоению образовательных результатов. Можно утверждать, что апробированные в образовательном процессе технологии, интерактивные методы, приемы способствуют достижению результатов современного образования.
Литература
Ковалева, С. Новый взгляд на грамотность / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский. – М., 2004.
Кузнецов, А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. – 2009. – №2.
Лернер, Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии / Биология в школе. №6. – 2011. С. 28-34.
Мосунова, Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
Петрова, О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникационной предметной среде / О.Г. Петрова //Биология в школе. – 2011. – №6. – С. 35-39.
Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. – 2008. – №5.
Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. – 2008. – №6.
Слободчиков, В.И. Проектирование замысла и реализации / В.И. Слободчиков, В.К. Рябцев. // Технологии проектной деятельности как единство в образовании. – Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2000.
Суматохин, С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии / Биология в школе. – 2012. – №6 – С. 54-60.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение. 2011.