Окружающий мир 3 класс. Тема: В царстве грибов. УМК Школа России


Тема: В царстве грибов
Цели деятельности учителя:
обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.
развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операции (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.
воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех живых существ в природе.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; раздаточный материал с изображением грибов; тестовые задания; плакат «В лесу»; аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
ІІ. Повторение изученного материала.
– Вспомните, какая бывает природа. (Живая и неживая)
– Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)
– А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
– Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся сегодня?
Звучит аудиозапись«Звуки леса».
Здравствуй, лес, дремучий лес!Что в глуши твоей таится?
Полный сказок и чудес!Что за зверь? Какая птица?
Ты о чем шумишь листвоюВсё открой, не утаи:
Ночью темной, грозовою?Ты же видишь – мы свои!
– Сегодня на уроке мы поговорим о царстве, которое находится в лесу. А какое это царство, вы узнаете, отгадав загадку:
• В лесу под елкой крошка – только шапка да ножка. (Гриб.)
– Тема нашего урока «В царстве грибов». А что бы вы хотели узнать о царстве грибов? (Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как прекрасно собирать грибы.)
– Какие бывают грибы?
– Где растут?
– С кем дружат?
– Для чего нужны грибы?
– Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы. На уроке мы обсудим следующие вопросы:
– Рассмотрим строение гриба.
– Поговорим о том, какие бывают грибы.
– Какую роль в жизни леса играют грибы.
– В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:
грибы – враги или друзья?
– Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке. Мы с вами отправляемся на лесную поляну. Можем ли мы отнести грибы к миру животных? Почему?
– Так что же такое грибы? (это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.)
– Мы узнали еще одно царство. Как оно называется? (Царство грибов.)
– Продолжим работу по заполнению схемы:

IV. Изучение нового материала.
1. строение гриба.
Беседа:
Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.
Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву.
Гриба довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
– В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (демонстрирует муляжи грибов).
– Что общего у грибов?
– Какие части? (Шляпка, ножка.)
Демонстрирует схему:
Строение гриба

– Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.)
– Что находится в земле? (Грибница).
2. Зачем нужны грибы.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней.
Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов.
Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
Работа с учебником
-Прочитайте текст в учебнике на с.112-113
– Можно ли назвать грибы санитарами леса?
– Как они лечат лес? (Они разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.)
Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.
– Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя».
– Почему так говорят? Что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда.)
-Относитесь к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России.
3.Грибы из Красной книги России.
(Слайды-рисунки грибов)
В 1984г. в Красную книгу нашей страны впервые было занесено 20 видов грибов. Многие из них еще растут в заповедниках и заказниках, где сбор их запрещен. Но в других местах эти грибы встречаются крайне редко. Все они, как правило, имеют необычный вид: причудливую окраску, форму или большие размеры.
Работа с учебником
-Рассмотрите страницу 113 учебника. Прочитайте названия грибов занесенных в Красную книгу России.
- Я хочу вас познакомить с грибами которых нет на рисунке.
Грибная капуста (1) – это чудо грибного мира своим внешним видом действительно напоминает капусту. Только растет она не в огороде, а у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые, плотно прижатые друг к другу лопасти, по краю сильно извилистые, желтоватого цвета Они очень напоминают курчавые листочки петрушки или морские водоросли. Удивительный гриб имеет форму шара диаметром до 35 см. и массой до 10кг.
Велика грибная капуста, а гриб – баран(2) еще больше. Если вам очень повезет, то в конце лета у основания стволов и пней старых лиственных деревьев вы сможете встретить «грибной куст» с сильным приятным запахом. Гриб-то один, а «веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном экземпляре гриба насчитывается до 200 шляпок. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50-80 см в диаметре, масса 10 кг и более. А вся эта громадина вырастает за каких-то 8-10 дней. Найдет удачливый грибник такой «букет» - и можно домой идти с богатой добычей. Гриб-то съедобный, только как его донести? Ни в какую корзину не поместится.
Трутовик разветвленный (3) – съедобный гриб-великан. Шар диаметром до 50 см состоится из многочисленных белых ножек, соединенных друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером 1,5-4см светло-коричневого или серовато-коричневого цвета. Плоские шляпки с небольшим углублением в центре плотно прижаты друг к другу. Если отломить кусочек молодого гриба, почувствуется запах укропа.
Диктиофора(4) сдвоенная (сетконоска) – из яйца вырастает грязновато-белая ножка высотой до 20 см с маленькой коричневатой оливково-зеленой шляпкой, слизистой в зрелом возрасте. Самое примечательное у этого гриба – сетчатое покрывало, которое отходит от места соединения шляпки с ножкой. Покрывало прикрывает половину или даже всю ножку, за что, несмотря на неприятный запах, диктиофоре сдвоенной дано романтическое название «дама с вуалью». Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем, –
Крылья сложили назад.
4. съедобные и несъедобные грибы.
– Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в кузовок кладу»?
Грибы бывают съедобные (которые мы без опаски употребляем в пищу) и несъедобные (которые содержат яд, очень опасный, иногда смертельный для человека).
- Как различить съедобные и несъедобные грибы?
- Пользуясь текстом учебника на с.114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные признаки.
(Работа ведется в парах)
Правила сбора грибов
- Кто из вас ходил в лес за грибами?
- Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь)
- Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.
1.Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.
2.Если гриб тебе не знаком, спроси у более опытных грибников.
3.Гриб надо срезать ножом.
4.Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может в лесу ты что-то не заметил.
5. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.
6.Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, - лучше его не брать.
- Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с.115
- Дополните нашу памятку.
V. Закрепление изученного материала.
1.Выступления учащихся: инсценировка «Встреча на полянке».
Учащиеся заранее разучили роли грибов.
Бледная поганка. Я стройная бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки – кольцо, точно мини-юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.
Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. для лечения больных суставов используют мухоморы. И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!
Белый гриб. Вы что тут расшумелись в лесу? Это я – белый гриб-боровик, самая желанная находка грибника. Я красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название «белый» я получил из-за своей мякоти. Если меня сварят или посушат, то я всё равно останусь беленьким, не потемнею.
В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу, и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь.
- Уважаемые грибы не ссорьтесь, нужны все грибы и съедобные и несъедобные. Грибы играют важную роль в жизни леса.
2.Разгадывание загадок.
- Я читаю загадку, вы называете отгадку и сажаете гриб на полянку к дереву.
Загадки:
• Расту в саду и на лугу,
И в парке на газоне,
На грядке круглый год живу
И на прилавках тоже.
(шампиньон.)
• Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту –
Зовусь я… (подосиновик).
• Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые… (лисички). • Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(подберезовик.)
• Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
• Люблю я в разных шапках быть.
В зеленоватой, красной, сероватой…
Собирай меня, не мешкай.
Я ведь… (сыроежка).
• Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело, потому что гриб он… (белый).
В шляпке розовой мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления….(волнушка)
- Какими грибами мы засадили полянку? (Съедобными)
3. Роль грибов в природе.
– Каково значение грибов в природе?
• Их любит собирать и есть человек.
• В них насекомые откладывают личинки.
• Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
• Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
• Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)
Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!
4. Исследовательская деятельность
-20 ноября мы взяли: кусочек хлеба, соленый огурчик, варенье. Поместили в отдельные контейнеры и вели ежедневное наблюдение.
-Вот что у нас получилось
Таблица наблюдения
20 23 24 25 26 27 30 01 02
Хлеб Маленькие
белые
пятна
Увелич. кол-ва
пятен Увелич.
кол-ва
пятен Пятна
стали
желтого
цвета Мелкие
ниточки
черного
цвета Огурец - - - - - - Варенье - - - - - - - Чем покрылся хлеб, и на какой день после начала исследования (Плесенью, на третий день)
- Огурчик и варенье остались без изменения. Будем продолжать наблюдение.
Вывод: У каждого продукта питания есть свой срок годности.
-Рассмотрите фотографии, как вы думаете что это?
-Это плесень, только увеличенная.
- Плесень это грибы. Если плесень рассмотреть под микроскопом, видно, что она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки.
– Как вы думаете, как называется этот вид грибов?
– Этот вид грибов называется «плесневые».
– А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу?
– Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов (демонстрирует таблетки).
Плесень относится к – грибам-карликам. Грибы-карлики очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко.
1. В старые времена, когда мало кто знал секрет приготовления кефира, люди сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов, живет чудо-растение. Брось его зерна в кувшин с молоком – молоко превратится в целебный и вкусный напиток. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок.
2. На одном кефире сыт не будешь. Возьмем булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок-хлебопек. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-пивовары, грибы-маслоделы.
– Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микологией (термин на доске).
VI. Проверка знаний.
– У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями.
1. Необходимо указать стрелками части шляпочных грибов. (шляпка, ножка, грибница.)
2. Выбрать правильный ответ на вопросы теста.
Тест
1. Чем размножаются шляпочные грибы?
а) семечками; б) отростками; в) спорами.
2. Какая часть у грибов самая важная?
а) грибница; б) шляпка; в) ножка.
3. Можно ли собирать все грибы подряд?
а) да, все пригодятся для питания;
б) нет, только знакомые съедобные грибы.
4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?
а) одни лесные грибы у нас на столе;
б) употребляем в пищу не только лесные грибы.
5. Как правильно собирать грибы?
а) раскидать листву, разрыть мох;
б) собирать только самые крупные грибы;
в) срезать грибы ножиком.
– Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то справа отмечайте знаком «+».
– Кто выполнил все задания правильно, покажите зелёную карточку.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы довольны тем, как вы работали, то покажите зелёную карточку, а если нет, – покажите красную.
– Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы имеют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.
– С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?
– Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?
– Какой вид работы понравился?
– Что было трудно?
Домашнее задание: выучить памятку «Как собирать грибы» (учебник, с. 115); найти информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, то есть являются друзьями.