Материалы из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка


Вагина Наталья Николаевна
ГБОУ СОШ №5 г.о. Сызрань
Учитель начальных классов
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ.
Духовное начало человека коренится в «даре слова»,
языковой способности как «силе, делающей человека человеком» (В.Гумбольдт).
Введение
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
В связи с этим проблема нравственного воспитания становится одной из самых актуальных и требует системного подхода.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.
Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Новизна и практическая значимость:
новизна опыта состоит в стремлении построить урок так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием.
Основная цель моей работы:
создание системы нравственного воспитания детей для формирования социально - активной личности на уроках русского языка.
Достижение цели вижу в следующем:
пробуждение интереса учащихся к учебному предмету, формирование и развитие нравственных основ поведения, формирование патриотического чувства, обогащение речи, развитие познавательных интересов.
Актуальность:
реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Условия возникновения и становления педагогического опыта
Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров.
Предмет «русский язык»  не является среди них исключением. О роли школьного предмета «русский язык» в свое время писал Ф.И. Буслаев, один из самых ярких филологов середины XIX в.: «Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку».
Действительно, воспитательное воздействие на учащихся при обучении русскому языку велико. Оно вытекает из объективно существующих связей между языком и самыми разнообразными сторонами действительности. Природа лингвистических объектов такова, что в них отражаются и реалии предметного мира, и человеческие отношения, и внутренний мир человека, его познавательная деятельность.
Одним из несомненных преимуществ уроков русского языка является то, что учитель может и организовать откровенную беседу по тому или иному этическому вопросу, и затронуть тот же вопрос незаметно для учащихся, давая лишь образцы для подражания, пищу для размышлений, оставаясь, казалось бы, в стороне от тех нравственных проблем, которые, по его замыслу, встают перед учащимися.Предмет «русский язык» школьник часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому задача воспитания интереса к урокам русского языка очень важна и актуальна. Успех в решении воспитательных задач на уроках русского языка в обязательной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать, воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят уроки русского языка, испытывают желание полнее и глубже изучить родной язык, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.
Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из серьезных и актуальных современной методике, прежде всего потому, что отношение учащихся к предмету русского языка в известной мере отражает и их отношение к родному языку.
Отдельными моментами опыта работы в этом направлении и хотелось бы поделиться.
Из опыта работы по формированию и развитию нравственных качеств учащихся на уроках русского языка
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки. Они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. 
Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и - безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость. Работа с пословицами способствует решению не
только воспитательных, но и учебных задач: привитие любви и интереса к изучению русского языка, формирование каллиграфического навыка, развитие орфографической зоркости, расширение и обогащение словарного запаса, развитие речи.
Пословицы и поговорки использую при изучении следующих тем:
«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Конец — делу венец. Земля зимой силу копит, а летом отдает. Кто мало говорит, тот больше делает. Без росы и трава не растет.
«Правописание звонких и глухих согласных на конце слов»
Береги нос в большой мороз. Слаще всех плодов — плод честного труда.
Свой глаз — алмаз. Не шуба греет, а хлеб.
«Слова с непроверяемыми орфограммами»
Человек без Родины, что соловей без песни. Трактором пахать, не лопатою копать. Не трактор пашет, а тракторист. Больше землю удобряй, выше будет урожай.
«Слова с удвоенными согласными»
Недаром говорится, что нужда коллектива боится. Хороший лен — дохода миллион. Русский солдат не знает преград. Всякая ссора красна миром. Храброму не нужна длинная шпага. Недруг поддакивает, а друг спорит.
«Мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный»
Родину-мать умей защищать. Отольются волку овечьи слезки. Ученье — путь к уменью. Маленькое дело лучше большого безделья.
Пословицы и поговорки использую на уроках русского языка при изучении целых разделов или отдельных тем грамматики. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе.
(Маленькое) дело лучше (большого) безделья. (Родная) сторона — мать, (чужая) — мачеха. (Старый) друг лучше (новых) двух. (Черная) земля (белых) рук не любит. Зимой снег (глубокий) — летом хлеб (высокий). Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка. У мудрого человека (длинные) уши и (короткий) язык.
Записываю пословицы без имён прилагательных. Учащиеся отгадывают пропущенные слова, определяют часть речи.
Так, в 3 классе при изучении темы «Правописание падежных окончаний имен существительных» даю задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их.
Труд кормит, а лень портит. Землю солнце красит, а человека — труд. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Суди о человеке по его труду. Белые ручки чужой труд любят. В труде рождаются герои.
Учащиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание, определяют падеж имени существительного.
«Написание частицы не с глаголами»
Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических оборотах.
Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы, например такие как: держаться до последнего, душа нараспашку, задать перцу, змея подколодная, глаза на мокром месте, горе луковое (незадачливый человек, недотёпа (с оттенком шутливого сочувствия), жить бирюком, ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, оставаясь пассивным; напрасно надеяться на что-либо) и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ. Фразеологизмы в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений.
Формы работы на уроках могут быть различными в зависимости от целей урока:
Подберите фразеологические сочетания к  следующим  толкованиям:
Овладеть собой,  успокоиться (взять себя в руки). Очень тесно (яблоку негде упасть). Усиленно  думать  над трудным   вопросом (ломать голову). Хорошо   помнить (зарубить на носу).
Определите значение фразеологизмов.
 Я  во  всю   жизнь мою никогда не писал  рецензий. Для меня  это  китайская  грамота.  (А.П. Чехов) Народ  восстал. Нет  у него  больше  сил  терпеть.  Не хочет. Царский манифест,  о  котором  ты говоришь,  оказался  филькиной грамотой.  (А. Степанов)
 Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):
 Предлагаю детям подобрать к фразеологизму первого столбика:    
1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы 
2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы 
Золотые  руки                                с глазу на глаз
Капля в море                                  смотреть сквозь пальцы
Один в поле не воин                      мастер на все руки
Закрывать глаза                              кот наплакал
Брать себя в руки                            воспрять духом
Засучив рукава                                рукой подать
За тридевять земель                       спустя рукава
Повесить голову                             выходить из себя
Использование высказываний великих, знаменитых людей, содержащих богатый языковой материал и несущих большой патриотический заряд
Наша Родина - это могучее тысячелетнее дерево. Так пусть же каждый из нас будет не сухим, бесплодным сучком на этом дереве, а живой, плодоносящей ветвью. (В.Сухомлинский)
В любви к отечеству мы не уступим ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом. (К.Ушинский)
Патриотизм начинается с самого простого: с дерева возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни. (И.Эренбург)
Использование материала краеведческого характера
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. С любви к малой родине начинается любовь к нашей большой стране. Поэтому материалы краеведческого характера, усиливают духовно – нравственную направленность обучения русскому языку. Знакомство с богатствами родного края позволяет учащимся понять, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости.
К урокам подбираю материал из произведений писателей и поэтов, чьи имена связаны с нашим городом – Денис Давыдов, Иван Дмитриев, Алексей Толстой, Константин Федин, Галина Цыплёнкова, Надежда Подлесова, Галина Елисеева. Использую статьи из газеты «Волжские вести в субботу», Интернет-ресурсы.
«Сызрань»
«Советская» стрелой пронзает город...
Ты одновременно и стар, и молод.
Ты красен местом и делами тоже,
Улыбками приветливых прохожих.
Рождает облик твой в душе волненье.
Поэтам щедро даришь вдохновенье.
Весной ты, как невеста, расцветаешь
И яхтой белоснежной в дымке таешь.
А с Волги веет бризом и прохладой...
Здесь девушки - мужским очам отрада.
Гуляют свадьбы шумные кадеты
И разлетаются по белу свету.
Орлами здесь становятся орлята,
А память о героях чтится свято.
И колокольный звон тревожит душу,
Ход времени, не сбив и не нарушив.
Ты хлебосолен, щедр и в меру весел...
Спокоен, мудр, ни для кого не тесен.
Живут здесь дружно разных наций дети.
Спасибо, Сызрань, что ты есть на свете!
Ты с каждым годом краше и моложе,
Прими мои стихи и душу тоже,
Ты стал родным мне, этого не скрою,
К тебе с Надеждой, Верой и Любовью!
Ю. Степанец
Отрывки из стихотворения использую при изучении разных тем.
Гуляют свадьбы шумные кадеты
И разлетаются по белу свету. («Однородные члены предложения»)
Спасибо, Сызрань, что ты есть на свете! («Обращение»)
Орлами здесь становятся орлята,
А память о героях чтится свято. («Сложное предложение»)
А с Волги веет бризом и прохладой... («Имена собственные»)
Проектная деятельность
Изучение русского языка должно стать проводником в изучении культуры, нравственных ценностей своего народа, ключиком к разгадке его «загадочной души», с одной стороны, и основным каналом освоения современной культуры, путём в будущую цивилизацию, с другой. Нужно приблизить назначение уроков русского языка к первоочередным потребностям человека – расти, познавать, общаться с помощью языка. Большую помощь здесь оказывает проектная деятельность. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, которое даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат.
Учащиеся класса выполняют проекты не только по темам учебника. В этом учебном году по русскому языку наиболее удачными стали проекты «За чистоту русского языка!», «Русский язык на обёртках конфет», «Особенности речи спортивных комментаторов».
Курс «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) предусматривает разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети смогут познакомиться с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, Д.С. Лихачёва, М.М. Пришвина, И.С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С. Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я. Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. В процессе работы ученики будут составлять тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях. 
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.
Обладая знаниями различных методик, можно достаточно быстро научить детей писать, читать, танцевать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. «Сказать: я – человек, не трудно, намного труднее быть им». Нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.
Литература
Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.
Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.