Статья по русскому языку на тему Роль языковых средств в формировании коммуникативной компетентности младших школьников

Роль языковых средств в формировании коммуникативной компетентности младших школьников.
Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть, И чудо слова возникает сразу.                                    Е. Винокуров
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников, по моему мнению, достигается через развитие речи, через общение на уроках русского языка и литературного чтения.
Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, знаний, намерений, чувств. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые зачастую не удовлетворяются сегодняшними родителями, не отходящими от телевизора, компьютера, от повседневных  забот. Зачастую и речь родителей нередко бывает бедна, однообразна и невыразительна и неправильна с точки зрения литературной нормы. В современных условиях ребёнок сам может получать разные информации, познания о мире через книгу, печать, телевизор, Интернет, мало общается .Общение как условие развития речи ребёнка утрачивает смысл, что привлекает за собой обеднение словарного запаса, иными словами речь ребёнка не развивается.
Не случайно В.А.Сухомлинский потребность в общении называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
На уроках русского языка учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
              Как отмечает психолог Н. И. Жинкин «Речь – это канал развития интеллекта». Знания, факты, то есть информация, - материал мышления. Речевое развитие способствует развитию мышления. Развитие речи способствует эстетическому, умственному, интеллектуальному развитию ребёнка. Итак, для ребёнка развитая речь – залог успешного обучения и развития.
               Основы развития  речи закладываются в начальной школе. Дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменной речью, с необходимостью совершенствовать речь. В развитии речи нужна систематическая работа учащихся, учителя и в том числе родителей. Требованиями к речи учащихся относятся:
Содержательность. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен самому и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, переживаниях
 
Логичность, последовательность, чёткость построения речи. Правильная, развитая речь предполагает обоснованность выводов, умение начать, закончить, завершить высказывание.
Точность речи -  умение выбрать для передачи мысли, фактов наилучшие языковые средства. Точность требует  богатства языка, умения выбрать в разных случаях разные слова.
4. Выразительность. Умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на аудиторию интонациями.
5. Ясность речи – доступность для тех, кому они адресованы. Ясность речи предполагает отсутствие лишних слов.
В развитии речи младших школьников, на мой взгляд, целесообразно использовать  технологию продуктивной деятельности – метод проектов.
Виды проектов разнообразны. В начальной школе с целью развития речи можно использовать проекты – наблюдения, рассказы, рисунки, инсценировки, различные конструктивные проекты, в том числе проекты игр, исследовательские и. т. д.
    Занимаясь проектной деятельностью, дети, начиная с планирования, поиска информации вступают в контакт со сверстниками, родителями, другими компетентными людьми с учителем, как с тьютером исследовательской работы. Учатся работать с разными источниками информации, развивается наряду с устной речью и письменная речь., культура общения, учатся коммуникабельности.
Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:
Этапы
Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап
Готовность учащихся участвовать в урочном общении


Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ


Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой


Комментировать вопросы и ответы


Делать сообщения


Рассказывать логично и последовательно

2 этап
Простота и чёткость речевого высказывания


Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку


Умение высказывать свою мысль образно , ярко и кратко


Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание


Умение использовать риторические вопросы


Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником


Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап
Умение вести беседу в паре, в группе


Умение поддерживать беседу


Умение вести конструктивный диалог


Умение построить дискуссию и вести её


Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах


Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).
Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова» Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.
Используя опыт развития коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка, можно добиваться устойчивых положительных результатов, выполняя проблемные, творческие и дифференцированные задания, различные виды диктантов, создавая комфортные условия для формирования положительной мотивации.
Многосторонние межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательную ценность, учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Познавательная деятельность учащихся на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует значительного напряжения памяти, мыслительных и волевых процессов. Наблюдается высокий интерес учащихся к уроку на всем его протяжении.      
Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться и с точки зрения общности методов, приемов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности и т.п.
Использование межпредметных связей на уроках русского языка способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности младшего школьника.
Коммуникативная компетентность -  совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Понятие коммуникативной компетентности, на наш взгляд, предполагает, что человек осознаёт: собственные потребности и ценностные ориентации; свои перцептивные умения, то есть способность воспринимать окружающее без субъективных искажений; готовность воспринимать новое во внешней среде; свои возможности в понимании  норм и ценностей других социальных групп и культур; свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды. Следует отметить, что, рассматривая структуру коммуникативной компетентности, ряд учёных выделяют коммуникативную культуру личности как систему качеств, включающих: творческое мышление, культуру речевого действия,  культуру психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру эмоций. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младшего школьника способствует развитию его как языковой личности.

























Список литературы:
1.Андреева Л.Н. Социальная психология. - М.: Изд-во Просвещение, 1993.
2.Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.- 2010г. № 3.
3.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека - М., 2007.
4.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989.
5.Бурдина М.И. Организация учебного процесса по русскому языку в начальной школе // ИЯШ // 2001. №2.
6.Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения русскому языку в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006. 11.Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992.
7.Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение
8.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эйдос : Интернет_журнал. – 2006. – [Электронный ресурс].– [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007.
10.Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. / М., «Линка – Пресс», 1994г.
11.Срезневский И.И. «Обучение русскому языку вообще и особенно в детском возрасте». - // Русское слово, Избр.труды – М., 1986г.
12.Стандарт основного общего образования по русскому языку [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru/
13.Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.

15