Презентация по технологии на тему Мое педагогическое кредо


« Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами»
(Э.Хаббард).
МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО - "Только творческий учитель знает, как воспламенить творчество у ученика"
«Можно  коня  привести  к  воде, но  нельзя  заставить  его  пить», гласит восточная мудрость. Так  и  в  нашей  работе, мы  можем  предложить ребенку необходимую ему сумму знаний, но  только положительная мотивация, где учителю отводится ключевая роль, позволит  ему эти знания усвоить.
В обучении, чтобы не формально усвоить материал, надо не пробыть, а прожить обучение, надо, чтобы обучение вошло в жизнь ребенка, чтобы оно имело для него личностный смысл.
А.Н.Леонтьев Учитель - это удивительная, творческая профессия. Не даром учителя сравнивают с творцом, художником, скульптором человеческого миропонимания. Профессия учитель имеет свойство преображать человеческие души. А еще в педагоге чудесным образом переплетаются детство, юность, надежды, мечты. Поэтому учитель всегда молод, полон жизненной энергии и не теряет присутствия духа в любой, даже очень сложной ситуации. Действительно, работая в школе, забываешь о возрасте, порой недугах, жизненных неурядицах. По детски искренне радуешься победам и плачешь при неудачах, преодолеваешь трудности и празднуешь успехи. Проще выразить это словами Л. Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» Для меня школа - это творческая мастерская. Ведь в школе ребёнок проводит большую часть времени, это мир, в котором он живет и, как губка, впитывает весь уклад и традиции. И это от меня зависит, полюбит ребёнок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее или возненавидит навсегда. Учитель живет в другом измерении, имя которому - школьная жизнь.
В моей педагогической практике каждый прожитый школьный день, горящие глаза моих учеников побуждали и побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд, является необходимым условием личностного роста и профессионального мастерства.
В своей педагогической деятельности я неотступен от педагогического принципа - находить в ребенке что-то хорошее, положительное. За более двадцатилетнее служение школе я не встретил не одного безнадежно плохую маленькую личность. Маленький человек, это, пусть и маленькая, но личность.
С каждым поколением детей я опускаюсь в «детство», «растворяюсь» с ними в нем, с ними я росту, «обретаю черты личности» и с ними завершаю «отрочество».
Опуститься вниз к детям это не самоцель, иначе я был-бы только смешон, а оттуда со своими знаниями, опытом опосредованно влиять, воздействовать на воспитание и становление будущего Человека. Как у Конфуция - «Учитель и ученик растут вместе».
Однако с годами бегать по этим «этажам» все труднее, но учителя – это племя неисправимых оптимистов. Молодой задор, трудолюбие, преданность своему делу помогают мне выжить и все преодолеть.
Сколько бессонных ночей на счету у меня и каждого из нас, сколько времени у нас уходит на подготовку к каждому уроку. Но это всегда было, есть и будет.
Каждый день, идя в школу, я строю планы, надеюсь, верю и жду результатов. Вот начинается урок: урок технологии. Но всегда это урок-диалог, урок-открытие, урок-путешествие, урок-исследование, урок-размышление. Только на таких уроках дети думают, мыслят, анализируют, сопоставляют, сравнивают, растут духовно. А их участие в конкурсах, выставках творческих проектов, в научно-практических конференциях позволяет им не только занимать призовые места, но и укрепляться в своих взглядах, устоях. Они учатся видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности. Мои воспитанники учатся оценивать свои силы и время, добывать информацию, критически ее переосмысливать. Они учатся планировать работу, видеть ее результаты, а иногда и ошибки, которые в будущем уже не допустят. Другими словами, теоретические знания и практические навыки они преобразуют в реальный жизненный опыт. И незаметно для себя и окружающих взрослеют. Мои ученики постигают вечные человеческие ценности, учатся ответственности, сознательности, духовности, начинают ценить Родину.
Я, как учитель, стараюсь: повышать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся; вырабатывать потребность к знаниям, умение самостоятельно мыслить; способствую ориентированию в новой ситуации; научить прислушиваться к суждениям других людей, развитию способности высказывать свою точку зрения.
«Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать» - это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, его общая  профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, его жизненный опыт и профессиональная интуиция.  «Только творческий учитель знает, как воспламенить творчество у ученика» - таково мое педагогическое кредо.
Цель моей педагогической деятельности – научить ребенка творчески мыслить, воспитывать культуру труда, самостоятельно добывать знания, совершенствоваться в технологической деятельности.
Для осуществления данной цели я решаю следующие задачи:
*   помочь каждому ученику пробудить и развить интерес к творчеству, труду;
*  формировать желание и умение учиться некоторым технологиям обработки классических и современных материалов;
*  осуществлять педагогический процесс на взаимном доверии и понимании между учителем, учеником и его родителями;
* выработка положительной мотивации на уроке;
*  развитие познавательной активности учащихся.
* воспитывать и совершенствовать культуру труда и производства
Решая поставленные задачи, стараюсь строить свою педагогическую деятельность в соответствии с требованиями времени. Осваиваю и внедряю современные педагогические технологии, интерактивные формы обучения.
Работая над решением поставленных задач, мною были определены следующие направления педагогической деятельности:
совершенствование содержания технологического образования путем насыщения его прикладными и сюжетными заданиями;
использование современных материалов на уроках технического труда;
проведение нестандартных уроков, основанных на материалах общественного, экономического, регионального компонента, исторического, природоохронительного и экологического содержаний;
внедрение в обучение информационных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.
привлечение учащихся к активной творческой работе по предмету.
С 2002 года осуществляю с учащимися творческие проектные работы с презентацией лучших на городских и областных форумах, семинарах и выставках. В проектной деятельности учащихся меня привлекает то, что она позволяет активизировать деятельность учащихся, вовлекает их в творческий процесс познания, учит работать с материалами, заставляет при встрече с новой информацией рассматривать ее вдумчиво и критически, представляет новые идеи с различных точек зрения, учит делать выводы относительно точности и ценности данной информации.
Ребята 5 – 7 классов неоднократно со своими проектами участвовали в городских конкурсах «Домик для птиц», муниципальных праздниках «Весенние трели», на выставках декоративно – прикладного творчества детей, на областных выставках – конкурсах детского творчества «Мир глазами детей», на открытых областных молодежных форумах «Новое поколение: кадровый резерв ХХ1века» и тд.
Решая поставленные задачи, стараюсь четко планировать всю систему урочной и внеурочной деятельности, каждый урок. Мастерство учителя - это не случайная удача, не только счастливые находки, это систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Результат работы учителя во многом зависит от того, как он готовится к своим урокам.
За все время своей работы неоднократно, в рамках городских, областных и всероссийских семинарах делился педагогическим опытам через выступления, проведения мастер – классов.
С целью повышения качества знаний, повышения интереса учащихся к предмету включаю в свою педагогическую деятельность элементы игровых, соревновательных технологий, технологии здоровьесбережения, строю процесс обучения на принципах проблемного и личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, использую коллективные формы работы с учащимися.
Учитель сегодня должен так управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому стремится каждый учитель. Развить познавательную активность помогают мне нетрадиционные формы урока. В 5-8 классах - уроки-консультации, уроки – с моделированием проблемных ситуаций, семинары, уроки – конкурсы, практикумы, лабораторные работы, практические задания, уроки коллективного выполнения работы, разгадывание кроссвордов, загадок, использование игровых форм уроков.Большое внимание уделяю формированию положительной мотивации к предмету: готовлю учащихся к «предметным декадам», к школьным и городским олимпиадам, к школьным конкурсам мастерства – «Мастер – золотые руки».
Для детей с (ОВЗ), задержкой психического развития, мною разработаны универсальные образовательные программы для 5 – 9 классов.
Программы позволяют участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей направленности обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.
Рабочие универсальные учебные программы предоставляют возможности для реализации такими детьми различных подходов при изучении курса, с учетом материальной базы школы, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Данные программы составлены с учетом ранее полученных учащимися при обучении технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Отличительной особенностью программ является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Материальная культура, в которой существует человек, охватывает все сферы человеческой деятельности. И материальная, и духовная культура тесно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, дополняют друг друга, являются важной составляющей человеческого бытия. Создание предметов материальной культуры заключается в сочетании практических действий на основе теоретических знаний. Дети, в силу обстоятельств, заболеваний, наследственности попавшие в данную категорию, должны не только пройти адаптационный период, освоить материал, но и гармонично влиться в созидательный процесс строителя цивилизованного общества.
Спектр видов деятельности и используемых материалов на уроках технологии позволяет учащимся расширить политехнический кругозор, раскрыть свои индивидуальные способности, найти свою технику и материалы для дальнейшего обучения и осознанного выбора профессии.
На данную тему я выступил со статьей в сборнике: «Актуальные вопросы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей».
Работая с детьми данной категории, я отдаю предпочтение организационно–методическим принципам обучения: преемственности, последовательности, систематичности; единства группового и индивидуального обучения; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне сложности; наглядности и продуктивности.
Активизация познавательной деятельности во многом зависит от учителя. Поэтому на своих уроках я пытаюсь создать обстановку доброжелательности, делать акцент на позитивную сторону выполненных работ, а потом уже указываю на недостатки и ошибки, показав, как их исправить. По своему опыту знаю, что подчеркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках, порождает нежелание активно участвовать в работе, блокирует внимание.
Опираясь на индивидуальные и возрастные особенности детей, стараюсь использовать групповые формы работы, работу в парах, где ученики активно могут проявить свои способности, побывать одновременно в роли учителя и ученика. Дифференцированные формы обучения позволяют ребенку справиться с посильными для него заданиями, делая обучение более успешным.
В зависимости от поставленных учебно-воспитательных задач применяю различные методы и формы организации обучения. Я стараюсь предоставить каждому учащемуся право искать себя в рамках урока, на занятиях по индивидуальным планам обучения. Сложившаяся система уроков творческого характера, уровневая дифференциация содержания изучаемого материала, разноуровневые задания, групповая форма организации познавательной деятельности - всё это способствует развитию творческих способностей учащихся.
В кабинете технологии имеется необходимая литература, учебники, раздаточный материал для организации индивидуальной, групповой и самостоятельной учебной работы; технологические карты, чертежи изделий для выполнения работ.
Большую помощь и поддержку в работе мне оказывает руководство школы, помогает в создании условий для повышения качества труда. Представители администрации периодически посещают уроки, дают полезные рекомендации. Научно – методическая служба школы направляет методическую работу, помогает в решении учебно–воспитательных задач. В школе проводятся педсоветы по знакомству с новыми технологиями и внедрению их в практику работы, по эффективности и совершенствованию урока, по технологиям здоровьясбережения и т.д. Принимаю участие в работе педагогических советов, выступаю с сообщениями, делюсь имеющимся опытом. Регулярно посещаю заседания МО учителей технологии. семинары, круглые столы.
Я благодарен профессии, в которую играл в детстве, но не рассматривал как педагогическую перспективу. Более 20 лет в профессии промелькнули для меня, как один день, а такое может быть тогда, когда человек на своем месте.
Сегодня я благодарю, что педагогика подарила мне наполненную жизнь, мир удивительных открытий, радости и ожидания, взлеты и переживания. Я благодарен за то, что я могу быть полезен своим ученикам. Для меня важным было и остается: активная жизненная позиция, постоянный творческий поиск, желание научить и заинтересовать ученика. Считаю, что учить - это значит всегда учиться самому.