Методические рекомендации для участия в конкурсе педагогического мастерства


Открытый всероссийский конкурс ЭКОШКОЛы «Мой мастер-класс»
Мастер-класс - один из самых эффективных способов распространения педагогического опыта. Мастер-класс от ЭКОШКОЛы позволяет творческим педагогам поделиться накопленным опытом с учащимися начальной школы, освоить и использовать новейшие методики и технологии для наиболее эффективной подачи материала.
Современная школа активизировала свою деятельность для реализации системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Данный социальный заказ требует целеноправленного влияния на развитие потребности и способности учащихся к саморазвитию. Одним из условий достижения хорошего результата является такая организация развивающего пространства ученика, чтобы ученик сам учился полученный опыт передавать окружающим.
Мастер-классы от ЭКОШКОЛы разделяются на две группы: творческая лаборатория (краткосрочный экологический проект) и творческая мастерская (творческий проект).
Во время мастер-класса происходит:
-обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера,
-демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;
-создание условий для самостоятельного построения новых знаний с помощью всех участников занятия.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология, в данном случае учащимся. Побывав у Мастера на занятии, каждый участник сможет среди своего окружения (для дошкольников, для одноклассников, для родителей и т.п.) передать продуктивные способы новой творческой работы или краткосрочного проекта.
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.
В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
Выделение проблемы
Актуализации знаний в данной проблемной плоскости
Объединение в группы для решения проблемы
Работа с материалом
Представление результатов работы
Обсуждение и корректировка результатов работы
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
Участие в мастер-классе позволяет раскрыть индивидуальность педагога, творческий потенциал, продемонстрировать свои достижения.
Литература
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.