Урок-исследование по географии в 8 классе по теме Урал — каменный пояс России


Зырянская средняя общеобразовательная школа












Разработка
урока- исследования


по теме
«Каменный пояс России»







2006 год





Разработка урока-исследования
по теме
«Каменный пояс России»
1 Ведение:
1.Определяем тему урока путем решения геозадач:
а) На стыки древней палеозойской платформы и мезозойской плиты сформировалась геосинклинальная область меридионального направления
б) Расшифруем картосхему (приложение №1)
в) В топонимике России зафиксирован единственный случай переименования реки. Более того, по указу императрицы река была не только переименована, но еще и высечена 100 розгами за то, что приняла на свои берега отряды яицких казаков.

2. Итак, исходя из всех ваших ответов ясно, что мы сегодня начинаем рассматривать ПТК Урала. А вот почему тема урока « Каменный пояс», вам сейчас объяснит Читая Саша, который провел небольшое топонимическое исследование.

Объяснение ученика (топонимика Урала)


3. Рассмотрим задачи урока. Что надо узнать и чему научиться на двух уроках по ПТК Урала?

2. Основная часть урока.

На прошлом уроке закончили работу по ПТК Кавказа. Сегодня Илья дает нам сравнительный анализ ГП Кавказа и Урала, каждый из которых для России является «самой-самой» в своем роде территорией.
Работаем по плану анализа ПТК, опираясь на карты атласа. Какую карту используем для определения ГП Урала?
Рассмотрим рельеф и тектонику ПТК
А) По орфографической схеме с. 173 в учебнике и физ. карте даем краткий анализ рельефа, и деления на 3 части (Предуралье, Водораздельный хребет и Зауралье).
Почему направление хребтов Урала меридиональное? Форма вершин Урала?
Б) Каково время образования гор, т.е. каков их возраст? Почему Алтай, образовавшийся одновременно с Уралом, имеет мах высоты в более чем два раза больше?
В) Итак, знаем, что Урал называли каменным поясом. А вот девизом урока взяты слова академика Ферсмана: « Урал минералогический рай и кладовая запасов». Как думаете, правда ли это? Да, на Урале геологи зафиксировали около 1000 видов пол ископаемых в 10000 месторождениях. При этом следует учесть, что в северной части гор геологические изыскания еще не закончены.
Г) Смотрим на усл. знаки пол иск. Урала и перечисляем их названия.
Определяем, почему все знаки красные, кроме одного – марганцевые руды – черного цвета? (все магматического происхождения, а марганцевые руды – осадочные)
Зачитываю отрывок из «Хозяйки Медной горы» Бажова. Говоря о Кавказе, вспоминали «певцов» его Пушкина и Лермонтова, а вот певцом Урала можно назвать Павла Бажова (краткий рассказ о нем и его сказках). Посмотрите на гербы Урала, выполненные ребятами, на них тоже использованы мотивы его творчества.
А теперь, работая в парах и помня обсуждение вопроса об Урале и Алтае, определим какие климатические пояса и пр. зоны пересекают горы? В чем особенности увлажнения территории, почему? Какова ср. t января-июля? Какова общая краткая характеристика климата Урала?

Продолжая работать в парах, определим наличие и видовой состав водных ресурсов Урала.
Реки. Какие и каких бассейнов стока?
Какие еще виды водных ресурсов?
А есть ли на Урале вечная мерзлота и ледники? Есть, причем ледники есть не только в горах на севере Урала. О необычной ледовой пещере Урала вам сейчас расскажет Настя.
3 Заключение:

на следующем уроке продолжим изучение ПТК. Для всех задание на дом – рассказ по §32 и записям тетради и изготовление гербов Урала. Для отдельных учащихся индивидуальные задания:
Крупные города и население Урала.
Охраняемые территории Урала.

15