ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районного заочного этапа Всероссийской акции «Я — гражданин России»



ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении районного заочного этапа
XV Всероссийской акции «Я - гражданин России»Общие положенияРайонный заочный этап XV-й Всероссийской акции «Я - гражданин России» проводится отделом образования АБМР. Организацию и проведение районного этапа акции «Я - гражданин России» (далее - Акция) осуществляет МУ ДО «Дом детского творчества города Будённовска Будённовского района».
Цель проведения Акции - вовлечение молодых граждан в общественно-полезную социальную деятельность, формирование у них активной гражданской позиции.
Задачи Акции:
привлечение внимания обучающихся к решению актуальных социальных проблем местного сообщества, с учетом особенностей различных субъектов Российской Федерации;
освоение обучающимися разнообразных форм поиска, обработки и анализа разнородной информации, приобретение навыков обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
приобретение обучающимися умений социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с группами граждан, различными уровнями власти и общественными организациями;
выявление и поддержка лучших детских проектов, педагогических инициатив в области социального проектирования;
содействие социальной адаптации, формированию патриотических чувств и гражданской ответственности обучающихся;
содействие становлению гражданственности молодого поколения, формированию ценностей демократии, толерантности, гражданского общества и патриотизма.
Участники Акции2.1. В Акции принимают участие обучающиеся (группы обучающихся) в возрасте 11-16 лет общеобразовательных организаций Будённовского района, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в родном селе, районе, городе, крае.
3. Руководство Акцией3.1. Общее руководство подготовкой и проведением Акции осуществляет Оргкомитет с правом жюри.
4. Порядок проведения АкцииПринимая участие в Акции, команда при поддержке педагогов выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их образовательной организации, села, района, города, края.
Участниками Акции становятся обучающиеся или группы обучающихся, которые разработали и реализовали свой проект в течение сентября 2015 года - февраля 2016 года.
Исследуя сущность проблемы, участники собирают различную информацию, на основе которой разрабатывается и реализуется социальный проект, который впоследствии предоставляется на районный этап Акции в соответствии с требованиями к представлению социальных проектов на районный этап Акции (Приложение № 2).
При разработке социального проекта рекомендуется использовать методику работу команд над социальными проектами, с которой можно ознакомиться в Приложении № 3.
Тематика конкурсных проектных работ, предоставляемых для участия в Акции:
Решение актуальных проблем образовательной организации.
Благоустройство своей малой родины.
Конструктивное решение актуальной проблемы местного сообщества.
Творческий подход к решению актуальной экологической проблемы.
Пропаганда здорового образа жизни.
Высокая духовность и патриотизм.
Пропаганда межкультурного взаимодействия и культуры мира.
Забота о сохранении традиций и культурного своеобразия различных этносов.
Гражданская инициатива и предприимчивость.
Забота о безопасности граждан родной местности.
Восстановление исторической памяти.
Участники Акции не ограничены данным перечнем в выборе проблематики социального проекта, могут быть предложены и другие социально значимые направления проектной деятельности обучающихся.
Оргкомитет Акции проводит экспертизу проектов, присланных на районный заочный этап Акции, и определяет участников краевого(заочного) этапа по 5 тематическим направлениям (номинациям):
экология;
благоустройство территорий;
социальные проблемы;
молодежная проблематика;
гражданские инициативы.
Папку документов (вместе с проектом) необходимо сдать до по адресу: г. Буденновск, ул. Пушкинская, 230 МУ ДО «Дом детского творчества города Буденновска Буденновского района», кабинет 17.
Акция проводится в два этапа:
этап - муниципальный ( февраль 2016 г.).
этап - краевой (март 2016 г.)
Порядок предоставления работ на районный этап Акции.
Проекты победителей муниципального этапа направляются в Оргкомитет Акции со следующими материалами:
заявка на участие (Приложение № 1);
сопроводительное письмо, заверенное подписью и печатью образовательной организацией;
проект в печатном и электронном виде; электронный вариант материалов проекта, сценарный план защиты проекта в текстовом редакторе «Microsoft Word 2010» и презентация.
На районный заочный этап Акции не допускаются работы:
не соответствующие логике Акции (не связанные с выявлением, анализом и решением конкретных социальных проблем);
не соответствующие требованиям к оформлению социальных проектов;
реализованные ранее сентября 2015 г. или занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях краевого и всероссийского уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах.
Работы, присланные на районный заочный этап Акции, не рецензируются.
5. Критерии оценки конкурсных работЭкспертная оценка конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:
актуальность избранной проблемы и ее социальная значимость;
анализ разнообразных источников информации по выбранной проблеме;
юридическая правомерность предложений и действий команды в ходе проектной деятельности;
экономическое обоснование и реалистичность проекта;
взаимодействие с государственными органами, социальными партнерами, организациями и группами граждан;
- нацеленность на достижение практического результата, конкретные действия по реализации социального проекта.
6. Подведение итогов и награждение победителейИтоги Акции подводятся Оргкомитетом с правом жюри.
Определяются три лучшие работы, авторам которых вручаются Дипломы за I, II и III места (по каждой номинации).
Социальные проекты конкурсантов, занявших призовые места, направляются для участия в краевом (заочном) этапе XV Всероссийской Акции «Я - гражданин России» в г. Ставрополь.

Приложение № 1
ЗАЯВКАна участие в районном заочном этапе XV Всероссийской акции «Я - гражданин России»1. Название организации, при которой выполнен проект (полностью)
Образовательная организация
Адрес (с индексом)
телефон, факсe-mail:
ФИО участника, выполнившего проект
Название детско-юношеского объединения, выполнившего проект
ФИО, возраст лидера команды, представляющего проект (полностью):
6. Название проекта
Направление (нужное подчеркнуть):
экология;
благоустройство территорий;
социальные проблемы;
молодежная проблематика;
гражданские инициативы.
Месяц и год начала реализации проекта
Ф. И.О. (полностью) руководителя проекта
2016 г.
Дата заполнения «»
Ф.И.О. заполнившего анкету-заявку Подпись
Приложение № 2
Требования к представлению социальных проектов на районный заочный этап XV Всероссийской акции «Я - гражданин России»Для всесторонней оценки социального проекта требуется анализ всех составных его элементов.
Папка документов включает в себя нормативные документы по тематике проекта, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов, другие материалы и отражает основные этапы работы команды по разработке и реализации социального проекта в логической и хронологической последовательности.
Данные материалы распределяются по 4 основным разделам проекта:
Актуальность и важность данной проблемы для села, района,
города, края.
Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
Программа действий, которую предлагает участник или команда.
Реализация плана действий обучающегося или команды.
В качестве визуального дополнения может быть использовано мультимедийное сопровождение проекта в количестве слайдов не более 20, не дублирующее выступление участника или команды, позволяющее наглядно продемонстрировать наиболее важные аспекты деятельности. Демонстрационные материалы по проекту выполняются предпочтительно в программе «Power Point».
Работа над проектом завершается устной презентацией, где необходимо продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного ее решения, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах своей деятельности. Устная презентация - это выступление участника или команды из 4-5 человек в течение 10 минут, которые представляют свою работу и отвечают на вопросы участников конкурса из других команд и жюри.
Приложение № 3.
Методика работы команд над социальными проектами в рамках XV Всероссийской акции «Я - гражданин России»стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектомЕе целью является проверка знаний и умений обучающихся, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.
В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания обучающихся о структуре органов государственной и муниципальной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько органы государственной власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
стадия. Выбор проблемыНа данном этапе предстоит детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблем, и, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти ветеранов, благоустройство и инфраструктура и др.) выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения данного вопроса.
В целях соотнесения своих представлений о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов.
Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
Необходимо браться за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами. Если над проектом работает команда, то обучающиеся соответственно разделяются на микрогруппы, где решаются определенные организационные вопросы.
3 стадия. Сбор и анализ информацииВ рамках этой деятельности предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей проблеме.
Если это работа в командах, то одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и актуален для этой местности.
Следующая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.
Еще одна группа обучающихся входит во взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел в данной местности по данному конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать отобранная, доступная обучающимся информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемыОсновной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому необходимо разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:
Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.).
Определенные временные рамки.
Простота реализации, реальность исполнения.
Наличие необходимых ресурсов.
Наличие определенного опыта.
Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта.
Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров, работников СМИ и др.
Это трудоемкий этап работы, потому что необходимо не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.
На этой стадии нужно дать свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то «властной» структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров.
План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.
5 стадия. Реализация плана действий команды обучающихсяДанная стадия предполагает попытку реализации проекта на практике полностью или частично, предлагает свою версию решения животрепещущей проблемы.
В этих целях возможны различные акции (передача своих предложений в СМИ, общественные и государственные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
Осуществлять реализацию проекта можно непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, организации фестивалей и др.
стадия. Подготовка к защите проектаНа этом этапе идет работа по оформлению материала в виде видеопрезентации, которая соответствуют 2-5 стадиям деятельности обучающегося или команды над проектом и может образно и наглядно представить окружающим суть данного проекта.
В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить в презентации.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления обучающегося или команды из 4-5 человек, которые, используя материалы портфолио и видеоматериалы, представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.
Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляются сценарии выступления обучающихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
стадия. Презентация проектаВ рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где необходимо представить и обосновывать логику и эффективность проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса участников и оценивается квалифицированным жюри.
8 стадия. РефлексияГлавная цель этого этапа - анализ обучающимся или командой стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.