Презентация на тему Зая — Пандита — религиозный деятель, ученый,создатель Ясного письма


. Зая - Пандита - религиозный деятель, ученый, просветитель, создатель « Ясного письма» Подготовила: учитель калмыцкого языка и литературы Эрджеева Алла Николаевна. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №21» г.Элисты Республика Калмыкия . За́я-Пандита Намкай Гьямцо (калм. Зая Пандит Оһтрһун Дала) выдающийся ученый, политический и религиозный деятель, создатель калмыцкой письменности «Тодо бичг». Зая пандита родился в год Свиньи, в стихию Земли (1599г.) Зая пандита был из рода Хошут, из поколения Шангас, принадлежащего Гуручинэ духовенству. Ратнабадра, говоря о родословной своего учителя Зая Пандиты, пишет: «Дед его по имени Кюнку Заячи за свое красноречие считался умным между Четырьмя Ойратами..» (1599 – 1662) .. Создатель «Ясного письма» великий просветитель, буддийский монах Зая-пандита (1599 - 1662) национальный герой калмыцкого народа и глубоко почитаем в современной Калмыкии. Его образ, овеянный легендами, стал для калмыков символом святости и беззаветного служения своему народу. Его имя  носят учебные заведения, создан музей традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, проводятся международные научные конференции. Поваев А.М «Багш» 1995. Холст, масло. 100х80.
Зая-пандита, был приемным сыном хошоутского хана Байбагаса, пятым сыном в семье. В 17 лет, приняв обеты банди и монашеское имя Намхайжамц, через Кукунор прибыл в Тибет. В течение 22 лет изучал теорию и практику буддизма в дацане Лхасского монастыря Дрепунг. Самый крупный буддийский монастырь и университет школы  тибетского буддизма, а также место паломничества. Монастырь Дрепунг был основан в 1416 году учеником Чже Цонкапы, Джамъянг Чодже. За особые успехи получил звание пандиты, а также учёную степень геше - рабджампы. Слово Зая не является именем собственным, это монгольское произнесение санскритского эпитета Джая (jaya)- что значит Победоносный.
Зая – Пандита в 1648 году преобразовал старомонгольскую письменность и создал «ясное письмо» Эрдни Эльдышев в поэме «Зая-Пандита, или Колесо Учения» в русском переводе А. Соловьева в главе « Зима в Цюйе» пишет о завершение главного труда Зая- пандиты – создание калмыцкой письменности « Тодо бичг» Сегодня весь день трудился Зая, Великое дело верша. Сегодня составил он алфавит Буквы чисты, ясны… Каждая – словно подкова звенит, Словно ручей весны!» Создание «ясного письма» Письменность - одно из главных достижений человеческой цивилизации.. Истории известно очень мало имен создателей национальной письменности. Еще реже случаи, когда ими являлись представители самой нации. Одним из таких выдающихся личностей, подаривших своим соплеменникам возможность, читать и писать на родном языке, был Огторгуйин Далай Зая-пандита ойратский -создатель "Тодо бичг" (Ясное письмо).   
Литературная деятельность      Зая-пандита - автор около 50 оригинальных литературных сочинений и более 150 переводных произведений, главным образом религиозного содержания. Среди них знаменитые произведения "Алтн Герел" ("Золотой свет"), "Сидди кюр" ("Волшебный мертвец") , «Маани-Гамбум и другиеБуддистские литературные произведения: сказания, истории, жизнеописания выдающихся деятелей. Данильченко Б. «Зая -пандита основатель ойрат – калмыцкой письменности» 1967 г Просветительская деятельность      Об огромном влиянии просветительской деятельности Зая - пандиты на общественное сознание калмыцкого народа можно судить по одному из пунктов токталов (законов) хана Дондок Даши: "Если (чей-либо) сын не будет учиться до пятнадцати лет, то таковых штрафовать". Символично, что этот первый в мировой педагогической практике закон о всеобщей грамотности связан с именем Зая - пандиты ойратского.
Политическая деятельность           А начиналось Уложение с пункта, провозглашавшего ненападение и коллективное наказание агрессора. Это был первый зафиксированный в истории Пакт о коллективной безопасности. Примечательно, что в его разработке и принятии активно участвовали Зая-пандита ойратский и другие видные представители буддизма. Высокую миссию взяли на себя буддийские ламы, в числе которых был, конечно же, и Зая - пандита ойратский. Зая - пандита улаживал конфликты между князьями дербен - ойратов и прилагал немало усилий, чтобы еще больше укрепить и упрочить государство .1640 году был принят закон «Степное уложение» Миссионерская деятельность В 1639 году по указанию Далай ламы ,Зая-пандита вернулся на родину в Джунгарию, где развернул бурную миссионерскую деятельность по распространению буддизма.Основывая монастыри и борясь с местными, шаманскими верованиями ойратов и монголов. Зая Пандиту Ойратского называют Учителем потому, что он донес до своего родного народа драгоценное учение, подаренное всему человечеству самим Буддой.. Одним из интереснейших образцов намтара является сочинение « Лунный свет- история рабджамба Зая-пандиты» написал его ученик и помощник Раднабхадра (1690). Раднабхадра был одним из лучших учеников ойрат- калмыцкого просветителя Зая -Пандиты Оһтрһун Далая.Много лет был искусным писцом- переписчиком переводов ойрат- калмыцкого просветителя Известно также из «Биографии Зая-Пандиты», что с согласия Его Святейшества Далай-ламы тогда в Тибете была отлита статуэтка Зая-Пандиты, внутрь которой были заключены свитки с магическими заклинаниями, написанными тушью, изготовленной из праха Учителя Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты был открыт в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН в 1999 г. Батырева Светлана Гарриевна-заведующий Музеем традиционной культуры имени Зая-пандиты. Основная задача музея - сбор и хранение предметов традиционной культуры Калмыкии, изобразительного искусства, изучение и пропаганда наследия.  Образ Зая- Пандиты в искусстве: живопись, скульптура, театр.Интерес и внимание к памятникам, возросшие в Калмыкии в последние годы, свидетельствуют о том, что наша жизнь становится духовно богаче, все более явственно проявляются чувство патриотизма, осознание вечности и глубины корней, питающих современную культуру.Без исторической памяти не может существовать народ. Возведение памятника было приурочено к двум событиям: 400-летию ученого, ойрат- калмыцкого гуманиста, религиозного деятеля, просветителя и политика, а также к 350-летию со дня создания им «Тодо-бичг» (ясное письмо, калмыцкая письменность). . Зая- Пандита 1999 г. Рокчинский Руслан Гарриевич (1954 – 2003). Васькин Владимир Савельевич СкульпторЗаслуженный художник России.Заслуженный деятель искусств Калмыкии.Лауреат Серебряной медали Академиихудожеств России.Почетный гражданин Республики Калмыкия. 1941 г. р «Зая-Пандит» Дерево. Васькин Владимир Савельевич Заслуженный художник Республики Калмыкия. Мастер по художественной обработке ( кость, камень, дерево), член Союза художников России. Его работы находятся в Национальном музее РК им.Н.Н.Пальмова, и в частных коллекциях России и зарубежья, в резиденции Далай - ламы XIV в Индии. Дорджиев Виктор Исаевич 1953 г. Зая - пандита ( бивень мамонта) 2007г Зая-Пандита- учёный, просветитель, основоположник ойрато -калмыцкой письменности. 1980 г Народный художник России  Заслуженный художник РСФСР Заслуженный деятель искусств Калмыкии Награждён орденом «Знак Почёта»Лауреат Государственной премии Калмыцкой АСССРим. О.И. Городовикова Рокчинский Гаря Олегович (1923- 1993 г )Образ Зая- Пандиты интересует художников Калмыкии. Портрет Зая-пандиты  кисти Гаря Рокчинского — одна из известных работ. Поваев Александр Михайлович ( 1948)Народный художник Калмыкии, лауреат Серебряной медали Академии художеств России.В 1984- 1986 г.пишет цикл картин, которые посвятил выдающемуся политическому, религиозному и культурному деятелю. Это триптих « Рождение Зая-Панлдиты», « Детство Зая- Пандиты» и « Зая- Пандита Намхайджамцо» Поваев А.М Зая-Пандита,2005. Холст,масло. 120х105. 15 сентября 1999 г. в Национальном музыкально драматическом театре состоялась премьера спектакля «Зая - Пандита», посвященная 400- летию основателя ойрат- калмыцкой письменности Зая- пандиты и 350- летию ойратской письменности « Тодо бичг». Пьесу об основоположнике калмыцкой письменности написал и поставил режиссер Борис Шагаев. Этот спектакль о драматических коллизиях жизни калмыцкого просветителя.  Шагаев Б.АЗаслуженный деятель искусств РК, режиссер.Дарваев П. А Заслуженный работник культуры Р К, ученый, поэт, переводчик, драматург. Ханташов В Заслуженный деятель искусств РК, художник. В роли Зая - пандиты – заслуженный артист РК В. Базыров Образ Зая- Пандиты в художественной литературе Создание письменности благотворно сказалось на зарождении национальной литературыПоявились: «Лунный свет", «Сказания о дербен -ойратах" Габан Шараб, "Хождение в Тибет" и др. В 19 веке особо популярна была поэма Боова Бадмы «Услаждение слуха", обличающая пороки Ламайской церкви Эльдышев Эрдни Антонович 1959 г  Народный поэт Калмыкии, председатель правления Союза писателей Республики Калмыкия. Заслуженный работник культуры Республики КалмыкияПоэма народного поэта Калмыкии Эрдни Эльдышева «Зая-Пандита, или Колесо Учения» – одна из первых попыток в отечественной словесности на калмыцком языке художественно воссоздать биографические картины жизни выдающегося ойратского ученого и просветителя, поэта и переводчика, религиозного и политического деятеля XVII в. в монголоязычном мире Зая-Пандиты Намкай-Джамцо (Огторгуйин Далай)
Хонинова Римма Михайловна Поэт, переводчик.Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета. Она автор нескольких поэтических сборников и книги для детей « Умная мышка». Манджиев Олег Лиджиевич. 1949 г   Автор повестей «Приключения Эльзятки в мышином государстве», «Амуланага»,«Дорога в один дун», «И вечно возвращаться», «Мы по городу идём», «Небесный родник», романа «Ад номер семь».Член Союза писателей и Союза кинематографистов. Лауреат кинофестиваля « Большой Кристап» за сценарий к фильму режиссёра Ады Неретниеце «Гадание на бараньей лопатке» Лауреат государственной премии имени О.И. Городовикова   Писатель, редактор, киносценарист. Заслуженный деятель искусств Калмыкии. Олег Манджиев Возвращение Зая- ПандитыЗая-Пандита брел домой.А под ноги легли –Рассветный час, и мрак ночной,И мудрый год Змеи.Одной мечтою лишь согрет,Словно звезда во мгле,Зая- Пандита много летПровел в монастыре.Там время медленно текло,Средь старых книг он жил.Тибет терпению егоИ мудрости учил.То пропасть, то вершины скал,И- некуда идти.Одной дорогою пойдешь-Ограбят и убьют.Другою – в пропасть упадешьИ вороны склюют.Проводники народ пустой:Один упал со скал,И ночью темною второйОграбил и сбежал… Доктор физико-математических наук, профессор, член Союза российских писателей, поэт и переводчик.Автор поэтических книг « Звезд рассыпная соль», «Созвездия земного зодиака».Перевел произведения народных поэтов Калмыкии Д.Н. Кугультинова, Э.А.Эльдышева, С. К. Каляева, Е. А.Буджалова и др. Соловьев АлександрАнатольевич 1946 г.
«Тодо бичг»Рождается немеркнущий родник,Аккордом баховым высвечивая СловоИ становясь ядром, первоосновой,Тому, что называем мы Язык!В мелодии родного языкаС тобою навсегда нетленно слито,Как с океаном быстрая река,«Тодо бичиг», мудрец Зая-Пандита!Монах, подвижник, Истины слуга,Ты спеленал слова калмыцкой речиИ подвиг твой скрижалями отсвечен.«Тодо бичиг» - златые берега,Величие, бессмертие народа,Его непогрешимость и свобода,Потоком в мироздании спеша.И, обретая форму, краски, звук,Послушный тайнам, эврике наитий,Становится пристанищем открытий,Творений сердца, неустанных рук.Скакунов Алексей Андреевич1941 г Закончил Ростовский государственный университет, историк.Автор поэтических сборников « Серебряные гривы» и « Заглянуть за горизонт». В2002 году в журнале «Байр» вышла его первая книжка- малютка « Солнечный колодец». Тепкенкиев Эрнест Иванович Поэт, член Союза писателей России, кандидат медицинских наук.Родился в хотоне Бадрунгу Лаганского улуса Калмыцкой АССР. В 1963 году Эрнест Иванович окончил Ставропольский мединститут, затем аспирантуру. Плоды творчества Зая-Пандиты до сегодняшнего дня озаряют калмыков. Не смогли стереть из памяти народной светлый образ и славное имя учителя, просветителя и гуманиста. В Калмыкии 5 сентября отмечают день национальной письменности « Тодо бичг».Традиционным стало проведение митинга у памятника Зая – Пандиты с возложением цветов. Здесь учащиеся школ декламируют стихи и отрывки из поэмы Эрдни Эльдышева, рассказывают о жизни и деятельности Великого Учителя.