Конспект урока истории в 10 классе на тему «Внутренняя политика Екатерины II»

Конспект урока истории в 10 классе по теме
«Внутренняя политика Екатерины II»

Тип урока: комбинированный.
Доминирующая дидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание блока новой учебной информации, осмысление влияния самой личности исторического лидера на проводимую политическую деятельность.

Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: 1. Создать условия для формирования и первичного осмысления и закрепления знаний по внутренней политике Екатерины.
2. Углубить знания учеников, показать разные направления политики Екатерины, влияние личности самой императрицы на политику страны
Развивающий аспект: создать условия для проявления детьми познавательного интереса, развития аналитических умений, логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом и оценки политики.
Воспитательный аспект: создать условия, способствующие воспитанию толерантности, человечности, гордости за успехи развития России.

Структура урока:
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация знаний и умений.
Первичное усвоение учебного материала.
Осознание и осмысление блока новой учебной информации.
Закрепление учебного материала.
Применение знаний.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.

Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Парно-групповая.

Методы обучения:
Частично-поисковый
Репродуктивный.
Проблемный


Оборудование урока: портрет Екатерины II, Раздаточный материал (см. приложение), годы жизни и правления Екатерины Великой (напечатаны на карточке), портреты современников Екатерины (см. диск по истории России).

Можно использовать интерактивную доску и презентацию, в которой будут напечатаны все приложения к уроку, тема № п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Организационный момент
Проверяю готовность к уроку (тетради, учебники, раздаточный материал)
Вместе с учителем проверяют свою готовность к уроку.

2.
Целеполагание и мотивация.
1. Предлагаю посмотреть фотографии современников этого правителя России и узнать их (Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, Фонвизин, Радищев, Новиков
2.) Предлагаю детям прочитать характеристику императрицы (см. приложение № 1), данную ей В.О. Ключевским. (В документе имя императрицы не называется).
- О ком пойдёт на уроке речь?
- Почему вы так решили? Докажите, используя документ. (у неё был ум гибкий и осторожный, сообразительный, так при дворе царили интриги, было время Дворцовых переворотов, и она могла стать жертвой очередного переворота; ум, который знал своё место и время и не колол глаз другим, она определить стратегические и тактические задачи; она обладала даром внимания к человеку – умела приблизить талантливых и преданных людей, разбирающихся в вопросах государственной политики)
- Почему мы уделяем политике Екатерины целый урок? (была целая эпоха её правления, которая оказала влияние на все сферы жизни. Она завоевала выход в Чёрное море, огромные территории вошли в состав России. Россия стала могущественной империей, с котрой считались европейские монархи)
1. Узнают современников.
2 Читают документ.
2. Отвечают на вопросы учителя.

3.
Актуализация знаний и умений
Фронтальная беседа:
- Что вы уже знаете о политике Екатерины?
- Почему мы считаем, что политика императрицы была противоречивой?
- Постарайтесь дать оценку её политики в начале нашего урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно направления её деятельности.
Каждый в связи с этим определяет задачи своей деятельности.
Политика Екатерины носила двойственный характер. С одной стороны – это просвещённый абсолютизм, с другой – политика ужесточения. Определите по карточкам, о какой политике идёт речь, определите для себя группу
(Раздаются карточки с реформами просвещённого абсолютизма и реформами,
направленными на ужесточение политики ).
1. Отвечают на вопросы учителя.
2.Записывают в тетради оценку политики Екатерины. (Я считаю, что Екатерина II была правительницей.(вставить прилагательные), так как (что сделала). Можно по-своему оценить её деятельность.
3. Определяют для себя задачи деятельности на уроке и кратко фиксируют в тетрадь (запомнить, научиться,)

4. Читают карточки вслух (приложение № 2), определят направление политики и пересаживаются в свою группу.

4.
Первичное усвоение учебного материала
Называю страницы учебника и дополнительной литературы.
Подхожу к детям во время их самостоятельной работы.
Читают, обсуждают и фиксируют в тетради основные направления, реформы, итоги.

5.
Осознание и осмысление блока новой учебной информации
Проверяю записи.
Предлагаю определить цели реформаторской политики и соотнести их с итогами.
Читают свои записи.
Совместно определяют цели политики и соотносят их с итогами.
Определяют выступающего от имени группы – спикера.

6.
Закрепление учебного материала
Предоставляю слово учащимся: сначала сторонникам просвещённого абсолютизма, затем - политики ужесточения.
Слушают ответы учащихся, фиксируют материал, предоставленный другой группой. Члены «своей» группы дополняют ответ выступающего.

7.
Применение знаний
1. Решите 2 задачи (см. приложение № 3)
(Ответ: Как считают историки, Екатерина лично приняла православие, но своё своё рациональное и прагматическое сознание изменить не смогла, а, может быть, и не хотела. Религию она видела как помощницу самодержавия для управления обществом. Меры императрицы, несмотря на осуждение патриархией и частью верующих, значительно уменьшили влияние церкви на жизнь государства. Этого и добивалась Екатерина II)

2. Предлагаю оценить политику Екатерины, используя фактический материал и сравнить с оценкой, данной в начале урока. Предлагаю выступить нескольким учащимся.

1. Решают задачу в группе, спикер руководит работой и назначает выступающего от группы.










2. Дают оценку политики Екатерины, подтверждая фактами, и сравнивают с оценкой, данной в начале урока. (Можно по схеме, данной в начале урока, можно свободно высказать своё мнение).

8.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Прошу каждого посмотреть свои задачи на урок и оценить уровень их выполнения.
Прошу письменно ответить на вопросы (приложение 4):
Что у вас вызвало интерес на уроке?
В чём затруднились?
Чему научились?
Устно оценивают уровень решения поставленных задач.
Отвечают на листочках на вопросы учителя.

9.
Информация о домашнем задании
Даю задание: прочитать параграф и выполнить на выбор задания уровневого характера (приложение 5).
1. Отметить слабые и сильные стороны деятельности Екатерины.
2. Сравните политику Анны Ивановны и Екатерины по отношению к крестьянству.
3. Почему Павел негативно относился к царствованию своей матери? Что подтолкнуло его к реформам?

Записывают задание в дневник и забирают карточки с задачами.



Раздаточный материал к уроку «Внутренняя политика Екатерины II»

Приложение № 1

Она была очень умна и ничего более, если только это малость. У неё был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал своё место и время и не колол глаз другим, она умела быть умна кстати и в меру. Она, которой со всех сторон напевали в уши о её великом уме, так простодушно признавалась доктору Циммерману на верху своей славы, что знала весьма много людей несравненно умнее её. Но у неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутьё положения, умение быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение Вместе со знанием людей она выработала себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, умение входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания. Результаты царствования были очень внушительны.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.


Приложение № 2
Разрешение создания вольных типографий (1783г.)

Начало проведения школьной реформы (1786г.)

Разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами (1767г.)

Указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян не просто на поселении в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог устанавливать сам помещик.

Была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия (1775г.)

Была установлена строгая цензура, а затем и закрыты вольные типографии


Приложение № 3

Самый ощутимый удар по религии был нанесён в 20-30 годы XX века. Но первый значительный удар нанесла Екатерина II.По её указу «Об уложении штатов» штаты предусматривались только для 200 из 954 существовавших тогда православных монастырей.Секуляризацию пережили лишь 385 монастырей. В Новгороде из 70 больших монастырей, восходящих к XV веку и ранее, сохранилась только половина.
Вопросы:
1. Какое направление политики Екатерины II нашло отражение в документе? Все ли согласны с этим?
2. Почему большевики рушили религиозные учреждения и постройки – понятно.
А Екатерина II?



Приложение 4.
Что у вас вызвало интерес на уроке?
В чём затруднились?
Чему научились?


Приложение № 5.
Домашнее задание (на выбор учащегося)

1. Отметить слабые и сильные стороны деятельности Екатерины.
2. Сравните политику Анны Ивановны и Екатерины по отношению к крестьянству.
3. Почему Павел негативно относился к царствованию своей матери? Что подтолкнуло его к реформам?








13PAGE 15


13PAGE 14215




15