Методическая разработка урока по обществознанию Труд — основа жизни (6 класс)


Тема: «Труд – основа жизни»Цель урока: определение роли и значения труда в жизни человека. Задачи урока:Образовательная: изучить понятия «товар», «услуга», формировать умения различать эти понятия; изучить вопросы оценивания труда человека в современном обществе.Развивающая: формировать логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения; развивать познавательные процессы.Воспитательная: способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.Планируемые образовательные результаты:Предметные: формирование умений устанавливать связи между трудом и его результатами, разделять понятия «услуги» и «товар», объяснить причины появления богатства и бедностиМетапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключенияЛичностные: воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к трудуТип урока: изучение нового материала.Ход урока:Организационный момент:- приветствие учащихся, - проверка готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности),- объявление критериев оценки.I. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.На интерактивной доске слайды с видами профессиональной деятельности.

- Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? (Они работают, трудятся)Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.В мире слов разнообразных,Что блестят, горят и жгут, —Золотых, стальных, алмазных, —Нет священней слова: («Труд!»)Троглодит стал человекомВ тот заветный день, когдаОн сошник повел к просекам,Начиная круг (труда.)Все, что пьем мы полной чашей,В прошлом создано (трудом):Все довольство жизни нашей,Все, чем красен каждый дом.Новой лампы свет победный,Бег моторов, поездов,Монопланов лет бесследный,Все — наследие (трудов)! ….- Какое слово вы вставили в стихотворение?- Как догадались, что это слово «труд»?Давайте обобщим нашу беседу, подведем её итог, составив только одно предложение, которое содержало бы основную мысль нашего разговора.Учащиеся высказывают разные варианты ответа. – Труд-основа жизни. Такова тема нашего итогового урока по теме «Труд». - Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план:1. Что такое труд? Каким он бывает?2. Что создаётся в результате труда?3. Как труд оценивается?II. Изучение новой темы.1. Что такое труд? Каким бывает труд.- Итак, ребята, что же такое труд? - Скажите, а какое из ваших определений точное?- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию. Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным. Труд- это…1) Работа, занятие.2) Результат деятельности, работы, произведение.3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.Труд различается по содержанию и сложности.

Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.Профессия Характеристика трудаШофёр Учитель Художник Домашняя хозяйка Дворник Программист Продавец Полицейский Агроном Постоянный - временный, простой - сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.Проверка: «Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»2. Что создается трудом.2.1.- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатствоПредставление каждой группой своей схему. Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. 2.2. - Что такое богатство? Какими средствами его можно достичь? Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?Назовите антоним слову «богатство». Богатство- это все, что ценят люди (запись в тетрадях). - Кого называют богатым? Организация работы с притчей:- Послушайте притчу о труде и определите ее основной смысл.У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором. Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами. Высказывание мнений учеников об основном смысле притчи.- Как вы понимаете слово «благотворительность»?Организация групповой работы:Работая в группах, составьте несколько примеров благотворительности в наши дни.



Основное правило русских купцов: «Богатство обязывает!» Запись в тетрадях: меценат - покровитель; благотворительность - оказание материальной помощи нуждающемуся. Спонсор - Физическое и юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции. 2.3. Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что - услугой (стр. 75 из учебника)-Давайте запишем в тетрадь определения:Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

2.4. Физкультминутка.Игра «Товары и услуги»Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)3. Как оценивается труд.- Ребята, а как оценивается труд работника?Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Задание: - Вы должны закончить предложения:Папа за работу на заводе получил __________________________ .Маша учится в строительном институте и получает __________________ .Бабушка каждый месяц получает _____________________ .На младших детей в семье мама получает __________________ .Все названное выше составляет ________________________ семьи.Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.III. Подведение итогов урока.- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.Ответили ли мы на них?Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно – на последней. Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?IV. Объяснение домашнего задания.- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам. Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача - составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах. Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:«Поспешишь - людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил и оформим эти правила в вашем классном уголке.