Урок по теме Суффиксы существительных -чик- щик ( к класс)




Урок русского языка в 6 классе


ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК и -ЩИК




Подготовила: учитель
Страхова Наталья Александровна










Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

Задачи:

-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных - чик-щик-.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Ход урока.

Оргмомент
- Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех.
Итак , начинаем нашу работу. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Нашим чистописанием сегодня будут слова: СВАРЩИК, БУФЕТЧИК.
-Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?(Имя существительное)
- Что оно обозначает? ( Предмет)
-Посмотрите на картинки и выполните следующее задание (Слайд 2)
- Проверьте правильность записанных вами слов. Какие орфограммы встречаются в этих словах?
-Составьте одно словосочетание, выбрав слово из тех, что отмечены звездочкой. (Слайд 3)
Подчеркните начальные буквы слов. Какое слово у вас получилось? (Слайд 4)
-Что называется суффиксом?(Слайд 5 )
- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов . Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами.
Сообщение темы и задач урока .
-Запишем слово ИЗВОЗ..ИК.
В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится? (Произношение не соответствует написанию).
- ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.
Запишем ее в тетрадь.(Cлайд 6 ).

Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.
-В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.
- Цели нашего урока следующие: (Слайд 7)
РАБОТА С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
- Продолжаем нашу работу.
Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране (С Вот какие слова у нас получились.(Слайд 9 )
-Что обозначают суффиксы в этих словах?
(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)
-Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.
-Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.
- Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?
-Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.102) Работа с учебником.(Слайд 10)
-А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК.
-Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.
- Объясните правописание суффиксов слов, записанных в чистописании.
Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся.
(Физкультминутка)
Если я назову слово, где надо писать-ЧИК-, вам нужно 1РАЗХЛОПНУТЬ В ЛАДОШКИ, -ЩИК- - сделать 2ХЛОПКА, . Слова: грузик, сварик, заказик, мороженщик, резчик, наладик.
-Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. Для этого выполним у доски упр. 245.
ВЫВОД О ПРАВОПИСАНИИ СУФФИКСОВ –ЧИК – ЩИК (Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов).

Работа по группам.
1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам.
2 группа (Слайд 11 . Корректор).
У кого не оказалось ошибок?
Лексический диктант. По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите их.
1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик). 2.Рабочий,специалист по бетонным работам (бетонщик).3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь(подносчик)4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке(каменщик).5.Рабочий по проходке горных выработок(проходчик).6.Рабочий, специалист по типографскому набору(наборщик).7.Работник, ведущий учет (учетчик).8.Тот. кто делает съемку местности(съемщик)9.Рабочий, занимающийся смазкой(смазчик).11.Работник бани, обслуживающий посетителей.(банщик).
МОЛОДЦЫ!
ИТОГИ УРОКА
-Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
-Что нового узнали?
-От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли ее достичь?
- Каким образом?
-Дополните фразы:
Я узнал
В ходе работы удалось научиться
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
П. 44, 1.упр. 246
2.Составить текст на тему “Мы строим дом”.


Заголовок 215