Статья на тему Теоретические подходы к формированию инновационной образовательной программы по проблеме Непрерывное образование: опыт реализации компетентностного подхода


Теоретические подходы к формированию инновационной образовательной программы
Инновационная образовательная программа отражает часть образовательной траектории, носит дополнительный характер по отношению к ОПОП.
Инновационную образовательную программу можно условно разделить на 2 вида: программы, формирующие общие компетенции и программы, формирующие профессиональные компетенции у обучающихся.
Сегодня закон об образовании позволяет нам реализовать образовательные программы в том объеме, который достаточен для достижения поставленных целей.
Общий объем времени реализации образовательной программы определяется педагогом самостоятельно адекватно поставленной цели и задачам. Например, если на обучение по составлению презентаций мультимедиа требуется 4 часа, то и программа на 4 часа.
Итогом реализации инновационной образовательной программы должен быть конкретный результат деятельности обучающегося (написание реферата, создание творческого проекта, защита исследовательской работы или перспективы выхода с результатом на различные мероприятия -  участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, марафонах и т.д. (указывается конкретный выход на колледжном уровне и предположительно на муниципальном, областном, всероссийском уровнях), а также удовлетворение творческих или познавательных потребностей.В колледже разработано положение об инновационной образовательной программе, которое определяет требования к содержанию, оформлению, структуре.
Содержание образовательной программы формируется преподавателем исходя из:
- потребностей обучающихся и населения в образовательных услугах;
- учета уровня развития современных технологий, науки, производства.
Текст и оформление программы должно иметь следующую структуру:
1 Учебный план определяет количество часов на каждую тему по годам обучения;
2 Рабочая программа определяет разделы и темы внутри разделов в порядке, предусмотренном учебным планом:
- титульный лист рабочей программы с указанием учредителя, образовательной организации, реализующей программу, темы и направленности авторской образовательной программы, автора, научного руководителя;
- пояснительная записка содержит полное обоснование по предложенным критерия, краткую характеристику участников образовательного процесса, цели и задачи программы, особенности предлагаемой методики обучения и воспитания, прогнозируемый результат, условия реализации программы и необходимое ресурсообеспечение;
- требования к результативности обучения и воспитания определяют критерии оценки результатов и форм их контроля;
- список используемой литературы из двух частей - для педагога и обучающихся;
- приложение может включать в себя УМК к программе или перечень учебно - методического и наглядно дидактического оснащения программы, контрольно- измерительные материалы, конспекты отдельных уроков и занятий и т.п.
3 календарно-тематический план (поурочно)
4 журнал
На сегодняшний день в колледже уже разработано 20 программ, которые реализуются во внеурочное время, многие в формате ДОУ (платные услуги) и кружков.
Данные программы разработаны в пределах от 8 до 96 часов.
Т.е. Часть образовательных программ реализуется за счет средств колледжа, другая их часть реализуется через отделение дополнительных образовательных услуг. Наша цель - это продать часть программ, т.е. коммерческий проект.
После реализации программ обучающиеся получают сертификаты о прослушивании курсов. Обучающиеся программ, реализуемых через отделение дополнительных образовательных услуг, удостоверения, сертификаты в зависимости от количества часов.